Инструмент для создания общего хранилища информации, которое будет доступно всей команде. Легко добавлять, изменять и делиться данными для совместной работы.
Корпоративная база знаний – это централизованное хранилище информации, накопленной сотрудниками за годы работы в компании. Она включает в себя различные виды данных. Это могут быть примеры технических заданий, шаблоны договоров и инструкций, а также компиляция не самых очевидных знаний, которые могут пригодиться на практике. Системы баз знаний важны для организаций, потому что каждая такая библиотека преследует не одну и даже не две цели, помогая сотрудникам в различных рабочих ситуациях.
База знаний пригодится, если нужно сохранить накопленный опыт:
Когда внутренняя база знаний правильно создана и полноценно используется персоналом компании, сотрудники могут оперативно находить необходимую информацию, не тратя своё и чужое время на обращение к коллегам за консультацией. Кроме того, быстрее адаптируются новые работники, а также повышается продуктивность при решении рабочих задач. Если сотрудники действуют в рамках единого информационного поля, это сокращает разрыв в уровне осведомлённости между специалистами и новичками.
В зависимости от масштабов и специфики бизнеса корпоративные базы знаний различаются по своему наполнению. Они могут включать в себя различные сведения, которые в дальнейшем помогут персоналу компании выполнять задачи.
Подобную базу регламентов и успешного опыта можно назвать мозговым центром, к которому сотрудники компании будут обращаться за ответом в различных ситуациях. Практика показывает положительный эффект от внедрения таких рабочих инструментов. Поэтому, если задумываетесь о том, как сделать базу знаний, чтобы упростить работу сотрудников, читайте внимательно – дальше мы дадим ответы на все важные вопросы.
Корпоративные базы знаний могут быть внутренние и внешние. Как понятно из названия, внутренняя база знаний предназначена для сотрудников компании – у сторонних пользователей не получится ей пользоваться. В этом случае структура базы знаний предполагает размещение:
Внешняя база знаний, напротив, общедоступна, поэтому размещается в открытом доступе — чаще всего её можно найти на сайте компании. Она предназначена для обслуживания клиентов и может включать:
Использование внешней базы полезно тем, что клиент может самостоятельно узнать ответы на интересующие вопросы – это снижает нагрузку на менеджеров и службу поддержки. Кроме того, такое сосредоточение информации положительно влияет на позиции сайта в поисковой выдаче.
Формирование базы знаний, объединяющей полезные наработки и справочную информацию, даёт организации ряд ощутимых преимуществ и достаточно быстро приводит к положительным результатам:
В результате информационная база знаний становится ключевым активом для любой современной организации, руководство которой хочет повысить эффективность и конкурентоспособность организации, а также обеспечить развитие в долгосрочной перспективе.
Создавая базу данных, важно подумать о людях, которые будут ей пользоваться. Поэтому важно уделить внимание подаче информации – тексты должны быть краткими и лаконичными. Делайте заголовки максимально информативными – это поможет быстро находить интересующие данные. Также не стоит дублировать одну и ту же информацию на разных страницах, лучше размещать ссылки.
Любая новая база знаний требует системного подхода – без комплексной работы вряд ли получиться добиться какого-либо положительного результата. Поэтому, если задумываетесь о том, как создать базу знаний, стоит придерживаться определённого алгоритма:
Без формулирования стратегических целей при создании корпоративной базы знаний не обойтись. И цели системы управления базой знаний, озвученные при планировании, должны быть увязаны с общими бизнес-задачами компании. Обязательно нужно учитывать специфику работы организации.
Обязательно стоит заранее определить конкретные результаты, достижение которых поможет проанализировать эффективность внедрения базы знаний. Это могут быть показатели вроде сокращения времени на решение типовых задач, рост удовлетворённости клиентов, снижение количества ошибок, допущенных персоналом.
На этом этапе требуется оценить, какие знания уже имеются в организации, где они хранятся и в каком формате. Для этого рекомендуем провести «инвентаризацию», собрав нужные для работы инструкции и регламенты, а также зафиксировать опыт персонала – он пригодится, чтобы добавить полезные подсказки.
На основе двух предыдущих шагов можно приступать к разработке базы знаний. Придётся решить следующие задачи:
Обязательно нужно, чтобы структура внутренней базы знаний была интуитивно понятной и логичной. Это в дальнейшем поможет быстро находить нужную для работы информацию.
Для практической реализации корпоративной базы знаний потребуется подобрать соответствующую программную платформу. Она должна обладать функциональностью, отвечающей сформированным ранее требованиям. Рекомендуем ориентироваться на следующие критерии выбора:
При построении базы знаний пользователи используют и специализированные решения, и «бытовые» варианты, например Google Docs. Это зависит от наполненности хранилища информацией и проведённой систематизации данных. Кроме того, важен уровень технической готовности руководства и сотрудников компании.
После того, как технологическая основа выбрана, наступает ответственный этап, который заключается в сборе, структурировании и загрузке контента в базу регламентов компании. В этой работе следует придерживаться некоторых принципов, чтобы достичь необходимого результата.
На этой стадии важно оповестить сотрудников любыми доступными способами, от проведения тренингов до разработки краткой инструкции по использованию базы знаний предприятия. Это сократит время на адаптацию персонала к новому рабочему инструменту.
Чтобы внедрение базы знаний прошло успешно, важна не только поддержка руководства. В компании должна быть развита культура обмена знаниями, чтобы сотрудники хотели делиться информацией, а не воспринимали её как личную собственность. Также не лишним будет назначить ответственного за ведение базы знаний.
Обязательно стоит подумать о том, как встроить использование базы знаний проектов в ежедневные бизнес-процессы компании. Если всё сделать правильно, она станет неотъемлемой частью рабочей практики и сотрудники будут пользоваться справочником наравне с другими инструментами.
Важно понимать, что организация базы знаний – это не разовая задача, а непрерывный процесс. Нужно регулярно собирать и анализировать обратную связь от сотрудников, чтобы выявлять пробелы и вносить соответствующие улучшения в структуру и наполнение базы. Только в этом случае работа с базой знаний увенчается успехом.
Собственная база знаний, которая внедрена в компании, во многом служит отражением подхода руководства к организации труда. Где-то использовано обычное облачное хранилище без какого-либо рубрикатора, на других предприятиях база реализована в виде общей папки с набором документов и инструкций – этот вариант тоже сложно назвать оптимальным.
В более технологичных компаниях сотрудники активно используют специализированные сервисы для базы знаний. Это упрощает разработку и внедрение такого вспомогательного справочника. Причём на рынке представлены как зарубежные программы для базы знаний, так и отечественные. Разумеется, в большинстве случаев какая-либо русская база знания будет приоритетнее иностранного аналога хотя бы в силу языка интерфейса.
Не последним фактором при выборе базы знаний для компании выступает цена. И в этом случае можно сэкономить, выбрав CRM в качестве программной платформы. Главное, чтобы функционал позволял создать полноценный справочник. Одна из российских CRM, в которой предусмотрены компоненты для организации базы знаний, – это Мегаплан.
В Мегаплане пользователям доступна полноценная облачная база знаний с удобным рубрикатором и хранилищем всех важных документов. При необходимости можно создать отдельную подборку регламентов и инструкций для каждого отдела – предусмотрено разграничение прав доступа. Чтобы воспользоваться такой опцией, достаточно воспользоваться новым Рабочим столом с настраиваемыми папками-виджетами.