Чаще всего, говоря о карьерном застое, имеют в виду рядовых сотрудников, которые либо не понимают, куда расти дальше, либо оказались на перепутье между ростом до руководителя команды или более глубокого погружения в одну конкретную узкую область деятельности.
Но самих руководителей и предпринимателей почему-то обходят стороной, ведь кажется, что, оказавшись на такой высоте, столкнуться с карьерным кризисом уже не получится. Но это не так. Как говорится, «чем выше поднимаешься, тем больнее падать», а с высоты предпринимательства оказаться «сбитым лётчиком» больнее всего. Но есть этапы в карьере, когда вероятность стать им особенно высока. Пандемия, экономические кризисы, геополитические катаклизмы и другие факторы всегда увеличивают риск допустить серьёзную ошибку.
Каково это — быть на вершине, но бояться оказаться безработным или допустить публичный провал? Рассказываем, как справиться с чувством неуверенности в себе как профессионале.
Сбитыми лётчиками обычно называют тех, кто был успешен, хорошо зарабатывал, имел общественное признание, а потом в одночасье оказался не у дел. Эйчары используют этот термин для двух категорий:
- Так говорят о предпринимателях, которые потеряли бизнес и теперь не находят места в крупных компаниях со строгими корпоративными правилами. Они не знают, как вести себя в найме, так как привыкли к свободе и высокому статусу.
- Наёмные руководители, которые достигли высоких управленческих позиций, но не смогли их удержать. Это люди, которые хорошо делали своё дело и чья карьера складывалась сама собой: их переманивали, звали, приглашали. А потом что-то сломалось.
Одни настолько уверились в своей ценности, что перестали развиваться, и их компетенции попросту устарели. Другие потеряли своё положение из-за санкций: закрылся филиал европейской компании, где они всю жизнь делали карьеру. У третьих сменился начальник и привёл собственную команду. Четвёртых застигли врасплох личные проблемы — в семье или со здоровьем.
В результате такие сотрудники оказались потеряны и не представляют, что делать дальше. А значит, сбитые лётчики не могут больше летать. Или могут?
5 ступеней развития карьеры
Устойчивое профессиональное развитие можно разделить на пять ступеней. Чем ниже ступень, тем чаще возникают опасные карьерные моменты, к которым относятся смена работы, увольнение, конкуренция с коллегами и вытекающие из этого трудности, спешка и отсутствие объективности в принятии карьерных решений.
Первая ступень. Накопление базовых знаний. Время, когда мы обучаемся и осваиваем профессию на практике. Забываем всё, что учили в институте, и знакомимся с азами работы, корпоративными премудростями, совершаем и исправляем ошибки. В результате становимся более-менее умелым специалистами и получаем опыт, который можно продать на рынке.
Вторая ступень. Рост профессиональной экспертизы. Период, когда мы наращиваем экспертизу, уже не нуждаемся в наставнике, можем даже сами им стать. Изучаем не основы, а тренды и инновации профессии. В результате становимся «ведущими», «старшими», «главными» специалистами.
Третья ступень. Наращивание лидерской компетенции. Время движения вверх по управленческой лестнице. В результате проходим классическую линию от начальника сектора до начальника отдела, затем до начальника управления и прямиком до руководителя департамента и директора. Дальше большинству расти некуда.
Четвёртая ступень. Переход к более статусным работодателям. Когда достигаем потолка на текущем месте работы, переходим в более крупные, богатые и престижные компании или меняем регион на столичный либо зарубежный. В результате высокий статус и заработок приносят с собой больше ответственности и головной боли.
Пятая ступень. Качественный скачок за счёт новых статусов и форм. Наступает момент, когда на первый план выходит развитие известности, личного бренда, авторитета, деловых связей. Скачок происходит в результате создания дополнительных источников дохода, например совмещения работы по найму с ведением своего бизнеса или оказанием консалтинговых услуг.
Чаще всего сбитыми лётчиками становятся не из-за того, что не соответствуют рынку, а из-за того, что люди пропускают важные сигналы к изменению своего рабочего поведения. Поэтому готовить план развития карьеры и «что делать, если» нужно, когда всё хорошо и вы не видите угроз.
Отличные варианты подстелить соломку: развивать личный бренд или научиться избегать крупных рисков, работая в найме.
Личный бренд
Чем полезен первый вариант. Если у вас прокачан личный бренд, то:
- не нужно искать клиентов, партнёров, работодателей, инвесторов — они уже знают о вас и обращаются первыми;
- стоимость на рынке растёт за счёт признания и известности;
- не нужно доказывать свою экспертность;
- возможность обратиться к аудитории за помощью и быстро получить полезную обратную связь.
Личный бренд — это инструмент, помогающий оставаться востребованным и претендовать на высокий статус и хороший доход.
Что нужно делать, чтобы развивать личный бренд?
1. Определить свои цели и мотивы, а для этого ответить на вопросы:
- Зачем это вам нужно?
- Какой результат хочется получить?
- Какую аудиторию нужно привлечь?
- Что предложить клиентам?
- Почему клиенты выберут вас?
- Какие у вас доказательства экспертности?
2. Сформировать имидж внутри компании с помощью личного пиара:
- Проявлять активность в корпоративных социальных сетях.
- Стараться попасть в новостные рассылки и дайджесты, в корпоративные видеоролики и статьи.
- Участвовать во внутренних мероприятиях.
- Проявлять активность на межструктурных презентациях и совещаниях.
3. Распространять информацию о себе за пределами своей организации:
- Участвовать в отраслевых конференциях и выставках.
- Стараться попадать в тематические СМИ и на интернет-площадки.
- Публиковать статьи в журналах и газетах своего профиля.
- Преподавать в бизнес-школах и на курсах повышения квалификации.
4. Прокачивать навык самопрезентации, чтобы в нужный момент привлечь внимание к себе, вызвать интерес и запомниться.
Продолжение карьеры
Не все готовы отказаться от карьеры в найме. Тем, кто не решается рискнуть и отправиться в свободный полёт, советуем время от времени проводить аудит карьеры.
Во время аудита оцените свой рабочий опыт: вспомните каждое место работы, почему вы туда устроились и потом ушли, какие задачи решали, какие были проблемы, как строили отношения с руководителем и коллегами.
Проанализируйте каждое увольнение: почему оно произошло, как его можно было избежать. Вспомните каждый профессиональный триумф и достижение, как на него реагировало руководство, что вы за него получили.
Действуйте по схеме: воспоминание, осознание достижений и ошибок, выводы и советы, корректировка поведения, получение результата.
Оттачивайте мастерство в играх офисной политики. Не все и не всегда играют честно, поэтому чем выше сотрудник поднимается по карьерной лестнице, тем сильнее конкуренция и тем чаще проявляются подковёрные интриги.
Как преуспеть в корпоративных играх? Всегда собирайте информацию об интересах и целях вашего делового окружения, не игнорируйте манипуляции (с чьей бы стороны они ни исходили), старайтесь конструктивно их проработать, не оправдывайтесь и не нападайте.
Формируйте и укрепляйте отношения с коллегами. Чтобы они были на вашей стороне и поддерживали ваши инициативы, помогайте им в рабочих вопросах.
Назначайте встречи с руководителем. Готовьте план вопросов: спрашивайте о задачах компании, с какими проблемами сталкивается руководитель, что бы он хотел изменить, как он оценивает вашу текущую работу, чем доволен и недоволен, каким он видит идеального сотрудника на должности, которую вы хотели бы занять. Ответы руководителя станут вашей дорожной картой.
Подытожим
Сбитым лётчиком может стать каждый. Поэтому важно не пускать карьеру на самотёк. Чем ниже карьерная ступень, тем чаще возникают опасные моменты, которые могут препятствовать росту.
Самая эффективная профилактика потери высоты в вашем карьерном полёте — формирование и развитие профессионального личного бренда. Если вы доросли до высокой должности и больше не видите себя в найме, логичным продолжением карьеры станет консалтинг, постепенно масштабируемый до собственного бизнеса. Или продолжайте работу по найму и развивайтесь в той компании, к которой привыкли, используя наши советы.
Редакция Мегаплана. Иллюстратор: Лидия Пожидаева. На заставке: кадр из фильма «Красотка», 1990
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
