В чужой монастырь

Как выжить на новом рабочем месте

  • 5522

Новая работа может быть связана с большим количеством головокружительных возможностей и надежд. Однако смена работы всегда проходит волнующе, — неважно, в который раз вы ее меняете — в первый или в десятый. Вы непременно столкнетесь с непредвиденными ситуациями и необходимостью подстроиться под особенности новой компании.

В этой статье мы разберем, какие сложности поджидают нового сотрудника и что поможет с ними быстрее справиться.

 

Приходя на новую работу, вы как минимум знаете свое расписание, знакомы с начальником и имеете представление о правилах универсального офисного этикета. Скорее всего, вам также в общих чертах обрисовали суть работы, которой вы будете заниматься.

Однако тонкости повседневной деятельности — с кем из коллег вы будете плотно взаимодействовать, какой стиль общения принят в компании, какие процедуры нужно соблюдать — вы узнаете только во время первых дней работы.

 

Пугающая неизвестность

На новой работе все по-другому. Вы не знаете, кто есть кто, и пытаетесь разгадать неписаные правила офиса. Канцелярские принадлежности спрятаны, кофе-машина работает совсем не так, как на вашей прежней работе. В довершение всего, вас приглашают на пятнадцать разных совещаний, посвященных проектам, о которых вы только что узнали.

 

 

Станьте губкой. Внимательно слушайте все, что говорят, и наблюдайте за коллегами. Пока вы много не понимаете до конца — это нормально. Соберите печатные и электронные материалы, которые помогут вам разобраться и пролить свет на текущие проекты: маркетинговые планы, прайс-листы, отзывы покупателей, служебные записки, старые договоры, — и изучите их.

 

Разберитесь в работе. Досконально изучите все тонкости своей работы. Сделайте это приоритетом номер один, если хотите быстро превратиться из новичка, который ничего не знает, в специалиста, который может справиться с чем угодно. Начальство и все остальные члены коллектива наблюдают за вами, так что постарайтесь произвести хорошее впечатление.

 

Просите помощи и задавайте вопросы. Не бойтесь звать коллег на помощь, даже если речь идет о тривиальных задачах. Если у вас не получается воспользоваться копировальным аппаратом или сканером, спросите у коллег, как это сделать. То же самое касается непосредственно рабочих процессов. Не нужно постоянно кивать головой, как китайский болванчик. Если вам что-то непонятно в текущем проекте, спросите у начальника или другого компетентного специалиста. Не старайтесь казаться всезнайкой, у вас действительно мало опыта в новой компании, признайте это.

 

 

Не придумывайте сложности. Если вы понимаете, что для работы не хватает определенных знаний или навыков, разберитесь с этим. Составьте список слабых мест и разработайте план по их ликвидации. Но рисовать в голове жуткие картины того, что может произойти и каким позором это для вас обернется, — напрасная трата сил и времени. Не стоит переживать из-за того, что не случилось и, скорее всего, никогда не произойдет.

 

Информационная перегрузка

Один из самых сложных аспектов в новой работе — быстро догнать существующую команду, особенно если вы кого-то заменяете. Большинство руководителей понимают — чтобы втянуться в работу потребуется время, но бизнес не может долго ждать. Обычно новые сотрудники чувствуют, что на них выливают тонну информации за раз.

 

Вам придется познакомиться с огромным количеством новых людей, запомнить их имена, функции в компании и личные характеристики. Вам нужно будет запомнить, где находятся различные департаменты, подсобные помещения, столовая.

Вам предстоит разобраться, где хранятся канцелярские принадлежности, архивированные данные и текущие документы. Также важно будет не забыть график выполнения определенных рутинных задач и календарь проведения еженедельных и ежемесячных собраний.

 

Систематизируйте информацию. Распечатайте организационную структуру компании, подпишите на ней, к кому и по каким вопросам нужно обращаться. Составьте схему с целями вашей работы и всеми задачами, которые нужно выполнять. Ведите список логинов и паролей для различных программ, которые вы будете использовать. Сделайте файл со ссылками на сайты и статьи, к которым вам нужно будет вернуться позже.

Делайте заметки. На встречах и собраниях внимательно слушайте, что говорят другие, и помечайте основные мысли. Вам может казаться, что все запомните и так, но это обманчивое ощущение. В состоянии информационной перегрузки информация ускользает из нашей памяти очень быстро. Ваша задача сейчас — как в системе Дэвида Аллена Getting Things Done, вынести информацию в надежное хранилище и разгрузить голову, чтобы освободить ресурсы для принятия самых важных решений.

 

Работа на побегушках

 

 

Пока одни новички завалены работой, другим ее может недоставать. Если на неделе, когда вы начинаете работать, ваш начальник особенно загружен, вполне вероятно, что вы будете заниматься какими-то малозначительными задачами, не имеющими непосредственного отношения к вашей должностной инструкции. Работа на побегушках может стать ценным опытом — вы узнаете о тонкостях работы организации, которые иначе были скрыты от вас. Но если вы чувствуете, что вам совсем нечем заняться, не сидите сложа руки.

 

Проявляйте инициативу. Бездействие и безынициативность плохо скажется на вашем имидже как профессионала. Не бойтесь взять ситуацию в свои руки. Спросите у начальника, что еще вы можете сделать. Возможно, у него будет свободная минутка, чтобы вас чему-то научить. Даже если все коллеги слишком заняты, используйте время продуктивно своими силами — почитайте профессиональные статьи, повторите материалы с тренингов, потренируйтесь работать в новых программах.

 

Новый коллектив

Влиться в слаженный коллектив непросто. Если вы работаете в большой компании, даже запомнить всех коллег по именам не получится с первого раза. Кроме этого, вам нужно знать, кто чем занимается, какой стиль работы предпочитает, а также личностные особенности каждого сотрудника. Одни коллеги будут дружелюбными с самого начала, они станут поддерживать вас и приглашать с собой на обед. Другие будет вести себя холодно и отстраненно, некоторые могут вовсе отказаться замечать вас и воспринимать всерьез.

Ведите список контактов. Записывайте не только имена коллег и их должности в компании, делайте также заметки по поводу личной информации. Один любит классическую литературу, другой фанат здорового образа жизни, третий вырос с вами в одном городке. Когда вы встретитесь в следующий раз, будет с чего начать разговор.

 

 

Разберитесь в корпоративной культуре. Декларируемые ценности не всегда совпадают с реальными. Понаблюдайте за своими коллегами. Они встречаются в нерабочее время? Обедают вместе? Какой стиль работы они предпочитают? Как быстро решают полученные задачи? Каким образом расставляют приоритеты? Когда вы выявите устремления и ожидания вашего коллектива, это поможет вам правильно ставить цели и продвигаться вперед.

 

Будьте полезны. Организационная структура компании поможет вам разобраться, кто что делает, но лучший способ построить отношения — помогать и делиться информацией. Не стесняйтесь предлагать свою помощь там, где это возможно. Коллеги быстрее станут воспринимать вас как настоящего члена коллектива, и у вас будет больше шансов получить поддержку, когда она потребуется.

 

Отсутствие репутации

На прошлой работе вы были уважаемым специалистом, вас ценили, к вам часто обращались за помощью или советом, к вашему мнению прислушивались. На новом месте о вас мало знают и мало вам доверяют. Вам хочется восстановить справедливость и доказать, что вас наняли не зря. Вы стремитесь оптимизировать все возможные процессы и преобразовать компанию.

 

 

Предлагайте продуманные идеи. Вы воодушевлены новой работой, поэтому неудивительно, что вам хочется предлагать идеи и все улучшать. Новички рвутся на передовую и стремятся побыстрее внести свой вклад в общее дело. Но без базовых знаний процедур компании, норм и особенностей коллектива этот вклад будет сомнителен. Поэтому, прежде чем предлагать изменения в существующих процедурах, внимательно изучите имеющуюся информацию. Скорее всего, текущий порядок устоялся по определенным причинам. Кроме того, старым сотрудникам не понравится выскочка-новичок, которому кажется, что он знает все на свете.

 

Поставьте ясную цель. Лучшие способ доказать коллегам, что вас наняли не зря, — достигнуть чего-то видимого и значимого. Поставьте понятную цель и составьте план по ее достижению. Работа над ней поможет завоевать доверие в глазах коллег, а также справиться с вашей неуверенностью. Когда непонятно, что делать, вы чувствуете себя запутавшимся, потерянным и не способным сфокусироваться. Когда вы работаете над конкретной задачей, все начинает проясняться.

 

Спуститесь с пьедестала. Как ни странно, завышенные ожидания обычно исходят не от вашего босса или кого-то другого в компании, а от вас самих. Амбициозные профессионалы и просто компетентные специалисты сами приговаривают себя к провалу, потому что ждут от себя слишком многого. Таким образом, вы чрезмерно давите на себя, что только повышает вероятность ошибиться или принять неправильное решение. К тому же ваши завышенные стандарты становятся причиной неадекватных ожиданий со стороны коллег, которым в итоге вы не сможете соответствовать. Большинство видов работ и так связаны с интенсивным стрессом, не стоит создавать дополнительное напряжение.

 

Дайте себе время. Освоение на новой работе не происходит за один день. Вам потребуется время, чтобы принять текущий порядок вещей и подстроиться под него. Скорее всего, вы будете ошибаться и делать неправильные вещи. Но ошибки — всего лишь составляющая часть процесса обучения, это нормально. Через некоторое время вы впишетесь в новую рабочую среду, быстрее, чем может показаться.

 

Иллюстрации: SeenTheWorld / Shutterstock.com

comments powered by HyperComments