Обратный звонок заказан!

Проблема управления филиалами: что выбираем — наказывать или воспитывать?

25 Июля 2008
Филиалы — это дети, уехавшие из дома на учебу в другой город. Получив свободу, они пьют, курят и трахаются, забив на лекции. Конечно, родителям по телефону они говорят: «Все в порядке». Но уже первая сессия, максимум, вторая становится шоком — оказывается, здесь еще надо было учиться! Некоторые родители думают: «Нет, наши дети не такие, они ходят в библиотеку и пишут курсовые». Подобный вариант тоже нельзя исключить. Но, в общем случае, свобода и бесконтрольность — это серьезное испытание на пути во взрослую жизнь. И далеко не все его проходят с честью. Могут ли родители — головные офисы компаний — как-то повлиять на своих отпрысков?

Безусловно, могут. Есть два пути.

Первый — держать в страхе, прессинговать, звонить каждые пять минут, требовать ежедневных отчетов по мейлу, приезжать с неожиданными проверками и наказывать. Все это отнимает много времени и нервов и, в конечном счете, малоэффективно. Потому что любой прессинг лишь заставляет искать новых лазеек, чтобы не делать того, чего делать не хочется.

Второй путь — воспитывать (или, если дитя уже выросло, перевоспитывать). Относиться как к большим, но при этом учить пользоваться свободой, показывать перспективы, давать полномочия, прислушиваться к их мнению, помогать советами. И главное — доверять. Скажете, доверять трудно? Да, трудно. Но на то мы и взрослые, сильные компании, чтобы справляться со своими трудностями достойно, без истерики.

Четко заданный курс и деликатный, но систематический контроль — вот две вещи, которые сделают успешным любой филиал.

С управлением филиалами есть две главные проблемы — недостаток людей и недостаток информации. С людьми все понятно — бизнес делает команда. Правильные люди, пусть и не сразу, но находятся, перекупаются у конкурентов, в крайнем случае, выращиваются из собственных кадров. А вот дефицит информации зачастую становится причиной гибели, мучительной и позорной.

Об этом сейчас и поговорим. Допустим, филиал еще только планируется открыть. Дефицит информации начинается уже здесь. Надо понимать, что другой город — это другая реальность. Схема бизнеса, отлаженная и успешно работающая в Москве, с большой вероятностью окажется не вполне пригодной, скажем, в Сыктывкаре. На начальном этапе трудно предположить, какие потребуются изменения в схеме, как именно будут отлаживаться бизнес-процессы. Поэтому очень важно сохранять историю развития филиала для оперативного анализа возможных проблем. Теперь, допустим, что филиал уже открыт и какое-то время работает. Дефицит информации становится критическим. Невозможно адекватно управлять бизнесом, не зная толком, что вообще там происходит. Даже если в компании выработана система учета, и вы регулярно получаете отчеты, и каждое утро у вас начинается с конференс-колла с участием всех филиалов, реальной картины вы не видите. И никогда не увидите просто потому, что слова — это слова, а жизнь — это жизнь.

Для эффективного управления нужны факты. Вообще-то, есть еще одна неприятность, которая часто случается с филиалами — перекрестное подчинение. Это как если нерадивому студенту пытаются по отдельности вправлять мозги мама, папа, бабушка, дедушка и еще пара-тройка двоюродных теток и четвероюродных дядек. Все они дают взаимоисключающие указания, от чего у студента появляется естественное желание послать их всех в известном направлении и не заморачиваться (притом, что его собственного мнения редко кто спрашивает).

Об этом мы уже говорили — чтобы ребенок вырос самостоятельным, надо ему доверять и давать полномочия. Итак, для успешного управления нам нужен контроль, нам нужно разделить полномочия, нам нужны факты и нам нужно, чтобы информация никуда не пропадала и хранилась столько, сколько понадобится. Нам повезло больше, чем родственникам легкомысленных деток. У нас есть инструмент для воспитания филиалов — Таск-менеджер.

Таск-менеджер — это программный продукт с веб-интерфейсом для оперативного управления бизнесом.

Чем хорош Таск-менеджер именно для управления филиалами — здесь вы можете видеть, как реально обстоят дела, сидя спокойно в своем головном офисе. В Таск-менеджере вы видите всех своих людей и все задачи, которые этим людям необходимо решить. Здесь же можно наглядно выстроить иерархическую структуру компании, разделив, таким образом, полномочия.

В результате того, что все стоящие перед компанией задачи фиксируются в «Таск-менеджере» бизнес-процессы становятся очевидными. Процесс выполнения задач можно комментировать. Таким образом, если возникает какая-то проблема, скрыть это от вас уже не получится. А вы, в свою очередь, сразу увидите, что что-то идет не так, и сможете своевременно на это повлиять.

Знаете, что это значит? Это значит, что вы контролируете бизнес в филиале полностью. Более того, если вы будете открывать другой филиал, большим подспорьем для вас будет история развития первого, которая сохранится в Таск-менеджере. Пусть не все, но какие-то подводные камни с каждым следующим разом будет все проще обходить. Единственная загвоздка может приключиться, если Таск-менеджером будут пользоваться нерегулярно. Тогда в нем не будет особого смысла. Тут уже все будет зависеть от вас — сумеете воспитать себя, сумеете воспитать и филиал. А что вы хотели, воспитание штука такая — лучше всего работает на личном примере :)

Комментарии
  • Вячеслав 26 Июля 2008 13:41

    Отличный текст :).
    Описали все наши беспокойства,
    связанные с открытием филиала.

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.
  • Антон 29 Июля 2008 17:42

    Статья хорошая, пиар засчитан :) Но!

    >искать новых лазеек
    >спрашивать собственного мнения

    бережнее нужно относится к винительному падежу.

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.
  • Olga 29 Июля 2008 18:08

    спасибо :) надеюсь, ваше беспокойство хоть капельку рассеялось и вы сможете воспитывать свои филиалы :)

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.
  • Olga 29 Июля 2008 18:10

    спасибо, что так внимательно прочитали, для автора это всегда очень приятно :)

    да, есть у меня такая фишка — увлекаюсь смыслом и в запале забываю про винительный падеж, исправимся :)

    PS я боюсь, там еще и запятые не все на своих местах ;)

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.
  • Вячеслав 30 Июля 2008 12:46

    Да-да :)) мы еще своих сотрудников не воспитали)

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.
  • Olga 30 Июля 2008 15:18

    не бросайте это благородное дело, я вас верю :)

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.
  • Андрей 17 Сентября 2008 09:33

    "Красиво на бумаге забыли про овраги"

    Предположим что Ваша система очень гибкая, настраиваемая и много чего позволяет.
    Возьмем ключевое для любой компании направление "продажи", "сбыт" назовите как хотите.
    Нарисовали структуру, раздали задания и контролируем результат. Вот тут первый подводный камень как красиво написано: нет информации, фактов (цифр, показателей) или объем этих "заданий" не позволяет их оперативно проконтролировать.
    Простой пример: рабочий день продавца моей компании 50 звонков в день минимум, таких бойцов 3 - 150 заданий в день.
    Сколько все эти задания я буду читать отдельный вопрос, как проконтролировать результативность (цифры, факты) и какие дальнейшие выводы из этого следуют.
    Про взаимоотношения с клиентами это вообще отдельная тема, требующая описаний на несколько листов, как оценить объем клиентской базы, текущую работу по каждому клиенту и тд.
    К чему все это? Приходим к тому с чего начинали, для решения локальных задач потребуются узко специализированные системы (1с, CRM и тд), стоимость этих систем и адаптация для решений задач бизнеса может быть не сопоставима с решаемыми задачами и занять существенное время.

    PS Возможно, я плохо изучил возможности системы, откройте мне глаза, пожалуйста. Небольшому развивающемуся бизнесу как воздух нужен адекватный инструмент.
    В целом система оставляет приятное впечатление. Креативность в сочетании с "правильностью" развития компании и продукта позволяет сделать прогноз, что в ближайшей перспективе получиться полноценная бюджетная версия ERP системы.

    С наилучшими пожеланиями и надеждой
    Андрей.

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.
  • Неслуховский Иван 18 Сентября 2008 00:43

    Просто поменяйте "спрашивать" на "испросить" (-;

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.
  • Евгений Зинин 01 Октября 2008 21:58

    Узкоспециализированное решение всегда лучше общего, с этим трудно поспорить.

    Если говорить об описанной вами ситуации со звонками, то я бы предложил другой подход. Постановщик ставит продавцу задачу на день(неделю, месяц). Скажем, добиться некоторых значений по ключевым показателям эффективности. И в рамках этой задачи менеджер ведёт работу. Клиент простой - отметил комментарий, сложный - сделал подзадачу. По окончании временного отрезка задачи подводятся итоги и принимается решение о премировании. Годится такое решение?

  • Ваш комментарий
    Необходимо заполнить данное поле
    Имя должно содержать более 2-х симоволов
    адрес не будет опубликован
    Заполните, пожалуйста, адрес
    Необходимо заполнить данное поле
    Ваш комментарий добавлен
    Спасибо за участие в дискуссии.