Обратный звонок заказан!

Как подготовить краткий бизнес-план

22 Июня 2011
Руководство, содержащее информацию о том, какие разделы должны войти в ваш бизнес-план и почему. Подготовлено по материалам статьи Даррена Дала (Darren Dahl) «How to Write a Business Plan Outline», приведены цитаты Элен Рор (Ellen Rohr), бизнес-консультанта и основателя Bare Bones Biz. Когда встает вопрос написания бизнес-планов, люди часто разделяются на два лагеря: тех, кто считает это стоящим занятием и тех, кто уверен, что, пока не возникла необходимость в привлечении инвестиций, написание бизнес-плана — пустая трата времени. Оптимальная позиция находится где-то посередине. Первостепенная цель бизнес-плана — помочь вам добиться ясности и иметь возможность отвечать за свои действия на пути к намеченной цели. Второстепенная цель — привлечь инвесторов, получить кредит, продать долю вашей супруге, партнеру, родителю, ребенку, коллеге или кому-либо еще. Если вы не зафиксируете планы в отношении своего бизнеса в письменном виде, вы рискуете упустить возможность в случае необходимости донести эту информацию до других и даже запутаться сами. Другими словами, написание бизнес-плана не должно занять у вас месяцы работы. Самый верный путь — начать с создания краткого бизнес-плана, в котором бы присутствовали как ключевые элементы, характеризующие ваши представления о бизнесе, так и элементы, определяющие первые шаги по воплощению этих представлений в реальность. Работа по составлению такого плана должна быть проделана для того, чтобы в дальнейшем он был применимым, а не пылился в шкафу. Самое главное, на чем стоит сфокусироваться — шаги, побуждающие вас к дальнейшим действиям. Итак, давайте познакомимся с основными информационными разделами, которые должны присутствовать в кратком бизнес.

Ваша миссия

Многие предприниматели, приступая к формулированию миссии компании, превращаются в писателей, тогда как миссия должна состоять не более чем из 25 слов, а идеально было бы ограничиться восемью. Ваша миссия должна быть простым ответом на вопрос, зачем вы это делаете. Нужно всего лишь объяснить, что заставляет вас вставать по утрам и ехать на работу.

Ваши цели

Данный раздел должен отвечать на вопрос, что вы рассчитываете получить в количественном выражении, в денежном, в часах или процентах. Важно, чтобы показатели были достижимыми. Концентрируйтесь на таких формулировках, как «я хочу достичь именно этого». Вам нужно просто что-то выбрать. Не так важно, какую именно цель вы ставите. Важнее то, что после определения некоей точки на горизонте, вы начинаете двигаться к ее достижению. Целью может быть увеличение объема продаж до 1 млн. долларов, пополнение команды пятью новыми сотрудниками или даже выделение двух часов в день для тех занятий, которые доставляют вам удовольствие. Самое главное в определении целей — уметь выбирать достаточно внушительные, чтобы вдохновлять вас, но не слишком заоблачные, чтобы у вас не опустились руки. Причем вам не нужно достигать поставленных целей в обязательном порядке. Но если вы сможете выбрать такие цели, которых действительно достигните, а затем поставите новые, то ваша уверенность в собственных силах возрастет.

Презентация для лифта

Презентация для лифта или речь для лифта (англ. Elevator Pitch или Elevator Speech) — это короткий рассказ о концепции продукта, проекта или сервиса. Термин отражает ограниченность по времени — длина презентации должна быть такой, чтобы она могла быть полностью рассказана за время поездки на лифте-то есть, около тридцати секунд или 100–150 слов. Вы должны бъяснить, какие проблемы решает ваш бизнес или что предлагает усовершенствовать. Для этого необходимо кратко ответить на вопрос: «Чем вы занимаетесь?» Причем у вас может быть несколько вариантов для разных аудиторий. Вы можете подготовить отдельное сообщение для потенциальных покупателей, инвесторов или даже для членов вашей команды. Каково бы ни было сообщение, оно не должно противоречить миссии и целям.

Финансовый план

Если вы составляете бизнес-план для привлечения инвесторов, вам понадобится четко обозначить свое финансовое положение, фокусируясь на том, чем вы располагаете и что хотели бы иметь. Вам нужно будет доказать, что вы досконально ориентируетесь в своих активах. Вам также необходимо понимать, как ваши финансовые цели определены в бюджете. Финансовые цели должны коррелироваться с целями, установленными вами в предыдущих разделах бизнес-плана. Сконцентрируйте внимание на том, на что конкретно вы планируете тратить средства на пути к намеченным целям, на какой доход рассчитываете, включая желаемый уровень нераспределенной прибыли. Это поможет вам с ценообразованием. Большинство предпринимателей устанавливают цены, ориентируясь только на конкурентов, но главное — это определить, сколько вы хотите зарабатывать и какую нишу занять.

Маркетинговый план

Цель маркетинга заключается в том, чтобы побудить людей стремиться вам навстречу, а не просто продавать, что делается в случае, когда необходимо реализовать товар, созданный для решения конкретной проблемы. На данном этапе вам необходимо составить список тех мер, которые позволят привлечь клиентов, причем стоимость этих мер не должна выходить за рамки вашего бюджета. Тремя направлениями, на которые стоит обратить внимание на данном этапе, являются приобретение наработок других компаний, электронный маркетинг и формирование положительных клиентских отзывов. Суть приобретения наработок заключается в покупке у компаний, испытывающей финансовые затруднения, раскрученного номера телефона или веб-узла для использования наработанных клиентских потоков. Стратегия электронного маркетинга заключается в использовании для продвижения вашего бизнеса таких социальных ресурсов, как Facebook или Twitter. Одновременно с продвижением в социальных сетях, можно найти способы оптимизации деятельности вашей компании или даже опубликовать информационный бюллетень. Вам также нужно стремиться превратить ваших первых покупателей в промо-агентов вашего бизнеса, которые будут рассказывать о проделанной для них работе своим знакомым и коллегам. Не менее важно зафиксировать даты для осуществления всех этих шагов. Многие предприниматели считают, что достаточно вывески, чтобы от звонков клиентов не было отбоя. Однако нужно принимать более активные меры, особенно если в планах привлечь инвесторов. Инвесторам важно понимать, как вы планируете привлекать потенциальных покупателей.

Организационная структура

Даже если вы собираетесь заниматься индивидуальным предпринимательством, вам все равно не справиться со всеми вопросами по ведению бизнеса в одиночку, будь то создание вашего электронного сайта или подготовка налоговой отчетности. Поэтому важно разработать организационную структуру управления, чтобы определить, кто будет выполнять необходимые для вашего бизнеса задачи, даже если вы планируете использовать субподрядчиков. Составление организационной структуры управления позволяет увидеть, к кому вы можете обратиться за помощь. И это также внушит инвесторам и банкирам уверенность, что успешная реализация ваших бизнес-идей возможна не только при условии круглосуточной работы.

Список основных проектов

В данном разделе вам необходимо перечислить пять проектов, которые помогут вашему новому бизнесу двигаться к достижению его миссии и целей. Разница между конкретной задачей и проектом заключается в том, что проект предполагает выполнение большого количества задач. Отправить маме букет цветов — конкретная задача. Написать инструкцию по телефонному взаимодействию с клиентами в вашей компании — проект. Главное, чтобы проекты были направлены на решение определенных проблем или способствовали развитию дела в целом. Проекты можно делить на простые и более сложные, чтобы было проще отслеживать собственные успехи. Если у вас есть наемные сотрудники или субподрядчики, не забудьте вписать их имена в конкретные проекты, чтобы разделить зоны ответственности.

Резюме руководства

Резюме руководства (англ. — executive summary) — это небольшой документы (на одну страницу или даже короче), содержащий ответы на основные вопросы касательно вашего бизнеса, а именно: что, почему, для кого, за сколько, к какому времени и когда. Представьте, что использовали бы это резюме, если бы с рядом вами в самолете сидел Уоррен Баффет и вдруг спросил: «Так чем же вы занимаетесь?» Если ваша презентация для лифта занимает не более 25 секунд, то резюме проекта будет ее 1-2-минутной версией.

Доработка

После того, как вы закончили все предыдущие действия, вернитесь к каждому разделу, просмотрите свои записи и, в случае необходимости, скорректируйте их. Хороший бизнес-план всегда правильный, однако же нет предела совершенству. Главной задачей составления бизнес-плана является помощь в определении целей и наполнение вас достаточной решимостью для их достижения.
Подпишитесь на рассылку бизнес-рубрики Мегаплана
 

Комментарии