Хорошие деньги, заманчивые перспективы и учредитель с неоднозначной репутацией. Как быть? Поверить в свои силы и в то, что люди меняются? Запастись терпением и постараться подзаработать? Не рисковать кошельком и нервами? Эта статья будет полезна руководителям проектов, директорам и менеджерам, которые дорожат своей репутацией, временем и деньгами.
А действительно ли учредитель «мутный»?
Слухи должны подтверждаться фактами. Банк не даст выписку о том, своевременно ли рассчитывается ваш потенциальный работодатель с коллективом. А вот бывшие сотрудники расскажут, причем охотно в любом случае — с признательностью или негодованием. Найдите экс-работников или партнеров (в зависимости от того, какое амплуа предлагают вам) и попросите поделиться опытом работы с гражданином N. Это нормальная практика: в стартап-тусовке ни один дальновидный основатель проекта не возьмет денег, не пообщавшись с портфельными компаниями инвестора. Справедливо и обратное.
Фильтруйте все, что услышите, через здравый смысл, реалии рынка и математику. Если бывший партнер уцепился за положения договоров и через суд взыскивает деньги за два дня просрочки платежа, это больше похоже на истерию и ядовитость с его стороны. Месяцы просрочки — другое дело.
Если конфликт, в котором замешан ваш визави, вышел за пределы компании и комментариев на фейсбуке, вы можете услышать несколько версий произошедшего. Скорее всего, правда будет где-то посередине со смещением в каждую из сторон по разным вопросам. Например, человек уже затевал похожий проект. Тот бодро стартовал и угас. Руководитель объясняет это чрезмерным «ручным» управлением и недоверием со стороны учредителя: якобы тот мешал работать и развалил проект. А учредитель пеняет на некомпетентность руководителя. Похоже, что и тот и другой по-своему правы.
Но если схожих примеров несколько, скорее всего, учредитель неправ в большей степени. Ведь он был один и тот же, а исполнители каждый раз разные: не может постоянно не везти с работниками и партнерами.
Возможно, требования учредителя не соответствуют условиям. Профессионалы это видят и обходят позолоченное ярмо стороной. А зеленые, самонадеянные и необязательные товарищи решают попробовать. С разной мотивацией: один не осознает ставок, другой верит, что у него все получится — ведь он умнее и сильнее, — третий планирует «хапнуть бабла по-быстрому». А в вашем случае объем работы соответствует ее компенсации?
Нечего терять? Спросите напрямую: «Уважаемый, говорят, будто вы мошенник. Как к этому относиться?» Слушайте то, как человек парирует аргументы и отзывается об их источниках. Вас должно насторожить, если он в принципе не способен на спокойный содержательный разговор на эту тему.
В любом случае не очаровывайтесь улыбками и перспективами. На человека, который действительно ни в чем плохом замешан не был, десятки людей не будут «гнать» понапрасну.
Нет, учредитель не «мутный»
Вы поговорили с ним, его бывшими партнерами, коллегами и источниками слухов, и у вас пока нет веских причин сомневаться в порядочности этого человека. Поработайте тестовый период, аккуратно «тестируя» те вопросы, по которым вы слышали неоднозначные отзывы. Учредитель не прошел стресс-тест? Хорошо, что на этом этапе. Разведка боем показала, что все в порядке? Подписывайте основные документы, начинайте работу.
Нюанс. Вы знаете, что учредитель — надежный и честный человек, но другие пока не в курсе. Запятнать репутацию (неважно чем — сплетнями завистников или лентяев, реальными «косяками») проще, чем очистить. Именно такой «репутационной химчисткой» вам придется быть в некоторых ситуациях хотя бы первое время, ведь реноме вашего партнера будет формировать и ваше.
Да, учредитель «мутный»
Откажитесь от этого проекта. Серьезно, не усложняйте себе жизнь. Делайте это без сожаления и сослагательных наклонений. «Если бы» — одна из ментальных ловушек, реверсия. «Мы бы сработались, и за два года я купил(а) бы квартиру». Вы не знаете, как было бы на самом деле. Может быть, наоборот, остались бы должны партнеру. Не моделируйте события и не лелейте иррациональных надежд. Вы не упустили никаких шансов — их не было изначально.
Допустим, перспективы проекта лично для вас перевесили риски, и вы согласились поработать. Что делать? Готовиться к войне, ведь вы наверняка хотите мира. Римский историк Корнелий Непот, автор этого афоризма, в своих книгах часто преувеличивал и ошибался, но не в этот раз.
Максимально обезопасьте свои интересы. Все условия — в договоре, вся важная переписка — через вашу личную (не новую корпоративную!) почту. В телеграме прикольные стикеры, но там можно удалять сообщения «для всех»: докажите потом, что видели его своими глазами.
Идеальный для вас вариант — открыть новое юрлицо под этот проект и стать его генеральным директором. На этом этапе у вас есть возможность стать соучредителем, получив долю компании. Если вы оговаривали такие условия, не забудьте внести в уставный фонд соответствующую доле сумму, иначе вас можно будет вывести из состава учредителей в одностороннем порядке.
Работайте со «своими» юристом и бухгалтером. Пусть последняя версия документов будет за вами. Отдавайте на финальную вычитку проверенным специалистам все уставы, договоры, приложения, дополнения, акты, счета и т. п.
Не стоит начинать работу без финансовых гарантий. Лучшая из них — эксклюзивный доступ к расчетным счетам компании, полный контроль входящих и исходящих платежей. Возможность «провести платежку» должна быть только у вас. Этот пункт может смутить соучредителя, будьте готовы аргументированно обосновать свои требования.
Не делайте ничего, что способно поставить под удар ваше доброе имя. Это может произойти, если вы привлечете свои контакты (на роли партнеров, инвесторов, клиентов, подрядчиков, сотрудников), а ваш новоиспеченный партнер/работодатель подведет их. Даже если «ложечки вернутся», осадочек останется.
Считайте, на что подписываетесь
Часто порядочные заказчики неосознанно недооценивают сроки и сложность работы. А непорядочные делают это вполне осознанно. Их цель — оставить себе пространство для маневров, чтобы заплатить вам меньше. Ваши KPI не должны быть фантастическими только потому, что это MVP («режим стартапа», «lean-подход» и т. п.). Да, на старте нормально всем делать всё. Ненормально, если эти самые «все» — только вы, а «всё» — это в прямом смысле всё, и времени в обрез.
Бюджет проекта должен позволить довести его до реального MVP, который начнет хотя бы самоокупаться. А для этого придется нанять подрядчиков или людей в штат, вложиться в привлечение клиентов. Бизнес-модель, при которой сажают три картофелины в расчете собрать 300 мешков, не работает.
Если проект достался вам в «наследство», требуйте полноценной передачи дел от предыдущего руководителя. Что сделано? Что предстоит? Какие сложности? Контакты, ссылки, данные для входа в аккаунты — все, что нужно.
Возможно, вам придется переделывать чужую работу и тратить много времени на то, что не привязано к вашим KPI. Ведите учет рабочего времени, чтобы доказать учредителю: вы решали другие важные задачи, которые некому делегировать.
Новый проект может быть «дочкой» основной компании. В этом случае вам придется пересекаться со «старой» командой материнской структуры. Будьте бдительны: не делитесь с сотрудниками своими подозрениями, выводами и планами. Не критикуйте учредителя и других членов коллектива: вы пока не знаете, кто с кем и против кого дружит. Вас могут провоцировать, выводить на задушевные разговоры — не расслабляйтесь.
Уходите красиво
Вероятно, сработаться с «мутным» компаньоном не получится. Если разногласия непреодолимы, поставьте учредителя в известность, определите дату выхода. Выполните все обязательства перед третьими сторонами. Передайте дела, если проект продолжает существовать. Если вы расстаетесь мирно, проговорите легенду ухода, чтобы ваша версия не расходилась с версией учредителя.
У вас обязательно будут выпытывать, «что же произошло». Отвечайте нейтрально, никого не критикуйте и не поливайте грязью за глаза. Умные люди сами сделают правильные выводы, а давать всем остальным повод для сплетен не нужно.
Выводы
Проект отличный, а учредитель стремный? Разберитесь, кому он насолил, подтверждаются ли слухи фактами. Возможно, он помешал плохим людям сделать что-то плохое, вот они и злятся, распуская сплетни. Возможно, он редкостный подлец, и с ним лучше не связываться.
Если вы все же решились, обезопасьте себя юридически. Все важные вопросы обсуждайте письменно, договоренности подкрепляйте документами. Не соглашайтесь автоматически на условия учредителя — предлагайте свои, ведите переговоры. Сроки, цифры, объем работы — все должно быть разумным и справедливым.
Не срослось? А мы предупреждали. Уходите без скандалов, закрыв все дела и отчитавшись перед учредителем. Ваши самые крутые проекты еще впереди!
Мнение экспертов
Последний странный проект, о котором мне пришлось слышать, — «Инвестфонд». Русский, работают на Кипре, а делать хотят аналог «Яндекс. Еды» для Арабских Эмиратов. Или вот еще вновь появившийся тип инвесторов — подросшие двадцатилетние дети госчиновников, с большими деньгами и амбициозными планами. В успешность того и другого верится с трудом. Я верю в стартапы, в которых не один основатель, а команда из нескольких человек. И первые 3–5 лет они пашут без оплаты труда, живя только идеей.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>