Как правильно использовать скрам-доску, чтобы она принесла результат. Узнайте, кому подходит метод scrum, а каким компаниям он противопоказан.
Скрам-доска (Scrum) — это один из самых популярных методов управления проектами, который сводится к размещению карточки задачи в соответствующей колонке. В этом плане скрам схож с другой популярной методикой проектной работы — канбаном. Несмотря на некоторые общие элементы, это не идентичные подходы, но об этом поговорим чуть позже. Пока сосредоточимся на скрам-досках и примерах их использования в различных сферах бизнеса.
Обычно scrum-доска считается неотъемлемой частью методологии Agile, суть которой сводится к сегментации проектов на отдельные этапы. Она получила распространение за счет своей гибкости и минимума бюрократии. Причиной ее разработки стало осознание представителями digital-сферы идеи о том, что создание принципиально новых продуктов невозможно, если руководствоваться устаревшими подходами.
Если говорить о личных делах, то такой доской вполне может послужить лист в блокноте. Но можно выбрать и цифровую версию — бесплатные скрам-доски доступны в интернете. Кроме того, можно купить скрам-доску в классическом исполнении, и этот вариант можно назвать оптимальным для небольшого офиса.
Но когда в более крупную компанию требуется scrum-доска, скачать приложение или обратиться к услугам специализированного сервиса — наилучшее решение. Потому что при работе над масштабным проектом руководителю придется заглянуть на 5-6 досок, чтобы составить впечатление о темпе работ. Вряд ли уместно в такой ситуации ходить по отделам и оценивать количество карточек в разных колонках.
В основе любой доски задач scrum лежит отдельно взятый этап проекта, который называют спринтом. По окончанию каждого спринта происходит оценка работы команды и корректировка, если того требует ситуация. Именно поэтому такой подход считается максимально гибким — работа сотрудников компании регулярно подвергается детальному анализу.
Изначально scrum-доска — это офлайн-техника, которая сводится к перемещению карточек с задачами между отдельными колонками. В этих столбцах отображаются все этапы работы. Основные разделы информационной доски scrum:
В зависимости от особенностей проекта можно добавлять и другие колонки, отражающие прочие стадии работы коллектива. Например, «В ожидании» или «Нужно ускориться». Именно внешний вид доски объединяет скрам и канбан, но на этом сходство заканчивается.
Отличие скрам-доски от канбан-доски заключается в общем подходе. Так, если на канбане принято держать все задачи, то на скрам-доске можно увидеть только те этапы работ, которые подразумевает текущий спринт. Но это не единственное отличие методов.
Как и в случае с канбан-досками, методика scrum давно вышла за пределы категории офлайн-инструментов. Поэтому существует множество приложений, которые по сути являются скрам-доской онлайн.
Несмотря на то, что по сравнению с бесплатными онлайн скрам-досками система Мегаплан позиционируется как более масштабное и функциональное программное обеспечение, CRM может оказаться полезной для тех, кто хочет внедрить agile-подход. Благодаря этому не придется пользоваться бесплатным приложением с ограниченным спектром функций, а также можно не тратить деньги, чтобы купить scrum-доску. О том, как на практике использовать Мегаплан для создания скрам-доски, можно узнать из этого видео.
Внедряя принципы Agile в работу, важно учитывать специфику бизнеса. Скрам — это метод, подходящий для сложных продуктов с туманным итоговым результатом. Когда сразу понятно, чем именно должна закончиться работа, лучше выбрать другой подход. По этой причине скрам-доска в продажах — это не самый эффективный инструмент. Как и на производстве.
В этих и подобных им сферах деятельности лучше делать выбор в сторону канбан-доски. И она тоже доступна пользователям Мегаплана, поэтому пользователям не приходится перебирать сторонние приложения, чтобы выбрать максимально подходящее решение.
Интересный факт. Согласно исследованию, которое провела компания ScrumTrek, канбан-подход в России в 2021 году использовали 27% всех опрошенных компаний. Это в 4,5 раза больше, чем доля приверженцев этой методики в мировом масштабе: в других странах цифра не превышает 6%.