Отличия CRM от прочего программного обеспечения, которое используется в бизнесе, — тема очень деликатная. Далеко не каждый сотрудник сможет честно признаться в том, что иногда путается в обилии аббревиатур и названий программ. Особенно если ими не приходится пользоваться по работе ежедневно. Так, отличия CRM и CMS, несмотря на схожее написание, многие смогут назвать. Но когда речь заходит о CRM и ERP, задача существенно усложняется. Поэтому имеет смысл пройтись по самым распространенным программам, чтобы определиться — чем они отличаются от CRM.
CRM и ERP
Любой пользователь CRM знает, что это программное обеспечение для распределения задач, обеспечения эффективного документооборота и приема заявок от клиентов. И в этом заключается отличие CRM от ERP. Эти программы объединяет один момент — автоматизация бизнес-процессов.
Каждая ERP-система предназначена для управления ресурсами компании. Она создает единое пространство, объединяющее все текущие бизнес-процессы:
- Управление персоналом.
- Финансовые потоки.
- Распределение сырья.
- Закупки.
Благодаря такому масштабированию ERP используются на всех этапах работы компании, от найма сотрудников до предоставления услуг клиентам. Такой универсализм сделал подобное программное обеспечение незаменимым — оно широко используется в крупных организациях, в которых запущено множество бизнес-процессов.
Согласно данным, которые опубликовала компания-разработчик G2, прогнозируется, что объем глобального рынка ERP к 2026 году достигнет 78,4 миллиардов долларов, а среднегодовой темп роста с 2019 по 2026 год составит 10,2%.
Также насыщенный функционал ERP-программ привел к тому, что разработчики многих CRM начали внедрять подобные опции в свои продукты. И это решение нашло отклик у пользователей.
Большинство из этих модулей часто можно найти в CRM, например, в Мегаплане. И для большинства компаний подобного функционала достаточно — лишь наиболее крупным игрокам на рынке требуются специализированные ERP-системы.
CRM и 1С
В случае с CRM, отличие от 1С примерно на том же уровне, что и с ERP. Если вывести за скобки продукты БИТ.CRM и 1С: CRM, получим разнообразное программное обеспечение, предназначенное для работы со складом, ведения бухгалтерского учета, расчета зарплаты. Кроме того, продукты 1С обеспечивают автоматизацию бизнеса, что также является и одной из важных функций CRM. По этой причине большинство российских CRM оснащается модулем для интеграции с продуктами 1С — игнорировать такое распространенное программное обеспечение неразумно.
С другой стороны, многие CRM, как и в случае с ERP, стараются предоставить клиентам более насыщенный функционал, схожий с разработками 1С. Так, в Мегаплане есть модуль «Склад».
CRM и Excel
Когда таблицы Excel используются в компании для отображения работы по задачам, такой сценарий можно назвать первым шагом к внедрению CRM. В небольших организациях это решение может себя оправдывать, но по мере усложнения бизнес-процессов и роста числа задач, его актуальность снижается. Поэтому, если говорить о CRM и отличиях от Excel, первым аргументом станет функциональность.
По факту, с помощью Excel можно кустарно заменить всего один из инструментов, который есть в CRM — диаграмму Ганта. Таблицы не обеспечивают полноценную обратную связь при постановке задач, исключают возможность синхронизации с другим программным обеспечением для бизнеса — минусов здесь больше, чем плюсов. Преимущество здесь лишь одно — отсутствие абонентской платы. Но если найти бесплатную CRM, и этот плюс уйдет в прошлое.
Сравнение CRM и Excel объясняет, почему подавляющее большинство пользователей со временем отказывается от использования таблиц для учета задач и переходит на более подходящие программы.
CRM и CMS
CMS — это инструмент для управления сайтом. С его помощью можно размещать контент, а также оптимизировать его под соответствие требованиям поисковых систем. И CRM, и CMS используются для общей цели — оформление заявок от клиентов. Соответственно, отличие CRM от CMS заключается во всем остальном.
С помощью CMS нельзя поставить задачу или переслать документ в бухгалтерию. И уж точно не получится посмотреть остаток товаров на складе. Поэтому сравнивать эти две платформы не имеет смысла. Более того, многие разработчики CRM создают специальные инструменты для интеграции с CMS — это позволяет принимать заявки без перехода в админку сайта.
Как выбрать CRM
Как видите, во многих аспектах CRM успешно заменяют другое программное обеспечение, которое активно используется для ведения бизнеса. Разумеется, функционал зависит от выбора платформы — отличия CRM-систем никто не отменял. Поэтому, если выбираете программу для работы, рекомендуем тщательно сравнивать ПО, представленное на рынке. На что стоит обратить внимание кроме размера абонентской платы:
- Список интеграций со сторонним программным обеспечением.
- Наличие шаблонов — это поможет снизить объем рутины.
- Возможность гостевого доступа — он понадобится, если сотрудничаете с подрядчиками.
- Настраиваемость CRM.
- Чаты и другие инструменты для коммуникации сотрудников.
- Объем автоматизации бизнес-процессов.
По этим причинам многие пользователи выбирают Мегаплан — CRM соответствует всем требованиям, которые актуальны для современных программ, использующихся при ведении бизнеса. В том числе можно воспользоваться помощью в настройке и адаптации программы под нужды компании.
Вопросы и ответы
Отслеживает ли CRM действия сотрудников?
CRM отображает действия персонала, совершенные в рамках программы. Но не стоит рассматривать такое ПО как шпионское — CRM не будет фиксировать историю браузера или то, что делает человек, находясь за своим компьютером.
Можно ли разработать CRM под свои нужды?
Можно, но это будет стоить очень дорого. Намного проще и дешевле взять CRM с высоким уровнем настраиваемости, чтобы адаптировать ее под бизнес-процессы компании.
Существует ли CRM, ориентированная под работу в мессенджерах?
Да, многие CRM допускают интеграцию с социальными сетями и мессенджерами. Это решение помогает менеджерам принимать заявки, обрабатывать их и поддерживать обратную связь с клиентами.
Материалы по теме: