Просмотрено 11246 Комментарии 6.5 минут

Какие времена, такие нравы

Какие времена, такие нравы

Теперь работодатели не столько рассчитывают на перспективных сотрудников, лидеров и амбициозных людей — хотя именно на поощрении таких людей строились прежние системы мотивации, — сколько на молчаливых исполнителей, людей тщательных, расторопных, не хватающих звезд с небес, но дешевых, нетребовательных и надежных в решении простых задач.

Рынку нужны простые исполнители. Однако сейчас остались компании, рассчитывающие на талантливых умников.

Кто не нужен

В результате кризиса и последовавшего за ним сокращения и изменения рынка труда прежде всего оказались не у дел люди с повышенными требованиями, ожидавшие стремительного роста зарплаты, бонусов или даже участия в капитале компаний.

Какие времена, такие нравы 1

Сытная и неумеренная эпоха дорогой нефти породила особый слой людей, ожидающих постоянного и быстрого роста благосостояния. Теперь эти люди не только не получают от жизни и работы того, что ожидают, но и в большинстве своем практически невостребованы.

Наступившая полоса жесткого сокращения затрат не дает работодателям возможности удовлетворять прежние требования работников, даже если те талантливы и продуктивны.

Крайне пострадали работники медиасферы — рекламисты, пиарщики, медиаменеджеры. Сократился спрос и стоимость банковских клерков, секретарей, экономистов, юристов, сотрудников бэк-офиса.

Невостребованы в прежнем количестве специалисты по персоналу, психологи и другие профессии «затратного сектора».

Пострадали люди старшего возраста. Теперь проще нанять молодого и неопытного, но зато нетребовательного и энергичного работника, чем беспокоиться о нуждах опытных и при этом искушенных и требовательных людей более старших поколений.

Конечно, и теперь существуют востребованные профессии. Но их не так уж много. Из наиболее распространенных можно перечислить IT-специалистов, менеджеров по продажам, технических специалистов, инженеров, наладчиков. Эти сферы деятельности востребованы всегда и будут востребованы до тех пор, пока существуют сами эти отрасли.

Кризисный работник

Какие времена, такие нравы 2

Изменились и индивидуальные требования к работникам. Теперь бизнесу нужны другие личности. Если прежде долгие годы образ успешного, востребованного сотрудника строился на идее раскрываемого в процессе работы и обучения личного потенциала, большое внимание уделялось развитию сотрудника и его будущему, то теперь всем нужно настоящее.

Работник должен быть ценным для работодателя не завтра, а сейчас.

И его ценность очень часто определяется уже не яркостью мышления и достоинствами самопрезентации, а ценностью труда, прибавочной стоимостью, производимой здесь и сейчас.

Когда российский бизнес находился в состоянии бурного роста, работодатели боялись терять работников, так как это автоматически приводило к потере доли рынка и невозможности дальнейшего развития.

Именно поэтому бизнес был готов даже переплачивать, лишь бы получить гарантию, что сотрудники не перейдут к конкурентам.

Сейчас же рынки сокращаются, происходит группировка и оптимизация бизнес-процессов, приводящая к сокращению операций.

Какие времена, такие нравы 3

Работник больше не ценится, как прежде. Он может идти на все четыре стороны. Да и «там» он не нужен. Остается на работе тот, кто готов терпеть и доказывать свою необходимость работодателю.

Однако существуют личностные особенности, умения и навыки, позволяющие работникам хоть и отчасти, но быть ценными для работодателя.

Вот наиболее востребованные работодателями личностные особенности и навыки:

1. Коммуникабельность. Это свойство помогает в продажах, командной работе, практически во всем и везде.

2. Инициативность. Если она не отягощена большими карьерными ожиданиями и зарплатными требованиями, работодателем очень ценится, так как помогает компании расти или хотя бы оставаться на плаву в любых условиях. Инициативный сотрудник всегда заткнет течь, возьмет на себя чужие, невыполненные кем-то функции, предложит решение в сложной ситуации.

3. Энтузиазм. Приятное дополнение к инициативности, мотивирующее окружающих сотрудников.

4. Заинтересованность в содержательной части работы, а не только в вознаграждении. Всегда ценятся те, кому работать интересно. Вникающий во все процессы сотрудник — сокровище. Такой человек даже во время кризиса может сделать неплохую карьеру.

5. Ответственность. Согласно исследованиям российских кадровых компаний, ответственность — лидер среди требований работодателей, это свойство — первое, что должно быть у работника. Ответственность всегда. В кризис безответственные работники просто не имеют шансов удержаться на рабочих местах.

6. Эмоциональная устойчивость. Необходимость переработок, потогонная система, низкий уровень вознаграждений — все это требует большого терпения и спокойствия. Работодатели это хорошо понимают. Взрывных и склонных к нытью на работу не берут.

Какие времена, такие нравы 4

7. Адаптивность и оптимизм — умение быстро свыкаться с переменами и сохранять присутствие духа. Это могут быть новые обязанности, новые коллеги, новый офис, это может быть ухудшение новых условий. Тот, кто не просто не жалуется, но и продолжает нормально работать в изменившихся условиях или даже видит какие-то светлые перспективы, автоматически выигрывает в глазах работодателя.

8. Исполнительность. Востребована всегда, но в кризис обязательна. Скидки на особенности творческой натуры, на большую самостоятельность больше не делаются.

9. Способность работать в команде. Если в прежние времена в каких-то компаниях вполне успешно могли функционировать специалисты-одиночки, не нуждающиеся в коллективе, не умеющие поддерживать рабочие коммуникации, то теперь способность «подхватывать» работу, делить ее с остальными ради оптимизации, ускорения и удешевления процессов — навык очень важный, если не обязательный. Командный игрок всегда удобнее и обходится работодателю дешевле, чем одиночка.

10. Быстрая обучаемость. Учитывая тот факт, что теперь работодатели любят находить дешевых работников, не переплачивая за опыт и квалификацию, те, кого наняли, должны уметь быстро обучаться. Тот, кто не обучается, оказывается не нужен и теряет рабочее место.

Где нужны умники и карьеристы

Какие времена, такие нравы 5

Несмотря на сложившуюся ситуацию, работники, желающие дальнейшего развития карьеры, обучения и профессионального роста, все-таки кое-где нужны.

Прежде всего таких абмициозных и талантливых молодых людей продолжают искать и нанимать крупные международные компании — транснациональные корпорации, крупнейшие банки, крупнейшие сервисные и инженерные компании.

Также нуждаются в притоке амбициозной и талантливой рабочей силы крупнейшие консалтинговые и исследовательские фирмы.

Востребованы амбициозные люди и в производственных компаниях, спрос на продукты которых никогда не падает.

Какие времена, такие нравы 6

Таковы лидеры производства потребительской продукции — производители массовых пищевых продуктов, моющих и гигиенических средств. Таковы фармпроизводители. IT-бизнес, ориентированный на потребительский сектор, тоже заинтересован в квалифицированной рабочей силе.

Те, кто пишет и разрабатывает программы для используемых всеми приборов и электронных систем, кризиса не ощущают.

Люди продолжают пользоваться компьютерами, гаджетами, приборами, необходимыми на работе и дома. Отечественные производители, развивающие бизнес в тех сегментах, откуда уходят иностранные компании — ритейл, производство и продажа одежды, сельхозпродукция и т. п., — также нуждаются в людях и готовы предоставить многим из них выгодные условия труда.

Вам понравилась статья?

0