О дивный, новый мир

Бизнес-тренды ближайшего будущего

  • 5911

В ближайшие 30 лет мир кардинально изменится. Общество, политика, экономика, принципы взаимодействия и даже человеческое мышление — все станет не таким, как сейчас, подчинившись влиянию нынешних технологических тенденций.

Что это за тенденции и как именно они «перепишут» привычную нам реальность, в своей книге «Неизбежно. 12 технологических трендов, которые определяют наше будущее»

рассказывает Кевин Келли, один из ведущих мыслителей современности. Автор убежден: из происходящего можно извлечь выгоду, но только если уловить суть уже сейчас. Тем, кто не боится мечтать и готов рисковать, воплощая мечты в жизнь, предлагаем обратить внимание на ряд бизнес-идей, у которых, если верить Келли, огромный потенциал.

Статья будет полезна всем, кто хочет найти верное направление деятельности и понимать, куда инвестировать, чему учиться, как работать и вообще жить в быстро меняющемся мире.

Идея 1. Просто добавьте искусственный интеллект

Формула успеха для огромного количества стартапов будущего: возьмите устройство Х и добавьте к нему искусственный интеллект. Следование аналогичному принципу помогло обогатиться производителям, в свое время электрифицировавшим механические приспособления. Сегодня же, когда параллельные вычисления стали доступны и дешевы, алгоритмы более эффективны, а объем имеющейся информации увеличивается лавинообразно, появление искусственного интеллекта (и его последующее проникновение во все сферы человеческой деятельности) — дело недалекого будущего.

Искусственный интеллект можно внедрить практически в любую область: лабораторные исследования, юриспруденцию, маркетинг, дизайн интерьера, создание произведений искусства. Список огромен. И появление все новых умных машин это лишний раз подтверждает. Когда же людям удастся создать по-настоящему думающие машины, главное — вовремя понять, что они станут думать иначе, чем мы.

И типов другого мышления будет огромное количество. При этом наибольшее внимание люди продолжат уделять роботам — искусственному интеллекту, облаченному в тело.

 

Роботы смогут выполнять:

— работу, которую могут делать люди, но с которой роботы справятся лучше;

— работу, которую люди не могут выполнять;

— работу, которую люди раньше не могли даже представить;

— работу, которую сначала способны делать только люди (и которой впоследствии они могут обучить роботов).

Идея 2. Продавайте то, что невозможно скопировать

Сегодня можно найти бесплатную копию любого произведения, попавшего в сеть. Это вопрос времени, и только.

Для тех, кто хочет зарабатывать на продаже цифровых продуктов, решение очевидно: нужно продавать что-то, что невозможно скопировать, что «лучше, чем бесплатно». Подобные продукты должны обладать генеративной ценностью, то есть качеством или свойством, которое возникает в момент совершения сделки. Таких ценностей восемь.

  • Оперативность. Люди готовы платить (иногда немало) за то, чтобы получить свою копию продукта в момент вывода его на рынок, даже несмотря на то, что через какое-то время он станет доступен всем и бесплатно.

• Персонификация. Персонификация требует постоянного диалога между создателем и потребителем, творцом и поклонником, производителем и пользователем. Она имеет повторяющийся характер и занимает много времени. Так, аспирин стоит дешево и доступен каждому, а, скажем, препарат на основе аспирина, разработанный исключительно под ДНК конкретного человека, может быть очень ценным и одновременно очень дорогим.

• Интерпретация. Есть знания, которые приобретают ценность только в том случае, если известно, как их применить. По такому принципу разработчики программного обеспечения, доступ к которому ничего не стоит, зарабатывают на пользовательских инструкциях и техподдержке. Аналогично в обозримом будущем станет распространяться информация из области генетики и медицины.

• Аутентичность. В данном случае люди платят не за продукт, а фактически за свое спокойствие — чтобы быть уверенными, что, например, загруженное на смартфон приложение не имеет ошибок, спама и вредоносных программ, а аудиозапись известной группы — подлинная.

• Доступность. Пользователи готовы платить за возможность читать, смотреть и слушать бесплатные книги, фильмы и аудиозаписи в любом месте с любого из своих устройств с удобным интерфейсом, то есть, по сути, за легкий доступ к самым разным материалам без обязательства поддерживать их в порядке.

• Материализация. Многие интересные спикеры, музыкальные и танцевальные коллективы зарабатывают сегодня на выступлениях. В данном случае зрители платят за присутствие профессионалов и возможность живого общения с ними.

• Добровольная финансовая поддержка. В глубине души ценители творчества художников, музыкантов, писателей, актеров хотят отблагодарить кумиров, так как это позволяет поклонникам ощутить связь с людьми, произведениями которых они восхищаются. При этом платить деньги поклонники будут только при наличии четырех условий: 1) сделать это очень просто; 2) сумма разумна; 3) выгода ценителей от этого понятна; 4) то, что кумир получит прямую пользу, очевидно.

• Открытость. Люди готовы платить тем, кто позволит им в море бесплатного контента самого разного качества найти те немногие произведения, которые действительно достойны внимания. Этим объясняется популярность рекомендательных сервисов и отдельных экспертов.

Идея 3. Ориентируйтесь на экраны

Появление нового носителя информации в корне меняет культуру и ценности.

Цифровая культура — это состояние непрерывного потока, бесконечных коротких рекламных фраз, быстрых решений и полусырых идей. Это поток твитов, заголовков, постов в Instagram, банальных текстов и поверхностного первого впечатления. Чтение постепенно превращается в сканирование. А оно, в свою очередь, учит мышлению в режиме реального времени и побуждает к действию. Создавая какой-либо (в том числе продающий) контент, это необходимо учитывать.

Современная подача информации обладает высокой степенью визуальности и имеет свои характеристики:

• текст сливается с движущимися изображениями;

• слова на экране быстро перемещаются;

• слова наплывают на изображения;

• слова служат ссылками или комментариями, связанными с другим текстом или картинками.

 

Информация, «упакованная» по таким принципам, будет восприниматься лучше всего. Кроме того, уже сегодня можно передать информацию, не прибегая к словам вовсе, — с помощью картинок, диаграмм или символических знаков.

Если вы продаете контент или он помогает вам зарабатывать, адаптируйте его под наиболее распространенные сегодня экраны. А может, вы решите оснастить экраном выпускаемые товары? Это тоже достойная идея, ведь в ближайшем будущем мы неизбежно окажемся в постоянном окружении самых разных дисплеев.

Идея 4. Зарабатывайте на доступе

Благодаря интернету и смартфону в нашем распоряжении оказывается бездонный виртуальный шкаф. Оттуда можно достать почти любой товар или услугу довольно быстро, иногда даже быстрее, чем искать что-либо в кладовке или на чердаке.

При этом нам не приходится самостоятельно чистить, ремонтировать, хранить, страховать, обновлять то, чем мы пользуемся. Все это поддерживает процесс перехода от продуктов к услугам, от приобретаемой собственности к доступу, предоставляемому по подписке. При этом «поставщик» услуги тоже выигрывает, ведь:

— подписка оборачивается потоком обновлений, выпусков и версий, вызывающих непрерывное продолжительное взаимодействие с клиентом;

— нередко потребитель оказывается «привязанным» к услуге и не может от нее отказаться, так как со временем любая услуга адаптируется под нужды конкретного пользователя и все лучше отвечает его потребностям;

— пользователи ценят высокое качество услуги, непрерывное улучшения сервиса и персонализацию, а производитель — лояльных клиентов; выигрывают обе стороны;

— режим доступа делает покупателей ближе к производителю, и они, как правило, начинают действовать как производители: участвуют в принятии важных решений по улучшению услуги, а иногда и дорабатывают ее по своей инициативе.

 

Помимо всего прочего, возможность доступа — это также один из способов предоставлять пользователям новые услуги практически здесь и сейчас.

 

В таких условиях с коммерческой точки зрения наиболее успешна модель «Uber для Х», где Х — это любая компания, клиентам которой все еще приходится тратить время на ожидание. Предложение для покупателей звучит так: вам не нужен тот или иной продукт — его вам предоставят в готовом виде по вашему запросу, в режиме реального времени, по цене, от которой вы не сможете отказаться.

Компании, уже сегодня работающие по такой модели, могут это обещать. Их секрет в том, что они владеют не зданием с огромным штатом сотрудников, а определенным программным обеспечением. Вся работа отдается внештатным исполнителям и выполняется фрилансерами, готовыми трудиться. А функция этих компаний заключается в координации децентрализованного процесса и контроле за тем, чтобы работа выполнялась в режиме реального времени.

Идея 5. Создавайте ремиксы

Композиторам с мировым именем не пришлось изобретать ноты, а писателям — слова. Современные технологии представляют собой сочетания более примитивных, перераспределенных и смешанных по-новому.

Современные медиажанры — это ремиксы более ранних и простых (статьи-списки, твиты из 140 символов, гифки). Перемещение и повторное использование уже существующих единиц или фрагментов — ключ к созданию всего нового.

Невероятная взаимозаменяемость цифровых фрагментов позволяет произведениям легко менять форму, мутировать и объединяться в гибриды. Поэтому в ближайшие десятилетия нас ждет взрывной рост числа новых технологий, жанров и поджанров. От создателей требуются лишь смелость и фантазия. А дальше вопрос только в том, найдут ли эти продукты свою аудиторию и станут ли популярными.

Помимо прочего, создание ремиксов перевернет традиционные представления о собственности и владении с ног на голову, ведь цифровые фрагменты нематериальны и неконкурентны.

Начало

Мы находимся в Начале, прямо на грани резкого скачка.

— Совместное использование материалов, которое сейчас кто-то считает лишним, и переход от владения к общему доступу только набирают обороты.

— Многие технологические процессы ускорятся благодаря искусственному интеллекту, который только рождается. Впоследствии самые умные нынешние устройства покажутся очень глупыми по сравнению с его возможностями. И все эти изменения — лишь первый шаг.

 

Это Начало, а значит, лучшее время, чтобы что-то изобретать. Никогда еще в истории человечества не было больше возможностей, более низких барьеров, высокого соотношения преимуществ и риска, высокого возврата на вложенные усилия, чем сегодня.

 

Текст: Татьяна Турбал, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Shutterstock.com

 

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

comments powered by HyperComments