Москва — центр страны во всех смыслах. Она притягивает людей активных, амбициозных, тех, кто стремится сделать карьеру, вырасти, заработать — словом, занять высокую ступеньку на социальной лестнице.
В регионах люди быстро достигают карьерного потолка, а дальше тупик: рабочих мест мало, и все они уже заняты
Возможно, исходя из этих соображений (а может быть, из
Мостовая у офиса РУСАЛа на Николоямской была уставлена праворульными машинами с красноярскими номерами.
Правда, через 12 лет, когда все эти люди ассимилировались, пересели на «леворукие» машины и купили квартиры, Олег Дерипаска, выступая на красноярском форуме, вдруг заявил, что Москва не резиновая и ехать сюда незачем.
Это было странно: разве не он привез сюда всех этих людей 12 лет назад? Не обратно же им теперь ехать?
В нашем среднего размера московском офисе из 60 человек всего лишь 8 москвичей.
Выезжая компанией знакомых на шашлыки в выходные, мы обнаруживаем, что среди нас нет ни одного человека, который родился бы в Москве.
Можно уехать из родного города, но ты навсегда останешься выходцем с Урала, из Сибири, с юга России или из маленького городка Среднерусской возвышенности.
По моим наблюдениям, у всех есть свои особенности, которые полезно знать и работодателям, и сотрудникам офисов.
В общем, всем тем, кто хочет знать о коллегах, которые делят с ними утренний кофе с офисными печеньками, чуть больше, чем те готовы рассказать.
Вы сможете найти с ними
Санкт-Петербург
Из Питера человек может уехать только вынужденно. Интеллигентные закомплексованные питерцы традиционно терпеть не могут Москву, жалуются на нее при каждом удобном и неудобном случае и при первой же возможности уезжают обратно — туда, где все родное и любимое. И квартиру снимать не надо, можно и у родителей пожить.
Возможностей, правда, не особенно много: петербуржцы прекрасно понимают, что в их городе работы в разы меньше, чем в Москве.
Однако шанса уколоть москвича они не упустят. Так культивируется миф об интеллектуальном превосходстве и отличном воспитании питерцев, который москвичи, как это ни удивительно, подпитывают сами.
Сибирь
Про выходцев из Сибири нельзя сказать однозначно, какие они, — слишком уж большая территория.
Очень сильные работники приезжают из Новосибирска: там традиционно высокий уровень образования, так что в Москву новосибирцы приезжают серьезно подготовленными. Наверное, благодаря этому они так уверены в себе, иногда даже слишком.
Выходцы из богатых нефтяных городов — другое дело. Обычно они приезжают учиться: в это время у них здесь есть уже квартира, купленная родителями из Тюмени, Сургута или Нефтеюганска.
Много работать им не надо — деньги всегда подкинут родители. Поэтому они особенно не стараются — на хорошую жизнь им уже заработали мама и папа.
Урал
Урал, как и Сибирь, слишком большая территория, чтобы высказываться о нем однозначно.
Жители Екатеринбурга — интеллигентные, рассудительные, слегка наивные, надежные и — главное, что вам нужно про них знать, — очень медлительные. Ждать от них быстрых решений не имеет смысла, зато вероятнее всего это будут правильные решения.
Однажды у меня был случай в командировке на «Уралмашзаводе». Один местный начальник отдела простыл и кашлял. На наши пожелания здоровья он так возмутился и отреагировал: я же уральский парень, я вообще не должен болеть, никогда.
Дальний Восток
С Дальнего Востока едут самые смелые — слишком дальнее расстояние, чтобы преодолевать его просто так. Очень часто это парни, хотя девушки тоже встречаются. И тогда это «парень в юбке».
Понять, что человек приехал из Владивостока или Хабаровска, можно по его машине. Обычно из Приморья человек приезжает на своей «тойоте» с правым рулем — подержанной, но высокого класса.
Первое время доказывает всем, что только это и есть настоящая машина и с левым рулем таких не найти. Но когда он делает карьеру и начинает прилично зарабатывать, он пересаживается на немецкий автомобиль и забывает навсегда про свою лучшую в мире «праворукую» машину.
Средняя полоса России
Из городов средней полосы — Владимира, Тамбова, Твери, Рязани — в Москву стараются переехать многие толковые люди: наш сотрудник из города Мичуринска Тамбовской области утверждает, что из ее города уезжают в Москву все, кто может.
Молодежь быстро мимикрирует под москвичей: обычно молодые люди превращаются в хипстеров, начинают ездить на велосипедах, подворачивать брюки, носить слипоны без носков и фотографировать на пленочный фотоаппарат. Те, кто попроще, очень правильные и страшно экономные. У нас в офисе есть один такой человек из Пензы.
Он принципиально не сдает на дни рождения и другие ненужные развлечения, но на корпоративные бонусы вроде пиццы в офисе претендует первым.
Другой товарищ показал себя еще более экономным.В его московском офисе коллеги решили купить кофемашину: каждому нужно было скинуться по три тысячи рублей, а потом еще регулярно покупать кофе.
Его спрашивают: «Ты участвуешь?» А он не может решить. Кофе, конечно, хочется, но тратить лишние деньги нет.
Он нашел выход — вывел математическую модель и рассчитал, сколько он собирается работать в этой компании и во сколько ему обойдется каждая чашка кофе. Больше всего он волновался вот о чем: если он уволится раньше, будут ли остальные скидываться и отдавать ему его долю? В итоге он отказался. Теперь семеро пьют кофе, а он нет.
Впрочем, возможно, это не скупость, а жажда справедливости. Она для выходцев из Пензы тоже характерна. Если они оказываются, например, в журналистике, то начинают писать трогательные тексты на социальные темы и преуспевают в борьбе за права обиженных.
Юг России
Выходцы с юга России четко ориентированы на деньги. Южане хозяйственные: зарабатывать любят, но тратят крайне неохотно. Каждый сэкономленный рубль равен заработанному. Поэтому в долг у них лучше не просить.
Я даже не знаю, зачем им столько денег, но они четко считают и перепроверяют. Если это подчиненный из какого-нибудь южного города, он будет грозой бухгалтерии.
У нас в офисе есть такой парень из Белгорода: когда он получает зарплату, то несколько раз перепроверяет сумму и приходит в бухгалтерию скандалить. Его там уже боятся: каждый месяц происходит одна и та же история.
Москва
Это тоже регион со своими особенностями. Если в вашем офисе есть москвич, он может принадлежать к одному из двух типов.
Первый тип — нацеленные на карьеру трудолюбивые люди. Многие из них стараются уехать за границу, чтобы учиться или работать, сейчас таких москвичей в Европе и США очень много.
Второй тип — те, кого я называю домашними москвичами. В 17 лет им не надо было уезжать за сотни километров от родного дома.
Они живут в одном и том же городе, одном и том же районе и не пытаются ничего изменить. Квартиру им покупать не нужно: как только такой человек обзаводится семьей, его родители либо разменяют свою трехкомнатную на две поменьше или в районе похуже, либо съедут на дачу.
Если в регионах люди после окончания школы резко меняют свою жизнь, то для москвича никаких перемен не происходит: после школы он идет в институт и по-прежнему живет с мамой и папой.
На работе они не пытаются прорваться или выделиться, не выбивают себе никаких бонусов. Вместо этого гордятся собой и имеют особое мнение относительно всего происходящего вокруг.
Подмосковье
Работников из ближнего Подмосковья нужно выделить в отдельный подтип. Они выглядят почти как москвичи и разговаривают почти как москвичи.
Приезжие, но не приезжие, и понять, кто есть кто, очень трудно. Проще всего это сделать по тому, как они говорят. Москва и Подмосковье сглатывают добрую половину согласных: когда по всей России идут дожди, в Москве выпадают «дожжи». А «водопровод» вообще с двумя гласными звуками произносится.
Судьба в мегаполисе
Москва притягивает самых способных и предприимчивых — это нормальная судьба мегаполиса. Первое время их тянет домой, и они ездят в родной город три-четыре раза в год. Но в какой-то момент в голове переключается тумблер, и, прилетая в Москву, ты понимаешь, что возвращаешься домой.
Чтобы стать после этого москвичом, нужно перестать говорить «я с Москвы» и научиться ворчать, увидев белые пластиковые окна и кондиционеры на фасадах дореволюционных зданий.
Если вы приезжий, не завидуйте москвичам. Да, большинству из них не нужно копить на квартиру, влезать в ипотеку и вообще откладывать каждую копейку, и всю свою зарплату они могут попросту проесть. Зато у них нет стимула двигаться вперед
Не создавайте диаспор из одного региона. Их опутывают невидимые сети прошлых событий с малой родины. Собирая в одном офисе людей из разных регионов, вы защититесь от сборищ земляков, интриг внутри коллектива и внутривидовой борьбы. Учитывая особенности выходцев из каждого региона, вы сможете создать
Иллюстрации: Константин Амелин
Голос проекта «Большие планы»—Димитрий Чумак , диктор, тренер по публичным выступлениям, ораторскому мастерству и развитию голоса.Подробности с удовольствием расскажет лично. Пишите dictor@chumak.su
Послесловие:
Сергей Козлов, Генеральный директор МегапланаЯ родился на юге Сибири, чуть-чуть москвич.
Главный редактор Юля Серышева из Вологды, некоторое время жила в Сургуте и Перми.
Иллюстрации москвича Константина Амелина,
с текстом помогала Анна Лозинская — коренная москвичка.
Голос «Больших планов» диктор Димитрий Чумак из Тольятти.
А вы, друзья, что думаете о Москве и ее жителях ?
Подписывайтесь на наш чат в Телеграме
Слушайте статью в iTunes и SoundCloud.
Вы просили решение для Android. Попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>