Как продавать больше

Практическое руководство по экспресс-маркетингу

  • 5753

Один из самых быстрых способов поднять продажи — помочь своим сотрудникам продавать больше. 

Помощь может заключаться как в обучении, так и в мотивации, в предоставлении рабочих инструментов, повышающих эффективность продавца, и т. п. Давайте посмотрим, что вы можете использовать в своей компании уже завтра.

 

Более подробно о методах экспресс-маркетинга вы можете прочитать в моей книге.

 

Экспресс-маркетинг

 

Здесь же «Большие планы» публикуют краткую версию одной из ее глав.

 

«Волшебные слова», повышающие продажи

 

Самый простой инструмент, который внедряется буквально за десять минут, это речовки — стандартные фразы, которые каждый продавец (официант, консультант, менеджер) заучивает наизусть и выдает в ответ на типовые вопросы или реплики клиента.

 

 

Мой клиент из Нефтеюганска, владелец пиццерии, поднял оборот на 16% и чистую прибыль более чем на 25% за один день и без затрат. По моей рекомендации он научил работника линии раздачи спрашивать у каждого клиента: «Какой соус будете с пиццей — соевый или томатный?» Если раньше соус к пицце брали лишь несколько процентов покупателей, то после внедрения речовки почти 100% заказов включали в себя соус.

 

Дегустации и тест-драйвы

Нередко ваши продажи убивает продавец, который бесполезен для покупателя — не разбирается в том, что продает, и не может ответить даже на простой вопрос.

Как же добиться того, чтобы продавец хорошо ориентировался в ассортименте и был убедителен?

 

 

Если вы продаете товары или услуги для частных лиц, а не для бизнеса, один из самых простых способов — сделать так, чтобы сам продавец хотя бы иногда пользовался тем, что он продает.

Как показывает практика, этот несложный ход очень эффективно поднимает продажи.

 

Официанты, участвовавшие в дегустации основных позиций меню, лучше продают эти блюда посетителям.

Продавцы автомобилей делают больше продаж, если участвовали в тест-драйве каждой модели, представленной в салоне.

Менеджер в турагентстве гораздо убедительнее предлагает те страны и отели, в которых бывал сам, и т. д.

 

Речь для лифта

Еще один способ быстро поднять продажи связан с внедрением нескольких простых и недорогих инструментов, позволяющих превратить каждого из ваших сотрудников — от программиста до уборщицы — в еще одного продавца.

 

 

Самая простая вещь, которую вы можете внедрить прямо сейчас, — это «речь для лифта», то есть короткая, на 10–20 секунд, презентация вашей компании для человека, который раньше о вас не слышал. Буквально одна или две фразы, раскрывающие самую суть вашего бизнеса.

Почему «речь для лифта» так называется? Представьте себе, что вы зашли в лифт, нажали кнопку нужного вам этажа и тут увидели, что рядом с вами стоит клиент вашей мечты. У вас есть ровно столько времени, сколько будет подниматься лифт, чтобы рассказать этому потенциальному покупателю о себе — причем не просто рассказать, но заинтересовать его, чтобы он захотел продолжить разговор. Что вы ему скажете?

Например, моя «речь для лифта» может звучать так:

 

«Меня зовут Александр Левитас, я помогаю владельцам бизнеса, таким как вы увеличить их чистую прибыль на десятки процентов, а иногда и в несколько раз. Причем сделать это без затрат.

Мои советы уже принесли клиентам сотни миллионов. Давайте посмотрим, сколько с моей помощью сможете заработать Вы?»

 

Разработайте короткую и убедительную «речь для лифта» и вложите ее в головы всех своих сотрудников, от финансового директора до курьера, чтобы на вопрос «Где ты работаешь?» или «Чем ты занимаешься?» они выдавали именно эту фразу.

Ну, а для усиления эффекта от «речи для лифта», если потенциальный клиент заинтересуется услышанным, служит следующий инструмент.

 

Попутная реклама

Если ваши сотрудники часто бывают там, где можно встретить потенциального клиента (будь то в рабочее время или в свободное), имеет смысл поручить им такую работу, как попутная реклама — распространение ваших рекламных материалов без отрыва от основной деятельности.

Например, если ваш курьер привозит клиенту пиццу, он может заодно разложить рекламные листовки по всем почтовым ящикам подъезда или повесить специальные картонки с дыркой на все дверные ручки в подъезде. Это займет лишь минуту-две, но зато может привлечь новых клиентов из этого подъезда.

 

 

Или, скажем, сотрудники компании, устраивающей костюмированные шоу для детей, могут на выезде к клиенту припарковать автомобиль не у подъезда заказчика, а в нескольких кварталах от него, и не просто пройти к дому клиента, а устроить небольшое шествие в сценических костюмах с раздачей визиток и листовок.

Тратя таким образом лишние три-пять минут, они с высокой вероятностью привлекут вам новые заказы.

 

Какому продавцу доверяет покупатель

Купит ли женщина ночной питательный крем для чувствительной кожи с экстрактом косточек персика, если за прилавком отдела косметики будет стоять бородатый продавец лет сорока?

Купит ли мужчина дизель-генератор или прицел к карабину «Сайга-12», если продавать его будет девушка на шпильках и с длинными ногтями?

Если продавец не соответствует ожиданиям клиента, доверия к этому продавцу не возникает.

 

 

В магазине женской одежды «для тех, кому за 30» продавщицами работали спортивные девушки 18–20 лет в коротких топиках, открывающих плоский животик.

Покупательницы категорически не находили с ними общего языка. Но когда владелец магазина заменил этих девушек на женщин в возрасте «35 плюс» с самой обычной внешностью, продажи взлетели ракетой.

В магазине, торгующем сеткой-рабицей и сопутствующими товарами, продавцами работали женщины — их решили заменить на мужчин.

 

Конверсия входящего потока в первый же месяц выросла на 24%, во втором месяце — на 37% от исходной.

 

Продавцы-мужчины лучше находили общий язык с покупателями, могли обсудить с ними такие темы, как футбол или рыбалка, а также были физически крепче женщин и при необходимости могли помочь с погрузкой тяжелых рулонов сетки в автомобиль.

Иногда же можно обойтись и без замены продавцов, всего лишь переодев их так, чтобы они стали в большей степени соответствовать ожиданиям клиентов. Может помочь введение униформы, фирменных беджей с именем и должностью и т. п.

 

Если продавцы «зашиваются»

Наконец, еще одна ситуация, довольно типичная для российского бизнеса, — «зашивающиеся» продавцы. Они бы и рады продавать больше, но уже и так работают на полной мощности, а руководство требует повысить результаты.

 

Как-то раз, когда я консультировал одну IT-компанию, мне пожаловались на сотрудницу, которая часто не справляется с порученным заданием вовремя, срывает сроки, подводит клиентов…

Однако когда я предложил руководителю отдела подсчитать в столбик, сколько времени должны занимать в совокупности все порученные ей задачи, вышло более 300 часов в месяц при норме в 176 часов.

Стало понятно, что на самом деле мы имеем дело с хорошим работником, которого просто перегрузили. И на следующей неделе у нее появились два подчиненных.

 

 

Если ваши продажи не растут, причина может быть в том, что персонал просто «зашивается» и физически неспособен сделать больше, чем уже делает.

Проверьте, с какой нагрузкой работают ваши продавцы, — не исключено, что выжать из них больше уже невозможно. Надо просто нанимать дополнительных людей в отдел продаж.

Но даже если продавцы работают не на предельных нагрузках, наем дополнительных людей может оказаться полезным.

Конечно, это не касается магазина или турагентства, где уже имеющихся продавцов более чем достаточно для обслуживания входящего потока.

А вот когда мы говорим, например, про отдел продаж или колл-центр, работающий методом «холодных» звонков, про торговых представителей, пытающихся «зайти» в точки на своей территории, про магазин с большим входящим потоком, где продавцы не успевают подойти ко всем посетителям, то зачастую дополнительный человек в команде может ощутимо поднять объем продаж.

 

Отдел продаж хорош тем, что в нем сразу видно, окупает ли человек свою зарплату.

 

Здесь работает простой принцип:

 

пока прибыль от работы дополнительного продавца ощутимо превышает сумму всех расходов на него (зарплата, налоги, связь и т. д.), имеет смысл нанимать еще продавцов.

 

Там, где от продавца не требуется глубоких технических познаний, более продуктивным обычно оказывается вариант с наймом сразу нескольких стажеров.

За время испытательного срока становится понятно, кто из них справляется с работой, а с кем придется распрощаться. К сожалению, отсев во время испытательного срока будет практически всегда.

Так что, если вы хотите добавить в команду одного продавца, брать на испытательный срок лучше двоих (а если опыт подсказывает, что отсев будет большим, то и троих). Если хотите получить трех продавцов — берите пять стажеров и т. д.

 

 

 

Иллюстрации: Константин Амелин

 

Послесловие:

Сергей Козлов, Генеральный директор Мегаплана

Некоторые вещи, в данном случае дополнительные деньги, иногда лежат на поверхности. Но в силу замыленности глаза мы их не замечаем. И тогда стоит позвать консультанта со стороны. Раньше я очень скептически относился к консультантам. Но с годами замечаю от них все больше пользы. Но и здесь важно не переусердствовать. Всё-таки ответственность за конечный результат остается на вас.

А вы, друзья, прислушиваетесь  к советам со стороны?

comments powered by HyperComments
Как продавать больше | TRADE EXPERT — Объединённая Экспертная Группа
2016-08-08 16:54:21
[…] Подробнее […]