4 стиля управления, которые стоит взять на заметку

и 4 стиля управления, которых нужно избегать

  • 2496

Управление — одна из наиболее тяжелых работ в мире. Наверное, поэтому у каждого из нас хоть раз в жизни был ужасный начальник. Если вы руководитель, вам следует знать, как себя вести, чтобы ваши сотрудники не решили изготовить для вас куклу вуду.

Все стили управления условно делятся на эффективные и неэффективные, но при этом каждый положительный таит скрытые опасности, а некоторые отрицательные могут быть самыми действенными при определенных условиях.

Что это за стили, каковы их слабые и сильные стороны — об этом рассказывает Клиффорд Чи, автор и редактор блога HubSpot.

Статья будет полезна начинающим руководителям, мечтающим с ходу не наломать дров, а также опытным управленцам, желающим что-то изменить в деловых отношениях с подчиненными.

Четыре стиля управления, которые стоит взять на заметку

Дальновидный

Руководители, придерживающиеся этого стиля, стараются найти точки соприкосновения между направлением, в котором трудятся их подчиненные, и целью компании, что побуждает команду усердно работать на ее достижение.

Оговорив стратегию команды, дальновидные менеджеры обычно позволяют сотрудникам действовать на свое усмотрение до тех пор, пока это продуктивно.

Работу подчиненных руководители такого типа проверяют, только чтобы убедиться, что команда на правильном пути, и поделиться новыми идеями. При этом дальновидные менеджеры внимательны к идеям сотрудников и для реализации наиболее интересных предложений готовы корректировать первоначальный план.

Ради достижения поставленных целей дальновидные руководители не скупятся на отзывы о работе подчиненных, а также на поощрения, когда их достижения соответствуют ожиданиям или превосходят их.

Данный стиль управления очень эффективен, но придерживаться его непросто.
Если вы решили вести себя с подчиненными как руководитель такого типа, прежде всего позаботьтесь о том, чтобы они поняли и приняли ваше видение. Люди, которых не вдохновляют поставленные цели, не будут стремиться их достичь.

Демократический

При таком стиле управления работает правило большинства. Руководители-демократы высоко ценят разнообразие идей, генерируемых командой, и считают это ключом к успеху компании в целом.

Большинство подчиненных любят руководителей-демократов, так как подобный подход позволяет им не только нести ответственность за свои действия, но и максимально использовать профессиональные умения и навыки.

У демократического стиля управления есть и свои подводные камни. Руководители, продолжающие обсуждать решения, которые были приняты при участии всей команды, тормозят процесс.

Преобразующий

Руководители, выступающие за преобразования, — новаторы. Они уверены: постоянные изменения и рост — единственный способ быть впереди конкурентов. Такие менеджеры часто подталкивают подчиненных к выходу из зоны комфорта, демонстрируя им таким образом, что они более успешны и способны, чем думали о себе изначально. Данный подход мотивирует сотрудников регулярно поднимать планку, что, в свою очередь, обеспечивает высокие показатели команды.

Такие команды всегда инновационны. Но есть риск, что трансформация станет самоцелью. В то же время руководитель должен четко понимать, как долго и к чему он будет подталкивать подчиненных и когда стоит остановиться, чтобы не вызвать у сотрудников профессиональное выгорание.

Тренерский

Как и спортивные тренеры, менеджеры-коучи поощряют подчиненных к профессиональному развитию. Они любят обучать сотрудников и отслеживать их рост. Руководители такого типа легче прощают сиюминутные ошибки подчиненных, рассматривая их как возможность чему-то научиться и в итоге достичь большего.

В то же время постоянное обучение сотрудников и предоставление им новых карьерных возможностей формирует тесную связь между ними и руководителем. А это, в свою очередь, может создавать очень напряженную атмосферу, токсичную для отношений в команде.

Если вам близок тренерский стиль и вы хотели бы его придерживаться, нацельтесь на две основные вещи: отслеживание индивидуального развития подчиненных и сохранение целостности команды.

Четыре стиля управления, которых нужно избегать

Автократический

При автократическом стиле управления руководитель находится на вершине иерархии и обладает всей полнотой власти: он принимает любые решения, ни с кем не советуясь, после чего доводит их до сведения подчиненных и ждет немедленного беспрекословного исполнения указаний. Сотрудники, не подчиняющиеся такому руководителю, постоянно подвергаются угрозам, выговорам и публичному унижению. Чтобы мотивировать подчиненных, руководители-автократы сеют в подчиненных страх, стыд и чувство вины.

Руководители-автократы также используют микроменеджмент в худшем его варианте: они пристально следят за всеми действиями подчиненных, не давая им проявить гибкость в работе. Сотрудники должны выполнять только то, что им говорят, обратная связь от них никого не интересует. При этом руководители уверены, что их действия приведут к финансовому успеху, и таким образом оправдывают свой подход к

Автократический стиль управления — один из наименее эффективных: лишенные возможности развиваться и действовать на свое усмотрение люди перегружены работой и не могут попросить коллег о помощи, а те, кто наделен выдающимися навыками, неспособен их применить в жестких условиях.

При всех своих недостатках автократический стиль управления может быть эффективным: когда организация переживает острый кризис и необходимо принимать важные решения как можно быстрее.

Услужливый

Руководители, придерживающиеся данного стиля, ставят подчиненных на первое место, а рабочие задачи — на второе. Приоритетом таких управленцев является благополучие сотрудников, и они предпочитают его хорошим результатам работы команды.

Услужливые менеджеры могут стремиться поддерживать гармоничные отношения внутри коллектива и делать своих подчиненных счастливыми, насколько это возможно. Эти руководители готовы на все, чтобы поддержать и поощрить свою команду, и ждут, что такое поведение мотивирует людей работать усердно.

При этом услужливые руководители не ставят в приоритет производительность, избегают конфронтации с подчиненными и, даже когда те работают спустя рукава, не оказывают на них никакого давления. Это делает подчиненных неоправданно самодовольными, приводя к тому, что они работают на среднем уровне или ниже среднего.

Услужливые менеджеры тратят гораздо больше времени на сплочение команды, чем на работу, что в конечном счете вызывает непонимание и дезориентацию у подчиненных. Переставая доверять руководителю, подчиненные оказываются неспособны раскрыть свой потенциал.

Попустительский

Руководители, предпочитающие невмешательство, наблюдают за деятельностью подчиненных, но ничего не делают: они ждут, что команда выйдет на нужный уровень сама, без их помощи.

Подчиненные таких менеджеров принимают все решения самостоятельно, поступая во всех ситуациях на свое усмотрение. Их никто не принуждает отчитываться и не контролирует действия, при этом даже в сложных ситуациях сотрудники остаются без поддержки и напутствия руководителя.

В то время как команда нуждается в том, чтобы ее направляли. Подчиненные могут чувствовать, что их словно тянет в разные стороны, и они неспособны двигаться дальше.

Попустительский стиль управления наименее желателен и эффективен из всех, потому что в отсутствие более-менее ясной стратегии и явного лидера сотрудники ощущают себя ненужными.

Транзакционный

Такие руководители строят свои отношения с подчиненными по принципу «ты — мне, я — тебе». Они используют всевозможные поощрения сотрудников, чтобы мотивировать их на выполнение собственных распоряжений.

Через какое-то время внешнее поощрение внутренне мотивированных подчиненных даст ненужный эффект: сотрудники начнут думать, что успешно справляются с задачами, так как стремятся получить очередные бонусы, а не потому, что для них важно выполнять миссию компании и поэтому они стараются это делать.

Кроме того, внутренняя мотивация сильнее внешней, так как вторая позволяет сотруднику работать только на количество, а первая — на качество, что гораздо более ценно.

Выводы

Стиль управления каждый руководитель волен выбирать сам. Строго говоря, никто не может ему в этом помешать. Однако управленцам стоит учитывать, что тот или иной стиль приносит определенные результаты и решает конкретные задачи. Кроме того, есть явно неэффективные стили управления, которые в отсутствие любых оправданий лишают руководителя поддержки команды, а ее — возможности продуктивно работать и развиваться.

  • 1. К эффективным, предпочитаемым стилям управления можно отнести: дальновидный, демократический, преобразующий и тренерский.
  • 2. При этом у каждого стиля управления есть подводные камни, о которых лучше знать заранее.
  • 3. К неэффективным стилям управления, которых лучше избегать, относятся: автократический, услужливый, попустительский и транзакционный. Все они представляют собой пример доведения полезных методов руководства до абсурда.

Текст: Татьяна Турбал, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Photo by Campaign Creators on  Unsplash
Источник: https://blog.hubspot.com/marketing/management-styles?utm_campaign=Marketing Blog — Daily Emails&utm_source=hs_email&utm_medium=email&utm_content=64813675

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.