Скользкая тема

что делать, если коллеги ставят вас в неловкую ситуацию

  • 5710

Мы вынуждены видеть наших коллег чаще, чем друзей и родственников. И неважно, какие человеческие и профессиональные отношения сложились между нами и нашими соседями по офисному пространству. Когда контактируешь с кем-либо так часто, неловкие ситуации неизбежны.

Сегодня мы поговорим о том, как выпутаться из них с минимальными потерями.

В российской культуре, в том числе и в российской бизнес-культуре, принято принимать межличностные отношения близко к сердцу и реагировать на неоднозначные ситуации в офисе глубоко, эмоционально и продолжительно.

 

 

Однако когда вы приходите на работу, то это не означает что вы приходите в компанию близких друзей или родственников. И когда речь идет о чисто рабочих моментах, никто не обязан оберегать ваши чувства. С другой стороны, какими бы формализованными ни были отношения между коллегами, мы все остаемся людьми и у всех нас есть свои слабости.

 

«В любой ситуации у вас есть возможность выбора, как к этой ситуации относиться», — считает основатель компании Strategize That Лори Шервин.

 

Если речь идет о недоразумениях с коллегами или начальством, то спокойствие и холодный расчет помогут вам куда больше, чем горячее сердце и склонность искать правду и справедливость.

 

Отношение имеет значение, поэтому, перед тем как ответить, соберитесь и проверьте, контролируете ли вы свои чувства. Убедитесь, что ваша реакция в ответ на неприятную ситуацию объективная, а не эмоциональная.

 

Ситуация первая: вас подставили перед начальством

 

Знакомая история. Вы вместе работаете над каким-то проектом, все идет нормально, и тут ваш коллега допускает досадную ошибку. Ничего, дело житейское, думаете вы. Но косяк замечает шеф, а ваш коллега неожиданно переводит все стрелки на вас.

 

 

Отвратительная ситуация, не правда ли? Кровь кипит, кулаки сжимаются, слезы наворачиваются, обида душит. Так и тянет как можно громче и неистовее защитить свою честь и напасть в ответ.

 

Поаккуратнее с ответной реакцией — она может иметь обратное действие. Агрессивно защищаясь или нападая в ответ пусть даже на огульное обвинение, мы выглядим виноватыми.

 

Но если вы остынете, то станет ясно, что перед вами стоят две проблемы.

 

1. Донести до сознания начальства, что косяк не ваш. И нет ничего зазорного при случае обратить на это внимание: спокойно и обстоятельно.

 

«Большинство боссов все-таки не идиоты. По большей части они знают, кто из вас реально работает, а кто делает вид», — оптимистично предполагает Шервин.

 

2. Донести до сознания коллеги, что так делать нельзя. Эта задача требует большей твердости и спокойствия. Прямолинейность, возможно, будет лучшим выбором. У нас это не очень принято, а зря.

 

Вряд ли подставивший вас коллега подсыплет вам в кофе яд, если между делом вы спокойно, но убедительно скажете что-то типа:

 

«Я не совсем понял, что происходит, но мне показалось, босс считает виноватым меня. Так странно, это же была твоя работа.

Может быть, пойдем проясним что к чему, чтобы мы могли уже нормально завершить эту задачу?»

 

 

Для большинства нормальных людей этого достаточно. Конечно, сослуживец на вас обидится, даже если он признает свою ошибку и ему станет стыдно. Скорее всего, сила его обиды будет прямо пропорциональна чувству испытываемого им же стыда. Такова человеческая природа.

 

Но мы же договаривались не щадить чьи-то чувства, а решать рабочие вопросы.

 

И если ситуация с «подставами» будет повторяться, вам придется менять тактику, держать ухо востро, по возможности документально фиксировать совместную работу и не стесняться уверенно и спокойно защищать свои права.

 

Ситуация вторая: коллега присваивает себе ваши достижения

 

Это расстраивает даже сильнее, чем когда кто-то перекладывает на вас ответственность за свои ошибки, и, конечно, это несправедливо.

 

 

Признаемся честно: признание наших достижений — одна из самых сильных мотиваций. Ничего постыдного в этом нет.

Как нет ничего героического в том, чтобы скромно молчать в сторонке, когда вся слава от успешно завершенного проекта достается кому-то другому.

 

Понимая, что такое легко может произойти, позаботьтесь о том, чтобы ваш вклад был задокументирован. Не ленитесь лишний раз использовать для этого CRM-систему.

 

Удостоверьтесь, что ваш босс в курсе того, что именно вы делаете, перед тем как станет слишком поздно. После драки, как известно, кулаками не машут.

 

Хуже, когда ваши достижения присваивает ваш начальник. К сожалению, такое случается сплошь и рядом.

 

Это может быть как знак того, что ваш начальник не слишком уверен в себе и самоутверждается за ваш счет — уверенный в себе менеджер не испытывает проблем с тем, чтобы поддержать членов своей команды.

 

 

Либо (что гораздо более вероятно) он просто не думает и не осознает наличие чьего-либо еще вклада, нагло забирая все лавры себе.

Здесь решение каждый раз будет очень индивидуальным.

 

Одно дело, если ваш начальник немного нарцисс, но в целом он вменяемый и профессиональный управленец.

В этом случае имеет смысл действовать так же, как и в случае с коллегой, — документировать свои достижение и доводить их до сведения босса. А иногда даже прямо указывать на свой вклад.

 

Другое дело, если ваш начальник просто плохой босс, который не считает своих подчиненных за людей.

В этом случае помогает только умение лавировать между своими интересами и его дурным характером. Вряд ли вы пойдете за таким руководителем и в огонь и в воду, но оставаться спокойным и расчетливым в данном случае важно как никогда.

 

 

Ситуация третья: ваш босс сплетничает

Это было бы не вашей проблемой, если бы босс не делился сплетнями с вами лично. Но он (или она) делает это, совершенно не понимая, в какую неловкую ситуацию ставит вас его любовь перемывать косточки коллегам.

 

Если он сплетничает о ваших коллегах с вами, легко предположить, что он сплетничает и о вас с ними.

 

 

У вас ведь не возникла иллюзия, что длинный язык начальства означает то, что вы у него на каком-то особом счету и он доверяет вам чуть больше остальных? Правда?

 

Если босс начал сплетничать, вы должны как можно быстрее закрыть тему и дать понять своему начальнику, что не являетесь лучшим кандидатом для обсуждения чьей-то личной жизни или особенностей карьерного роста.

 

Действовать можно двумя способами: «нулевой ответ» или «смена направления». В первом случае можно даже осторожно «включить дурака» и не реагировать на попытки обсудить кого-нибудь за его спиной. Не встречая эмоционального ответа, сплетник обычно теряет интерес и отправляется дальше в поисках более заинтересованной «жертвы».

 

«Смена направления» требует чуть большей изобретательности. Оптимально, если вы сразу сможете перевести тему разговора в рабочее русло, не оставив боссу выбора.

В любом случае действовать нужно стремительно: чем дольше ваш босс будет сплетничать, тем сложнее вам будет от него отвязаться.

 

Ситуация четвертая: коллега спрашивает, сколько вы зарабатываете

Лично я со спокойной совестью всегда ссылаюсь на пункт в трудовом договоре, который запрещает мне делиться этими сведениями с кем-либо.

 

 

Проблема в том, что не все относятся к этому с должным уважением. Или такого пункта нет в договоре и ваш коллега знает об этом, потому что подписывал схожий договор, или не верит в силу печатного слова. Неважно.

 

Если это не нарушает условий вашего договора, вы вправе делиться информацией о своих доходах с кем угодно. Но лучше этого не делать, если не хотите неприятного осадка от последствий своей откровенности вне зависимости от размеров вашего денежного вознаграждения.

 

Однако если в вашей компании (вдруг) практикуется полная открытость и все знают заплату всех, то скрывать свою будет довольно глупо и бессмысленно.

 

Источник: mentalfloss.com, Фото: Shutterstock.com

Иллюстрации: Светлана Токаренко

 

comments powered by HyperComments