Как использовать CRM для продажи металла
На первый взгляд CRM и металл, или продукты металлообработки — вещи несвязанные. Обычно CRM-системы воспринимаются как программы для сферы услуг и другой коммерческой деятельности на массовом рынке. Но на практике многие компании используют CRM и для продажи металла, и даже для его производства. Организации, работающие на этом рынке, есть и среди клиентов Мегаплана.
CRM активно используют для организации различных процессов:
- производство металлопроката;
- закупка и продажа металлопроката;
- логистика.
У каждого направления работы свои особенности, которые нужно учитывать при настройке программы и автоматизации. CRM можно адаптировать под любые задачи компании независимо от ее размера и специализации.

Как настроить CRM для металлоторговли
CRM-система нужна, прежде всего, для оптимизации и автоматизации рутинных операций. Такие программы ориентированы на выполнение стандартных рабочих сценариев: от закупки металлопрофиля до составления квартальных отчетов. Поэтому CRM для металлопроката без дополнительных настроек не будет сильно отличаться от программы для производства и продажи обуви.
Настроить CRM для металлоторговли несложно: достаточно указать основные этапы прохождения сделки, чтобы в дальнейшем каждую продажу проводить через систему статусов. Для стандартной воронки продаж обычно используют такие статусы:
- Отправлено коммерческое предложение.
- Заказ сделан.
- Выставлен счет.
- Оплата прошла.
- Отгрузка.
- Отправлены закрывающие документы.
Эта произвольная очередность — она зависит от правил компании: у одной в сделках больше этапов, у другой меньше. Главное, чтобы последовательность шагов была воспроизведена максимально точно. Нелишним будет добавить в карточку сделки поле, где можно писать результаты переговоров, особенно если они неудачные. Когда аргументы заказчика фиксируются в CRM, проще находить и исправлять слабые места в продажах. Эти данные важно учитывать при анализе воронки продаж.

CRM на производстве
В сферах металлообработки или металлопроката CRM тоже активно используются, помогая закупать сырье, расходные материалы для оборудования, а также впоследствии взаимодействовать с клиентами. Ошибочно полагать, что подобное программное обеспечение используется только в продажах — многие компании используют CRM для организации производственных этапов. С помощью CRM в сфере металлообработки можно планировать смены, выстраивать логистику, рассчитывать нагрузку на производственные линии.
Одна из самых важных функций CRM на предприятии — упрощение коммуникации между отделами. Так, если обычно менеджеры и сотрудники на производстве дистанцированы друг от друга, внедрение CRM сокращает этот разрыв. В результате уменьшается время реакции на поставленную задачу.
В Мегаплане, как и в некоторых других CRM, есть такой удобный инструмент, как чат. С его помощью сотрудник может писать личные сообщения коллегам. Такую возможность важно использовать, когда персонал компании рассредоточен по разным помещениям, как это часто бывает в металлообрабатывающей сфере.
Мегаплан в производственных компаниях полезен как система складского учета: CRM можно использовать для анализа и пополнения запасов продукции, а некондицию проводить через CRM как металлолом. В программе удобно работать с широкой номенклатурой и оформлять накладные.
Кроме того, на производстве CRM можно использовать как справочник с технической документацией и нормативными актами. В программе можно хранить любые рабочие файлы и давать доступ сотрудникам цехов, чтобы они всегда могли уточнить информацию по требованиям ГОСТов или проверить соответствие техническому заданию заказчика.
Преимущества внедрения CRM
Как показывает практика, правильно выбранная CRM положительно влияет на эффективность работы организации. Исследование, размещенное на портале G2, показывает, что опрошенные пользователи CRM основными преимуществами программного обеспечения называют упрощенную работу с клиентской базой и счетами. Кроме того, такие программы систематизирует бизнес-процессы и помогают избавиться от монотонной работы. Но, кроме автоматизации, есть и другие плюсы:
- За счет интеграции с телефонией менеджеры могут звонить заказчикам прямо из CRM.
- Удобство работы с единой базой клиентов.
- Простое ведение документооборота.
- Работа офиса и производства становится прозрачнее.
- CRM создает объективные и информативные отчеты.
Пользователи, выбравшие Мегаплан, кроме этих преимуществ, получают помощь при внедрении CRM. За это отвечают специалисты Учебного центра, которые помогают настроить программу, а также обучают персонал. Благодаря такой услуге сотрудники компании уже через несколько дней начинают полноценно работать в программе.