Открытые офисные пространства активно внедряют с середины XX века, несмотря на то что сотрудники опен-спейсов неизменно жалуются на высокий уровень шума, в частности на посторонние разговоры, вечно звонящие телефоны и звуки, издаваемые офисной техникой. Однако не стоит торопиться вставать на сторону почитателей звенящей тишины, убеждает архитектор, автор работ по психологии дизайна Дональд М. Раттнер. Он подкрепляет свою точку зрения данными исследований, согласно которым небольшой шум только помогает генерировать идеи, и рассказывает, как превратить шум из раздражающего фактора в катализатор креативности.
Вкл/выкл
Команда ученых из нескольких университетов в 2012 году задалась целью выяснить, как шум влияет на решение творческих задач. Для этого они просили добровольцев, разделенных на четыре группы, выполнять задания, позволяющие оценить скорость и открытость их мышления, в помещении, где проигрывались записи шумов. При этом работу каждой из трех групп сопровождал шум разного уровня громкости (50, 70 либо 85 дБ), а четвертая группа решала поставленные задачи в полной тишине.
Лучшие результаты показала группа, деятельность которой сопровождал умеренный шум громкостью 70 дБ. Таким образом, сделали вывод ученые, правильный тип и уровень шума могут положительно влиять на творческое мышление.
Осталось только использовать это знание в реальной жизни. Как?
Мышление по схеме
Прежде чем ответить на этот вопрос, обратимся к концепции креативного мышления, разработанной одним из основателей психологии творчества Джоем Гилфордом в 1950-х годах. Согласно ей, креативное мышление включает в себя два типа мышления: дивергенцию и конвергенцию.
Дивергентное мышление подразумевает генерацию идей. Оно абстрактно и интуитивно. Конвергентное мышление, напротив, рационально и предельно конкретно. Согласно Гилфорду, творческое решение задачи состоит из пяти этапов:
- определение проблемы, которую предстоит решить;
- период дивергентного мышления, во время которого происходит выработка максимально возможного числа идей;
- переходный этап, когда дивергенция сменяется конвергенцией;
- период конвергентного мышления, когда из множества решений выбирается одно, которое проходит проверку;
- реализация окончательного решения.
Конечно, в жизни процесс творческого решения проблемы не линеен, но в целом модель Гилфорда дает довольно точное представление о механизме креативного мышления. Так как же связаны все эти теоретические построения и уровень шума?
Ценность шума
Вспомните, когда вы последний раз потерпели фиаско, пытаясь решить творческую задачу. Скорее всего, ваш мыслительный процесс пошел неправильно с самого начала. Вы могли перескочить через фазу дивергенции, не генерировать альтернативные варианты, а начать сразу искать конкретный ответ на поставленный вопрос, используя конвергенцию. К сожалению, этот навык вырабатывается у нас еще со школы, где поощряют за быстрое нахождение единственно правильного решения.
И тут на помощь «примерным ученикам» приходит шум: 70 дБ достаточно, чтобы помешать предельно сконцентрироваться на проблеме, соскочив в конвергенцию, но это и не так громко, чтобы серьезно отвлечь от выполнения задачи.
Другими словами, именно умеренный фоновый шум обеспечивает этап генерирования идей. Но помните: как только подходящее решение найдено и вы приступаете к его проверке, примите меры, чтобы уменьшить или вовсе устранить шум — пришло время конвергенции, требующей повышенной концентрации.
Хороший шум, плохой шум
Одним из наиболее важных открытий в исследовании 2012 года стало то, что креативность повышают только специфические фоновые звуки. Абстрактные механические шумы, прерывающиеся звуки, разговор человека по телефону, побуждающий нас додумывать ответные реплики, не помогают.
Что действительно работает, так это какофония голосов в заполненном ресторане или звук падающей воды — при условии, что громкость шума примерно равна 70 дБ.
Тонкости настройки
Конечно, нет никаких гарантий, что вы каждый раз будете оказываться в «идеально шумном» месте. Тем не менее влиять на эти условия, максимально приближая их к желаемым, вполне реально. Например, в опен-спейсах можно регулировать уровень шума при помощи:
- подвижных перегородок из звукоизоляционных материалов;
- специальных наушников;
- правильной организации пространства, при которой офис поделен на зоны различной «громкости».
У тех, кто работает дома, часто возникает другая проблема: полное отсутствие шума. Конечно, душ может спасти ситуацию, но принимать его полдня вряд ли получится. Чтобы создать нужный уровень шума, используйте мобильные приложения, воспроизводящие гул голосов в кафе, шум дождя или океанских волн.
Фото: Photo by
Источник:
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>