Обратный звонок заказан!

Фабрика одежды «Элема»

Работает в Беларуси с 1930 года Собственная сеть магазинов Более 1 000 человек в штате

Рассказывает

citydog.by

«Элему» создали на базе швейного объединения им. Н.К. Крупской. Тогда оно производило ватники и специальную мужскую одежду. Со временем профиль предприятия изменился: тут стали выпускать женскую и мужскую одежду. С определенного момента появилась специализация — пошив только женской верхней одежды, но позже ассортимент решили расширить: кроме пальто покупательницам предложили костюмы, платья, юбки, брюки.

 

 

— Преобразования, которые сделали «Элему» такой, какая она есть сейчас, начались не вчера, — рассказывает по дороге на производство маркетолог Екатерина Власик. — Конечно, за последний год компания изменила состав управленцев, но техническое переоснащение началось раньше. С 1987 года на производстве постоянно обновляют оборудование, чтобы усовершенствовать технологии пошива.

 

 

ОТ ПРОИЗВОДСТВА...

 

Процесс формирования новой коллекции на «Элеме» достаточно долгий, и начинается он больше чем за 10 месяцев до презентации. В первую очередь коммерческое управление формирует техническое задание, которое передается дизайнерам. В задании прописано, какое количество моделей нужно выпустить, какие группы должны быть закрыты, какой у продукции будет ценовой диапазон.

 

— Отдел маркетинга готовит необходимую информацию по аналитике продаж уже прошедшего сезона, срез конкурентов. Это важная информация — и для формирования техзадания, и для формирования коллекции. Ценовой срез конкурентов позволяет понять, в рынке мы или нет, — объясняет нам начальник отдела маркетинга Елизавета Прибыльская.

 

 

Когда техническое задание готово, за работу принимаются дизайнеры.

 

— Любое дизайнерское решение — это всегда что-то новое. Например, одна и та же модель может быть совершенно неузнаваема в разных тканях. Дизайнеры могут вдохновляться различными идеями. Все марки, работающие в сегменте масс-маркета и средних цен прет-а-порте, — это всегда проводники идей с подиумов высокой моды и исследований трендов европейских бюро стиля и моды, таких как Carlin или Nelly Rody. Но мы все прекрасно понимаем, что эти тренды должны быть адаптированы для целевой аудитории.

 

Работа коммерческого управления с поставщиками сырья позволяет дизайнерам выбирать материалы для воплощения своих идей.

 

 

— Здесь и кроется секрет долгой «носки» пальто белорусского производства. «Элема» закупает качественные европейские ткани. Отсюда и соответствующая цена на готовое пальто. Цена — это, прежде всего, материалы. Плюс трудоемкость изготовления. Ткани, которые используются, например, для зимы, — это материалы с высоким содержанием шерсти и кашемира: топ-ворс, топ-велюр, вареная шерсть и букле, лайт-велюр. В осенней коллекции покупательницам предлагается расширенный ряд моделей из плащевой ткани — как полностью, так и в сочетаниях.

 

 

Затем дизайнеры в тандеме с конструкторами создают тест-образец, который они будут предлагать для новой коллекции на художественно-техническом совете уже с рассчитанной ориентировочной ценой. Для дизайнеров это своеобразный экзамен: проект могут и не утвердить. Во время экскурсии мы застаем за работой двух дизайнеров. Один из них утвердил свой проект, второй как раз собирается представлять комиссии эскизы и немного волнуется.

 

Далее эскизы отправляют в конструкторский цех, где готовятся выкройки.

 

 

— Для того чтобы ткани использовались рационально, на производстве пользуются специальной программой, — рассказывает Елизавета Прибыльская. — Специалисты раскладывают выкройки на схеме таким образом, чтобы минимизировать затраты. Эта схема в итоге передается на оборудование, которое управляет раскроем в цехах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хотя и сейчас некоторые работы выполняются исключительно вручную: например, выкройка из болоневой ткани или глажка готовых изделий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы интересуемся, как же организовать и наладить работу для такого большого штата сотрудников.

 

— Здесь действует простая отработанная схема: на каждую модель делают бюллетень, в котором расписывают все операции, которые нужно выполнить на данной модели. После этого печатают «купоны», которые сопровождают крой. Потом все эти задания распределяются мастерами между швеями. Каждая из них, когда заканчивает работу, вырезает купон на операцию — в конце смены все купоны сдаются учетчикам. Это учитывается при расчете заработной платы.

 

Сейчас в компании работает более 1 000 человек 100 различных профессий.

 

— В сегодняшних условиях очень непросто сохранить профессионалов и найти хороших сотрудников, которые будут заинтересованы продвигать бизнес вперед, — рассказывает начальник отдела кадров Любовь Артименя. — У нас очень серьезно подходят к отбору персонала. Особенно активно стараемся привлекать в коллектив молодежь — часто выезжаем с презентациями на ярмарки вакансий и в профильные учебные заведения.

 

Мы свидетели: в коллективе компании довольно много молодежи, причем не только в офисе, но и на производстве. Наверное, половина швей и утюжильщиц — молодые девушки.

 

 

 

 

 

 

А в раскройном цеху мы даже встретили симпатичного молодого человека.

 

 

Фурнитуру пришивают на специальных машинах. А потом изделие ожидает «влажно-тепловая обработка».

 

 

После этого пальто отправляют на утюжку. На дверях цеха висит нарисованный от руки график профосмотра. В отделе кадров нам рассказали, что люди, которые здесь работают, обязательно проходят полный медосмотр в назначенный день, который оплачивается как обычный рабочий.

 

Кстати, о здоровье швей тоже заботятся: в одном из цехов висит плакат с профилактикой последствий для здоровья сидячего образа жизни, а рядом — информация о том, как попасть на массаж в закрепленной за «Элемой» поликлинике. Также на предприятии проводят спортивные праздники и другие активности.

 

 

Пройдя все этапы пошива и подготовки, изделия отправляются на склад, откуда их распределяют на реализацию.

 

— Готовая перспективная коллекция предлагается для заказа клиентам два раза в год. В Москве и Минске проводятся презентации, в ходе которых представляется как сама коллекция, так и дается возможность покупателям, действующим и потенциальным, самим оценить качество материалов. Собранные заказы обрабатывают менеджеры коммерческого отдела. Затем они анализируются и на их основе формируется общая производственная программа на коллекцию. Заказанные партии отправляют в собственные точки продаж и партнерам по всей Беларуси, в Россию, Казахстан, Эстонию, — рассказывает начальник коммерческого управления Наталья Синяева.

 

Причем внутренний рынок — это более 60% от общего количества продукции. Одежду от «Элемы» в нашей стране продают 22 фирменных магазина и 186 точек торговли.

 

 

 

 

...ДО ПРОДАЖ

 

Важный момент — формирование системы планирования целей и постановки задач. Как правило, она имеет сложную структуру: в компании есть общие и постановочные совещания, на которых решают вопросы стратегического уровня или распределяют работы по направлениям. Затем руководители подразделений уже со своими сотрудниками отдельно планируют работу. Топ-менеджмент «Элемы» приветствует личное общение. Любой работник может прийти с предложениями и замечаниями не только к своему непосредственному руководителю, но и к руководству «постарше».

 

Работа розничного отдела — один из самых сложных в организационном плане моментов. Поэтому здесь распределяют задачи и налаживают процессы не только силами сотрудников. Недавно в компании начали использовать систему «Мегаплан». Эта программа помогает следить за открытием новых магазинов, контролировать, на каком этапе выполнения находится та или иная задача. Так руководство отдела в онлайн-режиме принимает решение о перераспределении продукта в местах продаж с учетом их востребованности.

 

 

КАКУЮ «ЭЛЕМУ» НОСЯТ МИНЧАНКИ?

 

— Самый популярный товар среди покупателей в Минске — пальто классического кроя из шерсти и плащевые пальто, — рассказывает начальник отдела маркетинга Елизавета Прибыльская. — Очень успешными в последнее время стали модели из вареной шерсти. Из нее шьют не только пальто, но и жилеты, платья, кардиганы и жакеты.

 

 

 

 

— Из весенней коллекции в Минске довольно быстро продаются остромодные силуэты оверсайз и такие модели, как бомберы, жилеты и платья из вареной шерсти, плащи в стиле спортшик, тренчи и, конечно, классические пальто с приталенным силуэтом. Цветовая гамма самая разная, но классика востребована в первую очередь: пальто черного и бежевого, кремового цвета раскупают лучше всего. Однако популярны и яркие насыщенные цвета. Самые «ходовые» размеры — 46-50. А возрастная категория абсолютно разная: от 25 до 50 лет.

 

Мы планируем развивать направление мужской одежды, но это довольно серьезное дело: к нему нужно подходить очень взвешенно с точки зрения ресурсов и инвестиций. Поэтому это вопрос будущего. Насколько отдаленного, это уже покажет время.

 

 

Спрашиваем: а носят ли сами сотрудницы пальто и платья от «Элемы»?

 

— Да, и много. И не только одежду из шерсти, но и плащевые, утепленные пальто и плащи. Сейчас уже видим на сотрудницах новые модели из летней коллекции. Вообще, работницы «Элемы» активно покупают одежду практически на рабочем месте. Один из магазинов находится совсем рядом с предприятием, поэтому у них есть дополнительная возможность сразу же купить то, что понравилось, — говорит маркетолог Екатерина Власик.

 

 

— Кстати, в фирменных магазинах есть свои плюсы. Цены на изделия практически не отличаются от тех, по которым они продаются в универмагах. Зато выбор, конечно, больше. Если товара нет в данный момент в наличии, покупательница может оставить заявку, и, когда товар придет, ей сообщат и даже могут при необходимости доставить его в другой город. Еще один бонус — программы лояльности: подарочные сертификаты, дисконтная программа и карты рассрочки.

 

Мы интересуемся, обязательно ли качественное пальто должно быть дорогим.

 

— Качественное пальто не может быть дешевым, например, если мы говорим о зимней верхней одежде. Облегченное пальто на весенне-летний период — это уже другой материал и, соответственно, другая цена. Ее обуславливает также сложность пошива модели.

 

 

— Выбор «белорусского» — это не только из-за цены. Просто у людей есть понимание, что одежда, сшитая в нашей стране, ничем не хуже. Белорусское может быть модным и стильным, а не только просто качественным. Хотя это тоже решающий фактор.

 

 

Источник: citydog.by

 

 

КАК В КРИЗИС БЫТЬ ПРИБЫЛЬНЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

 

рассказывает директор «Элемы» Александр Тризонов

 

 

Адекватный бизнес-план: «Надо было адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию, и то, что мы зафиксировали в бизнес-плане, полностью реализовали». В 2015 году серьезно упал экспорт — на 43,2% к 2014-му. «По плану было минус 45%, так что спрогнозировали мы правильно», — отмечает директор.

 

Реконструкция товарной сети: сейчас производитель строит классическую товаропроводящую сеть — со своими филиалами и фирменными магазинами в разных городах России.

 

Чтобы снизить затраты, «Элема», например, отказалась от самого известного минского магазина в ТЦ «Столица». «За девять лет работы этот магазин ни разу не вышел в плюс. Я не знаю истории, как мы туда пришли. Если бы я туда приходил, это однозначно был бы договор покупки помещения с рассрочкой платежа. А так за это время мы выплатили больше миллиона долларов. Эти площади не стоят столько! А нам все рассказывали, что у них валютный кредит... Не знаю, в чем их проблема, может, штат раздут, но мы туда готовы становиться, только если цена снизится до 30 долларов за метр».

 

Высокая загрузка мощностей: «В целом производственная программа на 2016 год видна уже хорошо. Причем она больше, чем мы можем произвести сами. „Элема“ готова загрузить предприятия легпрома, с которыми уже работала по аутсорсингу, размещая заказы на отшив».

 

Кроме того, на «Элеме» шьют продукцию для Gerry Weber, Marks & Spencer, в прошлом году добавились и российские бренды, в частности «Снежная королева», для которой за год планируется сшить 60–65 тысяч изделий (двухмесячный объем производства белорусского предприятия).

 

Снижение затрат: «Мы сориентировались правильно: в 2014 году средний погонный метр пальтовой ткани был куплен за 24 доллара, в 2015-м — за 15 долларов. То есть практически на 40% мы целенаправленно снижали цену сырья, стремясь сохранить качество тканей. Многие ткани и фурнитуру начали покупать напрямую у производителей».

 

Установка современного программного обеспечения: еще несколько лет назад бухгалтерия все считала в «Excel и на счетах». «Все это переломать было очень сложно. Кроме того, раньше в каждом магазине были свой директор, товаровед, бухгалтеры — до двух на магазин, мы всю верхушку оптимизировали. Сейчас у нас есть магазин № 1, а все остальные — его секции, где есть завсекцией и продавцы. Все. Никаких товароведов и бухгалтеров. Сейчас на всю сеть у нас три бухгалтера — вместо 25».

 

Недавно в компании начали использовать систему Мегаплан, которая помогает следить за открытием новых магазинов, контролировать, на каком этапе выполнения находится та или иная задача.

 

(По материалам tut.by)