Как следовать офисной политике, не продавая свою душу

 

  • 3217

Вы можете быть в восторге от офисной политики или ненавидеть ее, активно в ней участвовать или держаться в стороне. Ваше отношение не изменит того факта, что офисная политика — неотъемлемая часть работы любой организации. Поэтому лучше всего включиться в происходящее, оставаясь при этом собой.

Офисная политика — свод неписаных правил, определяющих, что делает или не делает тот или иной сотрудник в каждой конкретной ситуации. Эти правила могут противоречить официально установленным, тем не менее от того, соблюдаете вы их или нет, напрямую зависят ваша карьера и успех вашей команды. Как обратить офисную политику себе на пользу, не поступаясь собственными принципами, рассказывают бизнес-психологи Роберт Кайзер, Томас Чаморро-Премузик и Дерек Луск.

Эта статья будет полезна амбициозным карьеристам, нацеленным на достижение личных целей в условиях честной игры.

Как отличить плохую офисную политику от хорошей

Офисная политика — часть и воплощение корпоративной культуры — соткана из допущений, ценностей, убеждений, норм и привычек, которые определяют поведение сотрудников. Конечно, многих возмущает, что их карьерный рост зависит не от профессиональных достижений, а от умения правильно себя вести на рабочем месте. Но это так! Правда, есть хорошая новость: освоить эту науку можно, причем без ущерба для своей совести.

Прежде всего стоит уяснить, что офисная политика может быть «плохой» и «хорошей».

Плохую политику довольно просто распознать. Тут в ход идут пререкания, манипулирование, лесть, расправы под видом конструктивной критики, распространение слухов и другие грязные приемы, которые сотрудники используют ради личной выгоды. О высоких моральных принципах в такой ситуации никто не вспоминает.

При хорошей офисной политике речь также идет о продвижении собственных интересов, но при этом недопустимо пренебрегать правами других людей или законными интересами компании. Хорошая политика включает приемлемые способы добиться признания, серьезного отношения к вашим идеям и возможности влиять на то, что думают другие люди и какие решения они принимают. В реализации собственных интересов нет ничего плохого, если это не противоречит высшей цели организации, на которую вы работаете. Чтобы участвовать в хорошей офисной политике, необходимо обладать здравым смыслом, широкими связями, деловым интеллектом, иметь значимые для организации идеи и уметь управлять заинтересованными сторонами.

Простая арифметика

Социологи, изучающие хорошую офисную политику, пришли к выводу, что все необходимые сотрудникам и руководителям навыки относятся к одному из четырех ключевых качеств.

  • — Социальная проницательность: понимание того, как другие люди воспринимают вас и как ваше поведение действует на них.
  • — Межличностное воздействие: способность влиять на то, как и что думают другие люди; понимание их предпочтений и ожиданий.
  • — Умение налаживать связи: способность формировать взаимовыгодные отношения с широким кругом разных людей.
  • — Очевидная искренность: умение казаться честным; недостаточно просто быть честным — нужно, чтобы таковым вас считали окружающие.

 

Именно люди, у которых хорошо развиты названные выше навыки, по данным исследований, работают эффективнее и добиваются большего успеха. Кроме того, политические навыки могут компенсировать отсутствие дружелюбия или высокого интеллекта, а их недостаток способен загубить карьеру даже интеллигентных, честных и трудолюбивых людей.

Что делать

И раз уж остаться в стороне от офисной политики не получится, гораздо выгоднее (особенно новому сотруднику) разобраться в ней и, что вполне возможно, обратить существующие условия себе на пользу. Для этого можно предпринять ряд шагов.

  • 1. Составьте карту влияния. Определите, кто в офисе имеет реальное влияние, кого уважают, кто является бесспорным авторитетом, наставником.
  • 2. Отследите взаимодействия коллег. Отметьте для себя, кто с кем чаще контактирует по работе, дружит, а кто держится в стороне. Выделите группы коллег и составьте свой рейтинг этих групп по уровню влияния. Постарайтесь выяснить, нет ли между ними конфликтов.
  • 3. Создайте собственную сеть. Наладьте отношения с влиятельными людьми, в том числе с неформальными лидерами, а также с сотрудниками на разных уровнях иерархии. Стройте отношения на доверии и уважении, не прибегая к лести.
  • 4. Отдавайте. Делайте максимум для людей, с которыми контактируете.
  • 5. Нейтрализуйте нечестных игроков. Это тот случай, когда поговорка «Держите друзей близко, а врагов еще ближе» — руководство к действию. Вы скоро поймете, что в организации есть люди, использующие коллег исключительно для достижения личных целей. Изучите поведение таких сотрудников, чтобы не попадаться на их уловки.
  • 6. Управляйте собственным поведением. Анализируйте поведение успешных сотрудников и руководителей и берите на вооружение их приемы, если они не идут вразрез с вашими принципами.

Как избежать темной стороны

Успешно разобравшись в неписаных правилах, по которым живет офис, и научившись им следовать и извлекать из этого выгоду, очень важно помнить о своих принципах и не отступаться от них. В погоне за личной выгодой легко переступить черту между плохой и хорошей политикой. Чтобы ненароком не перейти на темную сторону, помните о ключевых правилах хорошего тона.

 

  • 1. Будьте благородны. Вежливость, уважение и офисный этикет начинаются с вас. Будьте чутки и внимательны к коллегам и поощряйте подобные проявления с их стороны.
  • 2. Старайтесь понять, прежде чем добиться понимания. Люди в большинстве случаев заинтересованы в том, чтобы добиться понимания от собеседника, а уже потом делают попытку понять его. Бизнес-лидеры и грамотные руководители действуют наоборот. Ведь как только собеседник почувствует, что вы готовы его выслушать и разобраться в деле, он станет более открытым и договороспособным. Это поможет вам быстрее прийти к соглашению или решить проблему.
  • 3. Думайте о двойной победе. Со школьной скамьи каждому из нас привили логику, в рамках которой победа одной из сторон означает поражение другой. Однако в деловой среде этот принцип не всегда срабатывает. Иногда для достижения требуемого результата и, как следствие, обоюдной победы необходимо приложить совместные усилия.
  • 4. Не переходите на личности. Иногда вы будете злиться на кого-нибудь из коллег. Это неизбежно. В такой ситуации самое главное не поддаваться искушению дать презренному пару советов или показать, как надо. Даже если ваши действия принесут пользу в конкретный момент, человек это запомнит, и впоследствии вам будет сложнее попросить у него помощи, если понадобится.
  • 5. Сохраняйте спокойствие. Оставайтесь невозмутимым и не спешите принимать неприятные инциденты за предвестники краха. Это поможет вам трезво мыслить и поберечь здоровье.
  • 6. Держите в голове истинные цели. Иногда офисные разборки становятся откровенно неприятными. И если вам нельзя не выйти на ринг, попробуйте, прежде чем полетят клочья, сфокусироваться на ситуации, а не на участниках конфликта. Старайтесь быть объективным. Обсудите с враждующими противоречия в свете того, что лучше для организации в целом. Если ваша компания выигрывает, это выгодно всем сотрудникам.
  • 7. Не поддерживайте одну из сторон. Нередко можно оказаться втянутым в конфронтацию между двумя влиятельными фигурами. В таком случае лучше всего устроить открытое обсуждение ситуации с участием заинтересованных сторон.
  • 8. Держитесь подальше от слухов. Воспринимайте пересуды как почтовый спам и периодически мысленно нажимайте кнопку «удалить». Когда кто-то будет пытаться сообщить вам подробности частной жизни коллег, вежливо остановите собеседника и отойдите от него.
  • 9. Сосредоточьтесь на круге своего влияния. Вместо того чтобы в критической ситуации сетовать на коллег и другие отделы, которые вас подвели, подумайте, решение каких вопросов вам под силу. Это мощный способ избавиться от ощущения беспомощности и сделать все, что от вас зависит.

 

Конечно, можно принципиально не играть в подобные игры. Если вы готовы лишиться возможности отстоять свои интересы и интересы своей команды, например уступить перспективный проект конкурирующей группе коллег или не добиться финансирования собственных разработок. Каждый раз, отказываясь участвовать в офисной политике, напоминайте себе: значимые решения, которые, возможно, повлияют на судьбу организации, а значит, и на вашу, будут приняты теми, у кого меньше опыта, понимания ситуации и благих намерений.

Выводы

 

  • 1. У вас всегда есть выбор — участвовать или не участвовать в офисной политике. Но избежать ее влияния на вашу карьеру вам все равно не удастся.
  • 2. Принимая решение играть по неписаным правилам, нужно четко понимать, что хорошо, а что плохо, и не переходить черту.
  • 3. Освоиться в офисе и извлечь выгоду из офисной политики можно.
  • 4. Как и участвовать в ней, не поступаясь своими принципами.

 

Текст: Татьяна Турбал, Источники:
hbr.org, mindtools.com, monster.com, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Shutterstock.com

comments powered by HyperComments