Просмотрено 128554 Комментарии 9.5 минут

Меняйся или сдохни

Меняйся или сдохни

Врач запретил есть помидоры, а вы ужасно их любите. Перед слиянием компаний уволился сотрудник, который отвечал за документацию. Курс евро вырос, а у вас туристическая компания. Какого рода перемена — неважно. Важно, как вы действуете во время перемен.

В 1916 году в разгар Первой мировой войны автомобильный бренд «БМВ» изготавливал авиационные двигатели. Совместно с немецким производителем самолетов Гюставом Отто, БМВ обеспечивали авиационный флот Тройственного союза.

После войны в 1919 году Версальский мирный договор запретил производство самолетов на территории Германии. Отто закрыл фабрику. Руководство БМВ спокойно восприняло перемену и в тот же год занялось производством тормозов для поездов.

Позднее завод БМВ выпускал мотоциклы и только после них — известные на весь мир автомобили. Если бы руководство компании боялось перемен, возможно, мы не знали бы эту марку машин.


Большинство перемен от нас не зависят. Они просто случаются. Нам остается либо жаловаться, почему именно наша компания разорилась, либо адаптироваться к новым условиям. Сделать это непросто, но возможно, при правильном подходе.

Эта рассылка полезна руководителям компаний и сотрудникам. Первым — чтобы научиться вовремя распознавать грядущие перемены и корректировать работу компании. Вторым — для адаптации к переменам внутри компании.

Сказка для взрослых

Как относиться к переменам спокойно, написано — перенаписано. Авторы книг и статей на эту тему дают психологические советы из разряда: «Настройте себя мысленно на перемены». Да, подобные книги мотивируют. На два–три дня. Потом вы о них забываете.

На первый взгляд, книга Спенсера Джонсона «Кто украл мой сыр?» — одна из таких книжек с постэффектом на минуту. Но так только кажется.

book


В центре книги — сказка. В выдуманной стране «Лабиринт» живут двое мышей и два человека. Каждый день они бегают по лабиринту в поисках сыра, находят его и наслаждаются добычей. Но вскоре сыр исчезает. Дальше автор описывает, как герои ведут себя в этой ситуации.

Обычная сказка. Ничего особенного. Я не понимала, почему руководители западных компаний закупают книгу коробками и раздают подчиненным. Но недавно наткнулась на статью американского тренера по бизнесу Лекса Сиснея, в которой он писал о книге «Кто украл мой сыр?».

Это было не обычное описание из разряда «купите, крутая книга, мотивирует». Лекс Сисней утверждает, что герои сказки показывают универсальные реакции человека на перемены.



В поисках сыра

В первую очередь компании бросают силы на поиски своего куска сыра. Сыр — то, к чему мы стремимся. Для руководителя сыром могут быть доля на рынке, количество клиентов, размер прибыли. Для сотрудника — продвижение по карьерной лестнице, бонусы за выполненную работу.

Подобно жителям Лабиринта, мы каждый день бежим по коридорам в поисках своего куска. Только выбираем разные способы поиска. По этому принципу автор и разделил героев сказки на две пары: людей и мышей.

Мыши Нюх и Бегун искали сыр инстинктивно, на ощупь: пробежали по одному коридору — пусто, направлялись в следующий. У человека инстинкт заменяет интуиция. Только это не та интуиция, которую называют шестым чувством, а обоснованная мыслительная реакция. Особое чутье, которое основано на опыте. Вы получаете его с прошлых работ, из книг, телепередач. В самый неожиданный момент это чутье подсказывает верное решение.


Интуитивный подход чаще используют руководители компаний, когда нет времени на раздумья. При интуитивном подходе вы не можете спрогнозировать результат. Вы применяете его, чтобы методом проб и ошибок понять, в каком направлении двигаться.

В 2012 году российские печатные издания теряли аудиторию. У людей отпала необходимость тратить деньги на газеты и журналы, потому что то же самое есть в интернете. Изменился мир вокруг, изменились и издательства.

В 2013 году на обложке журнала «Вокруг света», впервые за 150 лет существования, появилась обычная домашняя кошка. Статья объясняла повадки знакомого животного с научной точки зрения. Журнал с кошкой показал скачок аудитории на 23%.

Благодаря серии интуитивных решений, за год руководство журнала нащупало новое направление развития — истории о привычных вещах в необычном ракурсе, и остановило падение аудитории.


Успешных примеров интуитивного подхода — масса. В 16 лет мальчик по имени Ричард основал студенческий журнал. В 20 лет в один из номеров журнала вложил музыкальные диски, которые купил по дешевке из-за бракованной упаковки. Случайная рекламная акция сработала: читатели стали заказывать диски по почте. В результате Ричард открыл самую крупную в Лондоне музыкальную компанию «Верджин» и стал миллиардером Ричардом Брэнсоном.

Брэнсон действовал интуитивно, и это сработало. Того же принципа в работе часто придерживался и Стив Джобс. Они не полагались на аналитику, а делали так, как считали нужным. Если метод сработает — хорошо. Нет, так нет. Попробуем что-то еще.


Люди Гом и Мон из сказки полагались на интеллектуальные способности: составляли план Лабиринта и отмечали коридоры, в которых уже побывали.

Интеллектуальный подход использует большинство компаний. Прежде чем выпустить продукт, они проводят опросы, анализируют рынок. Интеллектуальный подход требует больше ресурсов: времени и денег. Зато вы точно знаете, когда и какой результат получите.

Новое мобильное приложение Мегаплана разрабатывали пять месяцев, а собирали мнения аудитории и анализировали рынок два года. Благодаря этому приложение сделали таким, каким его хотели видеть клиенты.


При интеллектуальном подходе ценность куска сыра возрастает. Чем больше усилий вы прилагаете, чтобы добиться результата, тем ценнее этот результат. Если вы внезапно потеряете кусок сыра, разочарование вгонит вас в ступор.

Предположим, у вас завод по производству йогуртов. Однажды Минздрав объявил, что детям до 10 лет нужно есть три йогурта в день, чтобы улучшить память. Мамочки бросаются в магазины. Компании по производству йогуртов выпускают продукцию тоннами. Конкуренция небывалая.

Все производят йогурты с одинаковыми вкусами: ананасовые, ванильные и шоколадные. Чтобы побить конкурентов, нужно выпустить йогурт с необычным вкусом. Чтобы понять, какой вкус больше понравится детям, вы вкладываете деньги в исследования, опросы, фокус-группы.

Проходит несколько месяцев и аналитики называют вам победивший вкус — вишневый. Вы увеличиваете производство вдвое. Партия готова к отправке в магазины. И тут Минздрав заявляет, что йогурты улучшают память, но ухудшают зрение.

Вы вложили все деньги в производство вишневого йогурта, но он больше никому не нужен. Если бы вы не тратили время и деньги на исследования, а применили бы интуитивный подход — выпустили пять йогуртов со вкусами, которых нет у конкурентов, то успели бы получить прибыль до того, как клиенты перестали покупать йогурты.


Интеллектуальный и интуитивный подходы работают, но в разных ситуациях. В стабильной ситуации на рынке, когда у вас есть время, лучше использовать интеллектуальный подход. Он точнее. В период перемен — действовать оперативно, поэтому здесь поможет интуитивный подход.

Упоение успехом

Когда сыр у вас в кармане, нужно понять, как им распорядиться. В сказке описаны две самых распространенных стратегии, которым следуют люди при достижении успеха.

Первая — использовать проверенные пути для достижения результата. Вторая — наслаждаться успехом. Первую стратегию использовали мыши. Вторую — люди. Давайте получше рассмотрим, в чем плюсы и минусы каждой стратегии.


Стратегия мышей:

Плюсы Минусы

В сказке: продолжают бегать в лабиринт.В жизни: продолжают работать

В сказке: бегают к сыру той же дорогой, что и раньше.В жизни: не ищут новые пути приумножения капитала и развития бизнеса

В сказке: каждый день проверяют сыр.В жизни: следят за изменениями

В сказке: замечают, что у сыра изменился запах, но ничего не предпринимают.В жизни: надеются, что перемены обойдут их стороной

В сказке: не придают значения найденному сыру.В жизни: не повышают значимость достигнутого успеха



Стратегия людей:

Плюсы Минусы


В сказке: перестали держать себя в форме.В жизни: перестали работать


В сказке: не проверяют запасы сыра.В жизни: не следят за изменениями


В сказке: решили, что сыр обеспечит им жизнь.В жизни: завышают значимость достигнутого успеха



Стратегия людей явно проигрышная. Они живут в настоящем и не думают о будущем.


Стратегия мышей сложнее. Кажется, ничего плохого в ней нет. Мыши работают и заботятся о сыре, но их прибыль никогда не увеличится. Да, мыши работают каждый день. Но чтобы не потерять и приумножить кусок сыра, нужно искать новые подходы и учитывать изменения, которые от вас не зависят.

В 2007 году на долю Нокиа приходилось более 40% всех продаж мобильных телефонов в мире. Но тогда потребители начали отдавать предпочтение телефонам с сенсорным экраном. Руководство компании не обратило внимание на это изменение.

В середине 2007 года Эппл начала продажи айфонов и доля рынка Нокиа быстро сократилась, а доходы компании упали. В 2008 году Нокиа выпустила первый сенсорный телефон. Но было уже поздно. Вернуть былые позиции компании так и не удалось. К концу 2013 года рукокодство Нокиа продало подразделение мобильных телефонов американской компании «Майкрософт».


Если сыр гниет, и остановить этот процесс невозможно, нужно искать новый. Пока старый еще не испортился, у вас есть время на поиски.

Самый умный

Перемены неизбежны. Успех не может быть вечным, просто потому что вам так хочется. Всегда найдутся те, кто станет успешнее вас, если вы сами не будете меняться.

В любой сфере есть специалисты, которые были крепкими профессионалами в начале карьеры. Но они слишком консервативны, не хотят меняться и действуют по старинке. Когда приходит специалист, готовый к изменениям, он занимает место старичка и добивается успеха.

Однажды герои сказки обнаружили, что их базы пусты. Мышей это не удивило. Они знали, что сыр портится и были готовы к переменам. Поэтому сразу бросились на поиски нового сыра. И вскоре нашли его и продолжили вести привычный образ жизни. Люди впали в панику. Они бегали от одного угла базы к другому, искали следы воров и кричали: «Кто украл наш сыр? Это несправедливо!»

Произошло так, потому что Гом и Мон с самого начала совершали ошибки. Ситуация в Лабиринте была нестабильной: никто не знал, откуда взялся сыр, и когда он исчезнет. Но люди использовали интеллектуальный подход, поэтому ценность сыра возросла. Люди были уверены, что этот сыр — самое важное в их жизни, и больше им ничего не нужно. Поэтому и потеря стала для них трагедией.

Бизнесмен Дерек Сиверс в начале 2000-х создал музыкальный интернет-магазин «Сиди-бейби». Вскоре магазин стал самым крупным магазином независимой музыки с оборотом в сто миллионов долларов. Но к 2008 году продажи и доходы сократились. Дереку пришлось продать детище, пока оно еще чего-то стоило.

Вместо того чтобы вложить вырученные деньги в новый бизнес, Дерек бросил силы на обвинения сотрудников. Он стал писать книгу о подчиненных, которые разорили компанию.

Пока Дерек писал книгу, понял, что причина провала бизнеса вовсе не сотрудники, а он сам. Вместо гневной книги в свет вышел будущий бестселлер «Это все из-за меня». Дерек поделился размышлениями и вдохновил миллионы людей.


Дереку Сиверсу понадобилось три года, чтобы свыкнуться с переменой и измениться самому. Только после этого он нашел новый кусок сыра.


В сказке Гом не смог справиться с переменами. И остался на старой базе. А вот Мон изменился. Он отправился в лабиринт в одиночку и нашел новый сыр. Мон учел ошибки, которые допускали мыши и люди. Перестал думать о прошлом сыре и проверял новый каждый день. Мон продолжал работать, часто выходил на разведку в лабиринт. Если и этот сыр пропадет, Мон знает, что делать.

Уроки сказки

«Кто украл мой сыр?» — маленькая история. Но в ней гораздо больше полезных советов, чем кажется на первый взгляд. Осталось их только найти. Как сыр.

Вот несколько уроков, которые извлекла из сказки я. Может быть, они и вам пригодятся.


Сыр исчезает. Перемены происходят без нашего желания. Помните об этом, тогда исчезновение вашего куска сыра не станет для вас трагедией.


Ваш сыр не единственный. Вы добились успеха, получили то, что хотели. Но это не единственное, что есть у вас. Гом поставил на несчастные куски сыра и проиграл.


Плакать из-за сыра — пустая трата времени. Чем дольше вы причитаете по утраченному успеху, тем меньше шансов выбраться из этой ямы. Пропажа сыра — не повод опускать руки. У вас есть вы. Действуйте.


Идти вперед в одиночку не так уж страшно. Поддержка важна. Но ее можно и не дождаться. Если у вас есть идея, но никто в нее не верит, попробуйте реализовать задумку самостоятельно. Либо получится, либо нет. Вы ничего не теряете. Когда мой друг, экономист по образованию, уволился с высокооплачиваемой работы и открыл продюсерскую компанию, я покрутила пальцем у виска. В идею друга никто не верил. Прошло два года. Он снимает документальное кино для «Пятого канала» и ехидно улыбается, когда я восторгаюсь его достижением.


Конкуренты — не враги. Поведение мышей подстегнуло Мона к действию. Смотрите на то, что делают конкуренты. Учитывайте плюсы и минусы. Ликвидируйте минусы, воспользуйтесь плюсами, добавьте что-то свое и сделайте лучше.


Сыр портится, но всегда можно найти новый. Если вы чувствуете, что сыр портится, не ждите, когда он сгниет. Смотрите по сторонам, пробуйте новое. После ухода с прошлой работы, я не знала, чем хочу заниматься. Поэтому соглашалась на разные варианты: я работала пиарщиком, писала рекламные статьи, снимала видео сюжеты и даже написала сценарий рекламного ролика. Я делала то, что умею. В результате нашла Мегаплан.

Текст: Дина Бабаева, редактор Больших планов

Иллюстрации: Константин Амелин, главный дизайнер Больших планов

Фото в начале: кадр из биографического фильма «Человек, который изменил все». Генеральный менеджер оклендской бейсбольной команды Билли Бин (Брэд Питт) придерживался принципа: «Меняйся или сдохни». Несмотря на финансовые трудности, он создал конкурентоспособную бейсбольную команду.

Дата публикации: 03.07.2015

Вам понравилась статья?

0