Просмотрено 3506 Комментарии 6 минут

Разговор с незнакомцем. Что мы должны знать о людях, которых не знаем

Разговор с незнакомцем. Что мы должны знать о людях, которых не знаем

На протяжении многих веков люди редко сталкивались с абсолютными незнакомцами. Как правило, они встречались со своими соседями, которые верили в одного и того же бога, строили похожие жилища и города, воевали тем же оружием и по схожим правилам. В сегодняшнем мире мы постоянно сталкиваемся с людьми, чье происхождение, представление о жизни и убеждения отличаются от наших. Представляем саммари книги «Разговор с незнакомцем», созданной Smart Reading.

Smart Reading — это сайт, на котором собраны саммари самых популярных книг современности. Удобные фильтры, разные форматы и тесты помогут ежедневно расширять ваш кругозор и закреплять прочитанное. До 10 октября действует отличное предложение: при оформлении бессрочного тарифа – книга увлекательной инфографики в подарок. Рекомендуем! Подробнее

Малкольм Гладуэлл — журналист, социолог и писатель, автор мировых бестселлеров «Переломный момент» , «Озарение», «Гении и аутсайдеры». Эта книга Гладуэлла посвящена анализу и выяснению причин наших стереотипов восприятия, их критике и попытке их исправить:

Разговор с незнакомцем. Что мы должны знать о людях, которых не знаем 1


Посмотреть в глаза и увидеть душу

В 1938 году премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен подписал в Мюнхене договор с Гитлером, по которому Германии переходила немецкоговорящая часть Чехословакии. Это печальное событие, вошедшее в историю под названием «Мюнхенский сговор», свершилось после многочасовых личных встреч Гитлера с Чемберленом, в результате которых Чемберлен пришел к убеждению, что «Гитлеру можно верить».

Чемберлен действовал так же, как мы все, когда пытаемся узнать и понять незнакомцев. Мы убеждены, что личная встреча — шанс посмотреть в глаза, понаблюдать за поведением и манерами — дает уникальную возможность сделать обоснованные выводы о характере и намерениях человека. Однако вся дополнительная информация, собранная Чемберленом при личном общении с Гитлером, отнюдь не помогла ему распознать истинные намерения диктатора.


Верю — не верю

Мы убеждены, что гораздо лучше других умеем разбираться в людях. Мы говорим, когда стоило бы слушать. У нас не хватает терпения разобраться в чужих жалобах на несправедливость. Мы почему-то уверены, что видим другого человека насквозь, опираясь на шаткие и ненадежные знаки. Конечно, сами мы — существа сложные, тонкие и загадочные. А незнакомцы — с ними все просто…

Совсем не просто, уверен Малкольм Гладуэлл. Среди огромного количества исследователей темы обмана и лжи выделяется Том Левин, который сумел построить универсальную теорию обмана. По этой теории мы запрограммированы доверять людям. Мы верим не потому, что не сомневаемся в правдивости человека, а потому, что у нас недостаточно оснований для недоверия.


История финансовой пирамиды

В ноябре 2003 года хедж-фонд «Ренессанс Текнолоджиз» приобрел долю участия в фонде, управляемом инвестором из Нью-Йорка Бернардом Мэдоффом. Управляющий «Ренессансом» сомневался в чистоте операций фонда Мэдоффа: непонятно, на чем основаны эти выдающиеся результаты. Но признать, что Мэдофф — мошенник и лжец, он не мог. У Комиссии по ценным бумагам США (SEC) тоже были свои сомнения. Сотрудники SEC даже встречались и беседовали с Мэдоффом, который объяснял, что он «нутром чувствует», какие ценные бумаги надо покупать, а какие — продавать. Сомнения были у многих. И все же их не хватало, чтобы понять: Мэдофф — самый крупный мошенник в истории финансовых рынков. Теория Тома Левина о том, что при отсутствии достаточных доказательств обратного мы склонны верить в правдивость человека, получила свое очередное подтверждение.

Однако универсальная теория обмана учит, что, если бы мы раз­учились доверять, это стало бы катастрофой. Человек не развил способности распознавать обман, поскольку с точки зрения эволюции нецелесообразно тратить время на тщательную проверку слов и поступков незнакомцев. Наоборот, людям выгоднее верить в правдивость окружающих. По мнению Левина, в обмен на риск быть иногда обманутыми мы приобретаем эффективность и скоординированность в обществе.


История одного убийства

Почему судье важно лично увидеть обвиняемого? Потому что судья, как и все мы, убежден, что внешнее поведение и манеры человека достоверно отражают его внутренний мир. Гладуэлл называет это свойство прозрачностью. Если у нас нет времени и возможности близко познакомиться с человеком, мы полагаем, что узнаем его, просто наблюдая за его поведением и выражением лица.

Парадоксально, что мы верим в необходимость посмотреть в глаза и настаиваем на личной встрече, но при этом забываем об огромной вероятности совершить ошибку. Мы стремимся общаться с незнакомцами, но мы абсолютно не умеем этого делать.

Такой ошибкой стало дело Аманды Нокс, осужденной итальянским судом за убийство своей соседки по комнате в маленьком итальянском городке. Спустя восемь лет после преступления Верховный суд Италии полностью ее оправдал. Следствие не нашло ни одного материального доказательства причастности Аманды к убийству.

Среди миллиона факторов, сыгравших свою роль в ее осуждении, поведение Аманды стало решающим. Она производила впечатление холодной и расчетливой, не проявляла сочувствия к жертве и вообще вела себя странно. Когда ее привели на место преступления, Аманда «качнула бедрами и сказала „та-да“». То есть образ Аманды не совпадал с общепринятым представлением о невиновности.

Нам свойственно судить о честности человека по его манерам. Человек с хорошо поставленной речью, уверенный в себе, с крепким рукопожатием, заинтересованный в собеседнике и доброжелательный — должен быть честным. Человек нервный, суетливый, с бегающим взглядом, легко краснеющий, многословный, запинающийся и путающийся в ответах — наверняка что-то скрывает.


История поэтессы

Зимой 1963 года американская поэтесса Сильвия Плат покончила с собой в возрасте 30 лет, засунув голову в духовку и надышавшись угарным газом. Она жила в Лондоне, далеко от друзей и семьи, и страдала депрессией. От нее ушел муж. Она часто писала о смерти и самоубийстве. Друзья и литературные критики, зная все эти факты ее жизни и творчества, не удивились ее поступку.

В 1962 году в Англии и Уэльсе покончили с собой 5588 человек, из них почти половина (44%) сделали это так же, как Сильвия, то есть надышавшись угарным газом. К 1977 году, когда угарный газ в английских плитах был заменен натуральным газом, количество таких самоубийств упало до нуля, а общее количество самоубийств, совершаемых молодыми женщинами, сократилось вдвое. Если бы угарный газ не был так доступен, покончила бы Сильвия Плат с собой иным способом?

Когда речь заходит о самоубийствах, одни психологи считают: если человек задумал уйти из жизни, он всегда найдет способ — не один, так другой. Такая теория получила название «замещение». Другие психологи уверены, что самоубийство всегда связано с определенными условиями и обстоятельствами («связанность»). Гладуэлл уверен, что самоубийства происходят, как правило, при «связанности» очень депрессивного настроения и легкодоступного средства самоубийства.

Например, известно, что более 1500 человек совершили самоубийства на мосту Голден Гейт в Сан-Франциско. При этом из 515 человек, которые пытались спрыгнуть с моста, но по какой-то причине этого не сделали, только 25 впоследствии попытались убить себя другим способом. То есть люди не просто хотели уйти из жизни, а стремились сделать это именно на мосту Голден Гейт. Теория «связанности» налицо. Если бы муниципальные власти Сан-Франциско были с ней знакомы и установили защитные барьеры и сетки на мосту не в 2018 году, а гораздо раньше, они бы предотвратили множество самоубийств. Если бы у Сильвии Плат не оказалось под рукой плиты с угарным газом, то вполне вероятно, что она осталась бы в живых.


10 лучших мыслей книги

1. Постоянно сталкиваясь с незнакомыми людьми, мы уверены, что можем быстро в них разобраться. Но эволюция не подготовила нас к общению с незнакомцами. Чтобы понять другого человека, нужно проявить терпение, внимание и осторожность.

2. Короткая личная встреча с незнакомым человеком может не только не помочь в понимании его поведения и мотивации, но и привести к кардинально ошибочным выводам.

3. Мы запрограммированы доверять людям и благодаря этому способны к эффективному взаимодействию и координации.

4. Нельзя судить о честности человека по его манере говорить и держаться. Обманщик может выглядеть и вести себя как честный человек, и наоборот.

5. Профессиональные разведчики, государственные деятели и полицейские отличают лжецов от честных людей не лучше, чем домохозяйки.

6. Состояние алкогольного опьянения стирает часть нашей личности и делает невозможным правильное восприятие незнакомцев.

7. При анализе чужих мотивов и поступков нужно учитывать конкретные обстоятельства, которые могли повлиять на поведение человека.

8. Наши способности по познанию чужой личности ограниченны. Мы можем никогда не узнать всей правды.

9. Сохранять доверие к людям необходимо, чтобы продолжалась нормальная жизнь. Но стоит признать, что наше доверие время от времени будет обмануто.

10. Обществу стоит отказаться от наказаний за проявление доверия. Наоборот, люди, которые стали жертвами обмана или предательства, должны получать поддержку.

Источник: Smart Reading. Фото: Vlad Hilitanu on Unsplash

Вам понравилась статья?

0