Новости
Чтобы опережать своих конкурентов, компании должны эффективно управлять взаимоотношениями с клиентами. С каждым днем все больше руководителей приходят к этому мнению и задумываются над внедрением CRM-системы. Однако чтобы CRM принесла ожидаемый результат и не превратилась из надежного помощника в головную боль, необходимо тщательно подойти к выбору продукта.
После кропотливого анализа предложений перед руководителем возникает дилемма, что эффективнее: довериться одной из готовых CRM-систем или разработать собственную. В этой статье мы расскажем о принципиальных отличиях CRM с нуля и готового решения.
Самым большим преимуществом самописной CRM является возможность настройки практически под любые бизнес-процессы конкретной компании. Это может иметь приоритетное значение в организациях либо с очень сложной или специфической схемой бизнеса, либо с уникальным программным обеспечением. При разработке CRM с нуля в нее можно включить функционал, который нужен для решения индивидуальных задач компании, обеспечить обмен данными с любыми приложениями.
Отсутствие лишних модулей и сценариев позитивно скажется на скорости работы системы, следовательно, сбережет время и нервы пользователей. Разработка CRM по собственному плану иногда помогает избежать серьезных проблем и ошибок еще на стадии проектирования.
CRM на заказ не предполагают оплату за количество лицензий. Поскольку собственником и администратором CRM выступает компания, она вправе предоставлять доступ к системе любому количеству сотрудников, если это предусмотрено возможностями программы.
Главная проблема при разработке собственной CRM-системы — подобрать квалифицированных исполнителей. Пишет и настраивает CRM целая команда специалистов, включая проект-менеджера, программистов, архитектора и дизайнера. Все они должны быть компетентны и иметь опыт создания подобных решений. Кроме технических аспектов своей работы, исполнители обязаны знать основы маркетинга и менеджмента, разбираться в текущих бизнес-процессах компании. Низкий уровень квалификации разработчиков неизбежно отразится на качестве продукта. Исправлять ошибки после запуска CRM придется в экстренном порядке: сбой CRM-системы парализует работу маркетинговых подразделений и, следовательно, приносит большие финансовые потери.
CRM-система — сложный программный продукт, и её разработка на заказ стоит дороже готовой версии. Имеется в виду не столько цена оборудования или программных компонентов, сколько оплата труда персонала. Независимо от того, являются ли разработчики штатными сотрудниками или работают привлеченные специалисты, стоимость их услуг станет основной статьей расхода.
Процесс создания CRM-системы включает в себя подготовку технического задания, программирование, тестирование, внедрение и занимает продолжительное время — как минимум несколько месяцев. К этому сроку можно смело прибавить еще несколько недель на настройку и доработку готового решения.
Прежде чем приступить к разработке собственной CRM-системы, нужно определить ожидаемый результат: какие сервисы интегрировать с системой, какие права доступа прописать для каждого пользователя и другие важные моменты. Все детали должны быть четко отражены в техническом задании на разработку. Если понимание и описание готового концепта было изначально неполным или вовсе ошибочным, система может оказаться неэффективной и потребуется серьезная доработка. Поскольку CRM-система будет накапливать всю информацию о клиенте, итоговый продукт должен быть понятен и пользователям, и сотрудникам, которые будут заниматься его поддержкой. Сложную или непрофессиональную систему не в полной мере освоят работники, и не смогут успешно обслуживать технические специалисты.
Каким бы ни был продукт с нуля, он останется в компании на длительный срок, независимо от его плюсов и минусов. После стольких вложенных сил и средств вряд ли удастся просто отказаться от собственной CRM из-за ее неэффективности. Наиболее вероятна ситуация, что руководителю придется вкладывать дополнительные средства в доработку CRM.
Выгоднее приобрести готовое решение — CRM Мегаплан.
В отличие от проектов на заказ, готовые CRM-системы универсальны — и в этом их сила. Разработчики готовых решений стараются перенять все важные отраслевые практики и наладить обмен данными с популярными приложениями и интерфейсами. Например, готовые CRM поддерживают интеграцию с сайтом, интернет-магазином, IT-телефонией и 1С. Конкретный функционал выбирается из нескольких стандартных вариантов: от обычной клиентской базы до полной автоматизации системы продаж. Благодаря подобной универсальности и гибкой настройке готовая CRM-система подойдет и для частной медклиники, и для крупного холдинга.
Установка готовой системы не займет много времени. Безусловно, внедрение CRM — это достаточно трудоемкий процесс, который включает настройку и интеграцию с уже существующим программным обеспечением компании. Однако временные затраты при этом не сравнимы с аналогичными при разработке системы с нуля.
Готовая система снижает финансовые и организационные издержки. Во-первых, стоимость готовой CRM почти всегда будет ниже собственной. Для ее установки не обязательно держать в штате или нанимать команду программистов — внедряют и отлаживают систему специалисты компании-разработчика. Во-вторых, готовый продукт не требует подготовки технической документации. Достаточно представлять потребности компании и выбрать из предложенных вариантов поставки подходящую версию.
Готовое решение станет панацеей для небольших компаний, где нет ни специалистов, ни подходящего оборудования. Речь идет об облачных (SaaS) версиях CRM, которые размещаются на серверах компании-разработчика. Фактически для работы нужен лишь интернет: вход в систему осуществляется через браузер. Возможности облачной версии не отличаются от стационарной, но при этом подобная CRM-система не требует никакой отладки и поддержки, точнее их берут на себя специалисты разработчика.
Готовые CRM-решения не эксклюзивны. Разработчики систем внедряют и настраивают их в сотнях компаний, попутно решая технические проблемы и совершенствуя продукт. Готовые CRM просты и удобны как для поддержки, так и для освоения сотрудниками. Создатели таких систем гарантируют минимальное количество ошибок и отлаженность своего продукта, а также продуманность в деталях. У готовых CRM интуитивно понятный интерфейс, удобный доступ к функциям и приятный дизайн. Кроме того, специалисты поддержки не оставят пользователя один на один с возникшей проблемой, а придут на помощь в трудных ситуациях.
Что выгоднее для каждой организации — индивидуальный или стандартизированный продукт — зависит в первую очередь от ее возможностей и потребностей. Поэтому принимать решение о выборе CRM стоит только после всестороннего анализа как бизнес-процессов внутри компании, так и преимуществ конкретной системы.
Чтобы лучше понять принцип работы готовых CRM, предлагаем бесплатно протестировать CRM-систему Мегаплан. Оставьте заявку и пользуйтесь полнофункциональной версией системы в течение двух недель.