Герой Джека Николсона в фильме «Управление гневом» не видел ничего плохого в том, чтобы выплёскивать гнев небольшими порциями и в нужные моменты. А что с другими эмоциями: как перестать им поддаваться?
На работе, как и в других сферах жизни, мы радуемся и грустим, воодушевляемся и раздражаемся, и это нормально. Можно ли управлять эмоциями, заглушая и вызывая их в себе по необходимости, Мегаплану рассказал карьерный консультант и коуч Катерина Самодумова.
В новой рубрике «Управление карьерой» вместе с HR-экспертом рассказываем о психологии карьеры и эффективном найме. В первой статье разбирались в природе эмоций, чтобы лучше понимать свои реакции на события.
Сегодня разберём несколько ситуаций, когда радость вредит, а гнев, напротив, идёт на пользу. Статья будет полезна всем, кого эмоции накрывают с головой прямо на рабочем месте и кто хочет научиться управлять своим настроением.
Катерина Самодумова — сертифицированный карьерный консультант и коуч,
супервизор в Ассоциации карьерных консультантов,
бизнес-тренер и автор курсов о построении карьеры и подборе персонала.
Состав эмоций
Учёные не делят эмоции на позитивные и негативные, поскольку каждая из них может быть полезна — всё зависит от контекста. Например, страх активизирует защитные реакции при возникновении опасности и ограждает нас от необдуманных поступков.
А тревожность — главная героиня и антагонистка второй части мультфильма «Головоломка» — в каких-то ситуациях оказывается весьма продуктивной: позволяет предусмотреть возможные промахи или лучше подготовиться к важному событию. Если не зашкаливает, конечно.
В каждой эмоции есть «главный ингредиент» — основной гормон, который может помочь или навредить в разных рабочих ситуациях.
- Печаль, грусть, тоска. Преобладающий гормон мелатонин способствует аналитической, монотонной деятельности. В таком состоянии лучше даётся работа с таблицами, данными, цифрами, отчётами, где требуются внимательность и скрупулёзность.
- Интерес, удивление. Окситоцин, который наполняет их, считается гормоном обучения и доверия: в таком состоянии проще впитывать знания. Кроме того, будет эффективной тёплая коммуникация: взаимодействие с клиентами-партнёрами, проведение диалогов о карьере.
- Спортивная злость. Адреналин сыграет на руку во время общения с конкурентами — гормон помогает отстаивать свои границы, уверенно аргументировать точку зрения и формировать образ серьёзного противника.
Другое дело, что даже радость, которую принято называть положительной эмоцией, не всегда уместна. Смех на важном совещании или широкая улыбка на встрече, связанной с увольнением сотрудника, могут вызвать как минимум непонимание.
«Не та эмоция» даже способна перерасти в конфликт. Пример — радостная реакция сотрудника сервисного центра на поломку компьютера, с которой обратился клиент. Нейтральное состояние будет лучшим в данной ситуации. Если есть ресурс, можно посочувствовать и выразить надежду на наилучшее разрешение вопроса.
Как погасить эмоцию
Иногда в рабочей коммуникации сдержать досаду или беспокойство кажется попросту невозможным. Но в профессиональной сфере механизмы социальной регуляции более выражены, чем дома. Это значит, что в обществе коллег, начальников и подчинённых мы позволяем себе меньше. Хорошая новость заключается в том, что эмоции, которые условно называются негативными, тоже управляемы.
После того как лимбическая система дала трактовку некоему стимулу, мы спешим выдать во внешний мир свою реакцию: сказать что-то, заплакать или засмеяться, выразить переживания при помощи мимики. Момент между стимулом и реакцией — это та самая точка выбора.
Один из главных навыков, которым обладают люди с развитым эмоциональным интеллектом, — умение смотреть на ситуацию со стороны. Замечая свои ощущения, вы можете выйти в позицию наблюдателя и выбрать, какую реакцию выдать во внешний мир. Для этого нужно назвать эмоцию, найти то, как она ощущается в теле, а также оценить уровень её интенсивности по шкале от –10 до 10, где –10 — максимально негативное состояние, 10 — максимально позитивное, а 0 — нейтральное состояние.
Это может быть так: «Я раздражён, потому что коллега взял бумаги с моего стола без спроса и назначил встречу, не предупредив меня. Из-за этого мне стало тяжело дышать. Интенсивность моих ощущений –5».
Значимость этой паузы бесценна. Если вы сумели ответить себе на вопрос, что сейчас происходит, то уже немного умерили пыл, поскольку подняли происходящее на более осознанный уровень — из лимбической системы к неокортексу, то есть к основной части коры головного мозга, отвечающей за сознание и интеллект.
«Один кандидат, которого я подбирала на вакансию в международную компанию, проходил собеседование в стрессовом формате: руководитель любил поддавить. Какое-то время молодой человек держался, а потом признался, что очень волнуется и ему трудно отвечать на вопросы. Он попросил взять паузу на несколько минут, чтобы подышать свежим воздухом. Все удивились, но выразили готовность подождать. К слову, оффер этот кандидат в итоге получил. Взяли бы его на работу или нет, если бы он не воспользовался паузой, — вопрос открытый», — рассказывает Катерина Самодумова.
Если внутренние ощущения захватили настолько, что их невозможно контролировать, лучше об этом сказать. Этим приёмом пользуются спикеры, которые признаются аудитории в своём волнении. Таким образом, они не только располагают к себе аудиторию, но и называют и осознают свою эмоцию, делая её более управляемой.
Легко столкнуться и с обратной ситуацией: впереди важные переговоры или презентация, а батарейка на нуле. Быстро поднять уровень энергии поможет простой лайфхак: постучите или похлопайте себя по вилочковой железе — она находится за областью грудины.
Благодаря этому вы почувствуете прилив сил. Можно попрыгать — так часто делают дети, или послушать ритмичную музыку, или вдохнуть цитрусовый аромат.
Как активировать эмоцию
- Прислушайтесь к своему телу. Какие физические ощущения вы испытываете прямо сейчас? Какая эмоция преобладает?
- По шкале от –10 до 10 оцените выраженность преобладающей эмоции. Помогает или мешает эта эмоция выполнению той задачи, которая перед вами стоит?
- Поставьте перед собой реалистичную цель. Так, если вы находитесь в большом минусе, то в состояние подъёма лучше всего переходить через нейтральное состояние — его возникновению способствуют дыхательные практики.
- Задействуйте силу мысли. Например, оптимальной в вашей ситуации будет эмоция принятия, интереса или радости.
Эмоции не ограничены временем. Это значит, что в настоящем мы можем не менее ярко, чем раньше, испытывать нахлынувшую из-за какого-то прошлого события эмоцию. Подумайте о ситуации, которая вызывает у вас нужный настрой, и попробуйте в красках представить себя внутри неё: что видите, слышите, ощущаете в теле? Можно также фантазировать о будущем, предвкушая что-то приятное. Через мысли и ощущения в теле мы способны воссоздать нужную эмоцию.
Коротко
- Эмоциональный интеллект — это компетенция, которая пронизывает все сферы жизни. Поэтому проводить строгую черту между своими эмоциями в кругу коллег и среди близких совсем необязательно.
- Навык управления собственным состоянием будет полезен везде: это ключ к сохранению здоровья психики, повышению продуктивности, удовлетворённости и результативному взаимодействию с внешним миром.
- В стрессовых ситуациях важно вовремя брать паузу, чтобы осознать происходящее и посмотреть на ситуацию со стороны. Конечно же, за исключением ситуаций, когда возникает прямая угроза жизни.
- Тело человека часто является источником информации о переживаемых им эмоциях. И наоборот, чтобы вызвать необходимые эмоции, важно правильно воздействовать на своё тело.
Редакция Мегаплана. Иллюстрация: Лидия Пожидаева. Коллаж: Светлана Светликова
Мнение экспертов
Раньше считалось, что общение на работе должно быть формальным и эмоциям там места нет. Но эмоции всегда найдут лазейку, как ими ни управляй. Может к лучшему. Даже для передачи настроения в переписке есть эмодзи.
Мы в команде спорили, нужно ли добавлять их в Мегаплан, ведь CRM нужна для серьёзной работы. И всё-таки добавили лайк в форме сердечка около сообщения. Теперь это самый популярный способ сказать спасибо или выразить одобрение. И место в чатах экономится. А «лайк от директора» стал мемом :)
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>