Дорогое удовольствие

Во что обходится текучка кадров

  • 8046

Важнейший ресурс любой компании — это люди. В организациях часто любят это повторять, но на практике не всегда умеют удержать ценного сотрудника.

Джек Альтман, сооснователь компании LatticeHQ, занимающейся управлением персоналом, утверждает: в компании не ценят своих работников, потому что не могут правильно измерить их вклад.

Статья будет полезна тем, кто управляет коллективами любого размера. Она поможет понять, что нужно работникам и почему незаменимые люди все-таки есть. Также она может пригодиться и сотрудникам корпораций, которых вдруг потянуло сменить работу: прочтите статью — и вы поймете, чего вам не хватает (и, возможно, поговорите об этом с начальством).

 

Текучка

 

Работников не ценят по очень простой причине: мало кто отдает себе отчет в том, во сколько обходится текучка кадров. А это дорогое удовольствие.

Люди инстинктивно чувствуют это. Мы все сталкивались с ощущением опустошенности, когда компанию покидала какая-нибудь суперзвезда, или, по крайней мере, боролись с неприятным ощущением после ухода человека, который идеально делал свою работу и которого будет трудно кем-то заменить.

Но оценить по-настоящему, во сколько компании обходится уход самого талантливого и незаменимого, никто не умеет. Нет инструментов. И хотя мы смутно понимаем, что текучка кадров вредит бизнесу, мы не можем объяснить это с цифрами в руках.

Джош Берсин из компании Deloitte (из ее американского офиса) уверен, что цена потери сотрудника превышает его годовую зарплату в полтора-два раза. Расходы, которые фирма несет, когда уходит ценный кадр, — это поиск нового человека, его адаптация, обучение, введение в курс дела, пока он еще не может работать в полную силу и выдавать стабильный результат, а также потеря энтузиазма коллективом, который оказывается деморализованным слишком частым уходом коллег.

Дело в том, что, по мнению Берсина, члены рабочего коллектива хорошо относятся к особенно опытным и знающим сотрудникам, которые олицетворяют для них стабильность и своего рода вечные ценности, наличие которых придает уверенность в завтрашнем дне.

 

Как понять, во сколько обходится компании текучка кадров

 

Поскольку точно в цифрах рассчитать, в какую сумму обходится уход человека, занимавшего важное место в компании (ведь, например, подавленное настроение остальных сотрудников трудно оценить в рублях или долларах), нужно проанализировать четыре важных аспекта.

1. Расходы на поиск нового сотрудника.

2. Стоимость адаптации и обучения.

3. Стоимость развития, то есть получения новых знаний и навыков.

4. Цена времени, пока место сотрудника пустовало.

Цифры, впрочем, могут быть любыми — подставьте свои. Главное, что нужно понимать, — это масштаб бедствия.

 

Как удержать сотрудников

Прежде всего следует принять во внимание, что если какие-то проблемы и можно решить деньгами, то от смутного чувства неудовлетворения, которое может испытывать ваш самый ценный кадр, так просто не избавиться.

 

 

Различные исследования показывают, что если недостаточно высокая оплата труда, безусловно, заставляет сотрудников искать место получше, то запредельно высокая зарплата вовсе не гарантирует, что человек полностью счастлив на своей работе. Высокооплачиваемый, но несчастный сотрудник непременно уйдет и найдет более радостное место, где ему будут платить столько же.

Потребность в деньгах — это базовая часть своеобразной пирамиды Маслоу офисного сотрудника. Как ее удовлетворить — понятно. Стоит обратить внимание на более высокие уровни: возможность роста, способность делать видимый вклад в общее дело, благоприятная офисная среда, в которой человек чувствует, что его ценят и о нем заботятся.

 

Рост

Движение вверх необходимо каждому человеку, чтобы чувствовать себя счастливым. В человеке заложена гедонистическая адаптация (из-за этого механизма мы привыкаем к хорошему), так что люди все время ищут возможность расти и меняться.

Особенно это заметно по людям молодым, которых в офисах становится все больше и больше. Для тех, кому от 20 до 30, перспектива роста и развития часто оказывается куда важнее высокой зарплаты и медицинской страховки.

Когда у профессионалов есть возможность для движения вперед, они задерживаются в компании. Чтобы проверить, как с этим обстоят дела в компании сейчас, задайте себе несколько вопросов.

— Говорят ли у вас с подчиненными об их планах на будущее?

— Когда талантливый член коллектива хочет занять более высокое, чем у него сейчас, вакантное место, дают ли ему этот шанс или просто нанимают нового человека с той же позиции?

— Когда людям нужны новые навыки, чтобы продвинуться в карьере, что делает компания?

Если ответы показывают, что в компании людям расти не дают, это значит, что даже лучшие ее кадры глядят по сторонам в поисках лучшей доли.

 

Вклад

Вклад бывает двух видов: это либо то, что фирма дает человечеству, либо то, что сотрудник дает фирме.

 

 

Нам необходимо чувствовать, что наша организация делает что-то хорошее и важное. Для этого нужно понимать, в чем состоит миссия компании. Это помогает не только ценить свою работу, но и бороться с периодами уныния, когда кажется, что все впустую.

Кроме того, важно ощущение, будто то, что мы делаем, важно для миссии компании (которая, как они прекрасно знают, очень значительна). Когда кто-то запускает, например, новый продукт, это само по себе повод гордиться собой.

Но когда работник может сказать «Я создал новый продукт, который поможет компании выполнить свою высокую миссию», то это звучит еще солиднее.

 

Забота

Офисная среда, в которой человек чувствует любовь и заботу, — вершина пирамиды. Знать, что тебя ценят, что о тебе беспокоятся, — это тоже одна из основных человеческих потребностей. Нам нужно вступать в отношения с другими людьми и ощущать, что мы им важны.

 

 

В корпоративной культуре компании, из которой не захочется уходить, уважение и внимание сотрудников друг к другу должно быть заложено с самого начала.

При этом внимание не должно быть формальным, выраженным исключительно на словах. Сотрудники должны быть по-настоящему интересны друг другу, а искренние чувства сымитировать невозможно.

Когда коллеги чувствуют, что им хорошо вместе, это хорошо и для компании. В благожелательной обстановке легче воспринимается критика. Откровенный разговор о том, как сделать работу более эффективной, пройдет легче. А руководители подразделений будут искренне волноваться об успехе подчиненных и помогать им.

Разумеется, счастливые работники, окруженные людьми, которые их любят и ценят, будут понимать, что вокруг люди, которые не только хотят что-нибудь от них получить, но и готовы делиться своим.

 

Выводы

1. В мире, в котором люди оказываются главным инструментом, способным привести компанию к успеху, руководителям нужно выстраивать эффективные стратегии для удержания людей.

2. Работники — это просто люди, у которых есть потребности, нуждающиеся в удовлетворении. Знать, что им нужно, и давать им это — значит сохранить коллектив в целости и сохранности.

3. Помимо высокой заработной платы и социальной защиты есть и другие нужды из пирамиды Маслоу сотрудника корпорации. «Рост», «вклад», «забота» — вот ключевые слова. Если все это есть, то кому захочется покидать такое райское место?

 

Фото: Shutterstock.com

 

comments powered by HyperComments