Shape Shape Shape Path path24_3_ Combined Shape Shape Shape Path Shape
Управляя мечтой

Дао Тойота

  • 7317

Трудолюбие, бережливость, стремление к непрерывному совершенствованию — правильные взгляды позволяют построить не только себя, но и предприятие, способное завоевать мир.

И история компании Toyota тому доказательство. Как отдельно взятой семье удалось, следуя своей философии, создать одну из самых успешных компаний, а также как применить опыт Тойота для совершенствования любого процесса, связанного с бизнесом, включая продажи, разработку продукции, маркетинг, логистику и управление, рассказывает Джеффри Лайкер, послушать которого вживую можно 27 марта в Москве, все подробности по ссылке в книге «Дао Тойота: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира».

 

Безусловным достижением Toyota является ее производственная система (Toyota Production System, TPS).

 

Данная система — впоследствии она легла в основу возникшей в США концепции Lean Production, бережливого производства — действует на заводах Toyota по всему миру. TPS активно изучают и внедряют крупные компании.

При этом руководители западных предприятий стремятся действовать по принципу «нажми на кнопку — получишь результат». Между тем TPS — не свод элементарных правил, а воплощение философии и производственной культуры Toyota.

В основе методов и инструментов данной системы и управления компанией в целом лежат 14 ключевых принципов дао Тойота, сформулированных по итогам многочисленных исследований.

Эти принципы, в свою очередь, подразделяются на четыре категории:

— философия;

— процесс;

— сотрудники и партнеры;

— решение проблем.

 

Философия долгосрочной перспективы

 

Принцип 1. Принимай управленческие решения с учетом долгосрочной перспективы, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям.

 

 

Концептуальное понимание своего предназначения — фундамент всех остальных принципов. Именно поэтому каждому сотруднику так важно осознать свое место в истории компании и стараться вывести ее на более высокий уровень.

Для этого необходимо совершенствовать и перестраивать организацию, двигаясь к главной цели, которая важнее получения прибыли и заключается в том, чтобы создать ценность для потребителя, общества и экономики.

В то же время сотрудникам следует верить в свои силы и способности и отвечать за свои действия. Важно поддерживать и развивать полезные навыки, а при постановке рабочих задач использовать системный и стратегический подходы.

 

Правильный процесс дает правильные результаты

 

Принцип 2. Процесс в виде непрерывного потока способствует выявлению проблем.

Технологический процесс должен функционировать как непрерывный поток, а время, в течение которого незавершенная работа находится без движения, должно быть сокращено до минимума.

Поток движения изделий или информации, а также связи между процессами и людьми нужно наладить таким образом, чтобы любая проблема выявлялась немедленно. Такой поток должен стать частью организационной культуры, понятной для всех. Это ключ к непрерывному совершенствованию и развитию людей.

 

Принцип 3. Используй систему вытягивания, чтобы избежать перепроизводства.

Наиболее эффективно получается работать по системе «точно вовремя», при которой запас изделий пополняется только по мере их потребления. Незавершенное производство и складирование запасов стоит свести к минимуму. А чтобы избежать потерь при скоплении лишних запасов, нужно отслеживать ежедневные колебания потребительского спроса.

 

Принцип 4. Распределяй объем работ равномерно.

 

 

Устранение перегрузки людей и оборудования и сглаживание неравномерности графика производства не менее важны, чем устранение потерь. Необходимо стремиться к равномерному распределению нагрузки во всех процессах, связанных с производством и обслуживанием. Очевидно, это лучше чередования авралов и простоев.

 

Принцип 5. Сделай остановку производства с целью решения проблем частью производственной культуры, если того требует качество.

Качество выпускаемого продукта всегда должно быть высоким, для его поддержания следует использовать все доступные современные методы.

Не стоит забывать о системе поддержки, и надо быть готовым к оперативному решению проблем и принятию корректирующих действий. На производстве необходимо оборудование, которое способно самостоятельно распознавать проблемы и останавливаться при их выявлении.

Остановка или замедление процесса для получения высокого качества «с первого раза» должно стать неотъемлемой частью производственной культуры компании. Это повысит производительность процессов в перспективе.

 

Принцип 6. Стандартные задачи — основа непрерывного совершенствования и делегирования полномочий сотрудникам.

Использование в работе стабильных, воспроизводимых методов позволяет сделать результат более предсказуемым, повышает слаженность работы и делает выход продуктов более равномерным.

Любые знания о процессе необходимо фиксировать, а лучшие методы — стандартизировать. Тогда опыт, накопленный одним сотрудником, можно передать тому, кто придет ему на смену.

 

Принцип 7. Используй визуальный контроль, чтобы ни одна проблема не осталась незамеченной.

Системы визуального контроля на рабочих местах, позволяющие быстро определить, соответствует ли продукт стандарту, должны быть простыми и при этом не отвлекать сотрудников. Объем любых отчетов, даже самых важных, лучше сократить до одного листа.

 

Принцип 8. Используй только надежную, испытанную технологию.

Никакие технологии не заменят людей. Однако если требуется дополнительное оборудование или новые технологии, стоит внедрять только те, что стандартизированы, прошли испытания и делают поток более совершенным, а также не идут вразрез с вашей культурой и не нарушают стабильность, надежность и предсказуемость производственного процесса.

 

Увеличение ценности организации путем развития сотрудников и партнеров

 

Принцип 9. Воспитывай лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании и могут научить этому других.

Всегда лучше воспитывать своих лидеров, чем «покупать» их за пределами компании. Выращенные лидеры досконально знают, как выполняется работа каждого сотрудника, принимают и реализуют философию компании, а значит, подают личный пример отношения к делу.

 

Принцип 10. Воспитывай незаурядных людей и формируй команды, исповедующие философию компании.

Сильная, стабильная производственная культура с долговечными ценностными
ориентациями и убеждениями, которые разделяют и принимают все сотрудники компании, позволяет достичь исключительных результатов. Работа в команде на общую цель — повысить качество и производительность, а также усовершенствовать поток за счет решения сложных технических проблем.

 

Принцип 11. Уважай своих партнеров и поставщиков, ставь перед ними трудные задачи и помогай им совершенствоваться.

Залог продуктивного сотрудничества — отношение к партнерам как к равноправным участникам общего дела, а также создание условий, стимулирующих их рост и развитие.

 

Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение организации

 

Принцип 12. Чтобы разобраться в ситуации, надо увидеть все своими глазами.

 

 

Подлинное понимание ситуации и оптимальное решение проблемы возможны лишь в том случае, если представители высшего руководства компании и руководители подразделений видят проблему своими глазами и работают с данными, проверенными лично. Рассуждения, основанные на личных докладах или электронных отчетах подчиненных, поверхностны.

 

Принцип 13. Принимай решение, не торопясь, на основе консенсуса, взвесив все возможные варианты; внедряя его, не медли.

В обсуждении проблем и способов их устранения должны участвовать все сотрудники. Чтобы сделать верный шаг, необходимо собрать максимальное количество идей и выработать единое мнение о дальнейшем пути. Этот процесс требует довольно много времени, однако помогает осуществить более масштабный поиск решений, взвесить все альтернативы и подготовить условия для быстрой реализации принятого решения.

 

Принцип 14. Станьте обучающейся структурой за счет неустанного самоанализа и непрерывного совершенствования.

1. Как только удастся стабилизировать процесс, следует выявить и зафиксировать первопричины неэффективной работы.

2. Процесс, который почти не требует запасов, делает очевидными потери
времени и ресурсов, и тогда их можно устранить в ходе непрерывного совершенствования.

3. Знания о том, как работает компания, необходимо тщательно оберегать. Для этого следует не допускать текучки кадров, обеспечивать постепенное продвижение сотрудников по службе и сохранять накопленный опыт.

4. Завершая основные этапы работы и работу в целом, стоит проанализировать ее недостатки и открыто их обсудить. Это поможет выработать меры, которые предупредят повторение ошибок.

5. Стандартизация лучших приемов и методов позволит не изобретать колесо всякий раз, когда потребуется выполнить новую работу или когда будет появляться новый руководитель.

 

Фото: Shutterstock.com

 

comments powered by HyperComments