Эта статья будет полезна тем, кто оказался заложником своих страхов. А еще тем, кто пока не поддался панике, но чувствует, что находится на пределе. Если нервное напряжение портит отношения в семье и не дает эффективно работать, не бойтесь посмотреть страху в лицо.
Последствия длительной самоизоляции могут оказаться куда хуже, чем мы себе представляем. Существует большая вероятность, что часть людей после снятия карантинных мер не смогут вернуться к нормальной жизни и будут избегать любых контактов с внешним миром. Навязчивая боязнь заразиться неизлечимой болезнью (причем уже любой) и умереть перевесит волю к жизни.
Как же не стать социопатом? Есть два пути избавиться от своих страхов. Первый — временный: отвлечься от навязчивых мыслей, переключившись на какую-то деятельность. А второй — сложный, но на перспективу: принять свой страх и научиться с ним жить.
Несколько лет назад главный редактор интернет-портала «Православие и Мир» Анна Данилова выпустила сборник статей «От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти». О своем отношении к смерти в нем рассказывают священники (один из них известный митрополит Антоний Сурожский), Елизавета Глинка (которую мы все знали как доктора Лизу), психолог Лариса Пыжьянова и медсестра из Голландии Фредерика де Грааф. Эти люди много раз сталкивались не с мнимыми, а вполне себе реальными смертями и помогали многим пережить горе от утраты близких. Эти замечательные люди пользовались разными способами, сегодня расскажем лишь о некоторых.
Страх смерти ‒ это нормально
Большинство психологов признают, что страх смерти — это нормальное и даже необходимое чувство, которое позволяет человеку бессмысленно не рисковать, а, значит, и лучше выживать в малопредсказуемом мире. О фобии можно говорить, когда этот страх начинает мешать жить обычной жизнью: общаться с друзьями, заниматься работой и повседневными делами.
Автор одной из статей сборника протоиерей Алексий Уминский довольно точно описывает страх смерти: «Люди привыкли отключать свои чувства в моменты колоссальных трагедий. Но не у всех это получается. Тогда страх смерти начинает разрастаться внутри и поедать человека как опухоль. Он сам, будучи живым, настолько этой смертью побежден, обессилен, что он ничего уже не может».
На самом-то деле пугает не смерть, а неизвестность того, как она происходит и что будет после, когда жизнь закончится. Смерть страшна не сама по себе, а потому что представляет собой нечто неведомое и, возможно, болезненное. Страх вызывает и то, что с ней связано: чувство беспомощности, старость, потеря здоровья, социального статуса.
Каждый человек подсознательно отбрасывает мысли о смерти. Общество же постоянно делает это сознательно. Вы замечали, что морги в больницах почти всегда размещают на задних дворах? Это сделано для того, чтобы лишний раз не напомнить, что в больницах тоже иногда умирают.
А если не думать о смерти?
На самом деле большинство людей так и живут. Если мы начнем вспоминать о том, как часто думаем, что умрем, окажется, что не каждый день и, может быть, не каждую неделю. Однако то, что все мы смертны, — это единственное, что мы о себе знаем с абсолютной достоверностью.
В привычной нам повседневности мы делаем вид, что смерти не существует, отгораживаемся от нее. Такую «защиту» от страхов придумал еще древнегреческий философ Эпикур. Он считал переживания о смерти бессмысленными: когда мы есть, смерти еще нет, когда нет нас, смерти уже нет. Таким образом, человек со смертью не сталкивается. Значит, и бояться ее нечего.
Понятно, что во время кризисных ситуаций, таких как война и эпидемия, страх смерти снова выходит на авансцену. Трудно не впасть в депрессию, когда из телевизора и интернета каждый день доносится статистика по все новым и новым заболевшим. Трудно, но нужно не впадать в панику и просто внимательнее относиться как к собственной защите, так и защите близких от коронавирусной напасти.
Смерть как часть жизни
За время существования человечества вариантов решения для преодоления иррационального страха смерти было предложено много: от переселения душ в буддизме и индуизме и автономии душ у платоников до всеобщего всечеловеческого спасения у Оригена и вечной жизни у христиан и в других мировых религиях. Но даже если рассматривать жизнь только с биологической точки зрения, понятие смерти выглядит очень размытым. В природе нет смерти в том смысле, в котором она есть для человека. Смерть в природе не трагична. Иначе бы получалось, что мы только и питаемся смертью — от куска мяса в борще до сорванного помидора.
Победить страх смерти лучше всего помогает религия. Причем любая. Ведь каждое религиозное учение выдвигает идею о бессмертии человеческой души. Тело человека умирает, а душа обретает бессмертие и просто покидает свою оболочку. Таким образом, умирание тела оказывается не таким пугающим, если не сопровождается физическими страданиями.
Смерть в религиозном понимании непостыдная и мирная с полным принятием, потому что в этом смысле смерть является началом вечной жизни. Например, в понимании истинно верующего человека (и не важно, христианин он, буддист или сторонник ислама) смерти, как понимают ее большинство, вовсе не существует. То есть получается, что принять смерть по-настоящему способен только тот, кто знает, что ее нет. Тогда он начинает думать о своей собственной смерти как о ситуации, которая дает ему возможность смотреть на мир новыми глазами.
Федор Достоевский в притче «Перед казнью» рассказывает о чувствах своего героя на эшафоте. Он стоял и смотрел вокруг себя: великолепен был свет, чудесен воздух, прекрасен мир вокруг. Он подумал, что если бы ему даровали жизнь, ни одно мгновение он не потерял бы. Жизнь была дарована ‒ и сколько ее было растеряно!
Один из наиболее авторитетных православных проповедников XX века митрополит Антоний Сурожский считал, что смерть придает смысл жизни. Знал, о чем говорит! Перед тем как стать священником, он пятнадцать лет работал врачом, из которых пять лет на войне и во французском Сопротивлении. Только представьте, чего он там насмотрелся!
Так вот он был уверен, что память о смерти — единственное, что придает жизни высший смысл. Жить так, будто сегодня последний день. Жить так, чтобы смерть не застала врасплох, а «могла прийти в любой момент и встретить нас на гребне волны, а не на ее спаде, так, чтобы наши последние слова не были пустыми и наше последнее движение не было легкомысленным жестом». Иными словами, осознание неизбежности смерти может стать вызовом, позволяющим человеку вырасти в полную меру.
Одна из героинь сборника Анны Даниловой — психолог и рефлексотерапевт Первого московского хосписа Фредерика де Грааф из Голландии — тоже считает, что только если мы даем смерти место в нашей личной жизни, мы можем жить безбоязненно, не бояться риска. Mеmento mori!
Смерть и жизнь от нас не зависят
Лариса Пыжьянова, психолог Центра экстренной психологической помощи МЧС России, кандидат психологических наук, считает, что любой человек живет с двумя иллюзиями. Они придают смысл нашему существованию и дают силы строить планы на жизнь.
Первая иллюзия ‒ это иллюзия справедливости мира. Почему люди так страшно и тяжело чувствуют себя в чрезвычайных ситуациях? Потому что в один момент рушится их привычная, налаженная жизнь, которая была под каким-то контролем. Ведь мы живем с базовой иллюзией, что в принципе мир устроен справедливо и что если я никому ничего плохого не делаю, то и мне, и тем более моему ребенку никто ничего плохого не сделает.
Вторая иллюзия — собственное бессмертие. Мы умом понимаем, что наше тело бренно и рано или поздно действительно придется все-таки умереть, но все равно мы живем так, как будто мы будем жить на земле вечно. Иначе, если бы мы понимали, что в любой момент, например провожая ребенка в школу, я его могу больше не увидеть, потому что либо он не вернется, либо я могу упасть и умереть, может все что угодно случиться, мы бы просто не могли жить, не могли рожать, воспитывать детей и вообще как-то строить планы на будущее. Нам помогает базовое доверие к миру, что все в принципе будет нормально со мной, что-то я могу контролировать в своей жизни, чем-то я могу управлять.
В чрезвычайных стрессовых ситуациях и в смертельной опасности вдруг в один момент эти иллюзии рушатся. У человека возникает ощущение, что он вообще в своей жизни ничем управлять не может. Что он пушинка на ветру, что с ним и с его близкими все что угодно может случиться. И тогда вопрос: как жить дальше и зачем? Иногда важно понять и принять простую истину: есть моменты, когда от нас ничего не зависит. Как раз к таким моментам и относятся рождение и смерть.
Какие выводы?
Страх смерти каждый человек преодолевает своим способом. Выбирайте тот, который близок именно вам.
- 1. Вы можете жить, не задумываясь о смерти (если это сейчас возможно) или отвлекаясь на ежедневные дела. Жить, потому что живется и в общем-то живется неплохо. А можете видеть цель в получении чувственных удовольствий по принципу «бери от жизни всё». Правда, неизбежно наступит момент, когда придется столкнуться со смертью и это выбьет из колеи.
- 2. Есть вариант подвести понимание смерти под научные или философские концепции, которые объясняют этот феномен. Смерть может трактоваться и как заурядный и неизбежный природный процесс, а может представать как переход в вечность и гармоничное слияние с жизнью всего мироздания, с мировым разумом.
- 3. Победить страх смерти может помочь вера в бессмертие души и религиозные образы. Смерть в понимании религии — ворота в вечную жизнь, поэтому что конечно лишь человеческое тело, а душа бессмертна.
- 1. Переключите свое сознание на позитивные мысли. Составьте список дел, которыми займетесь сразу после карантина. Это может быть кругосветное путешествие, поиск работы по душе или просто поход в театр на любимый спектакль.
- 2. Попробуйте отнестись к самоизоляции не как ко времени, выброшенному из жизни, а как к своевременной паузе: для того, чтобы начать относиться к своей жизни более ответственно.
- 3. Вы заметили, что стали быстрее принимать решения? Если да, то это верный признак переосмысления ценности времени: каждую минуту хочется потратить с максимальной пользой или на вещи, мимо которых раньше проходили мимо. Полюбоваться на закат или рассвет рядом с любимыми — разве это не роскошь?!
Самое худшее, что можно сделать в условиях самоизоляции, — начать жить с постоянным ожиданием беды. Какой смысл бояться смерти, если преждевременно отказаться от жизни? Мы будто запираем себя в стерильной палате, нарушая естественный баланс между безопасностью и риском. Безопасность не должна становиться идолом и быть превыше всего: эмоций, чувств, страстей. Расслабьтесь и сосредоточьтесь на истинных желаниях, а не иррациональных страхах!
Текст: Наталия Тылинская
Иллюстрации: Константин Амелин
Фото: Photo by Aarón Blanco Tejedor on Unsplash
Мнение экспертов
Мой личный символ борьбы с страхами!
Хочу поделиться с вами статьей «Вашингтон пост» про Мэрили Шапиро Эшер в пересказе Бориса Акунина. Эта боевая дама родилась в 1913 году и много лет проработала скульптором. В 88 (!) она пошла учиться цифровой фотографии и вот уже почти двадцать лет успешно работает в новом жанре. В принципе, вся ее жизнь — это жизнь вопреки. Первый раз Мэрили должна была умереть, еще не родившись: ее мать пыталась избавиться от плода. В шесть заболела «испанкой», погубившей больше народу, чем Первая мировая. Выжила. А недавно слегла с коронавирусом. Врачи были уверены, что старушка протянет часов двенадцать. Но не на ту напали! Мэрили выздоровела.
А у вас есть примеры для подражания, которые помогают переживать трудные времена?
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>