Просмотрено 4238 Комментарии 7 минут

Какие психологические трудности испытывают руководители и почему

Какие психологические трудности испытывают руководители и почему

С простудой и переломом все понятно. Взял больничный, пришел в норму — и снова в строю. С душевными недугами сложнее. Они разнообразны, непредсказуемы и иногда даже незаметны. Но именно такие проблемы все чаще возникают у современных руководителей. Как быть?

В уважающих себя компаниях принято заботиться о здоровье сотрудников. Однако зачастую все сводится к поддержанию физического здоровья путем создания оптимальных условий труда и оплаты больничных. Последнее время наметился сдвиг: получившие печальную статистику ученые забили тревогу и призывают заботиться о психическом благополучии основателей и инвесторов компаний; главы компаний стали обращать внимание на душевное здоровье трудящихся, вменив заботу о нем менеджерам в обязанности. Для последних появились специальные руководства и тренинги, призванные помочь им обеспечить профилактику психологических трудностей среди подчиненных... Парадокс в том, что сами менеджеры среднего звена чаще других сотрудников современных офисов страдают от подобных недугов: депрессии, болезненной тревожности и сопутствующих проблем. Почему так происходит и как исправить ситуацию?

Статья будет полезна болеющим душой за свое дело менеджерам, регулярно испытывающим сильные эмоциональные и физические перегрузки в попытках добиться наилучших результатов.

Какие болезни угрожают психике офисных работников

Прежде чем описывать симптомы душевных недугов, заметим, что лучше всего не допускать развития подобных болезней, сосредоточившись на профилактике, но если их симптомы возникли, следует обратиться за профессиональной помощью.

Депрессия

Американские медики провели исследование душевного благополучия работающих взрослых, в ходе которого проанализировали данные почти 22 000 человек, занимающих должности разного уровня. Результаты показали, что менеджеры среднего звена чаще глав компаний и рядовых сотрудников страдают от депрессии. Ее симптомы отмечались у 18% менеджеров.

Выявить это заболевание не так просто, учитывая, что депрессия может быть скрытой. Но, как правило, у больных проявляются характерные симптомы:

  • постоянное чувство пессимизма;
  • грустное или тревожное настроение;
  • появление мыслей о самоубийстве;
  • изменения в поведении или потеря интереса к тому, что раньше приносило удовольствие;
  • снижение аппетита и изменение времени приема пищи;
  • нарушение режима сна;
  • неспособность принимать решения или сосредоточиться;
  • заметное снижение физической активности вплоть до апатии.

В случае развития депрессии возникает несколько симптомов из списка. Если же они чередуются с периодами лихорадочной, лишающей сна деятельности, возможно, речь идет о биполярном расстройстве.

Тревожное расстройство

Большинство значимых событий в жизни человека сопровождаются волнением. Испытывать тревогу во время презентации проекта, над которым команда напряженно работала последние полгода, или при заключении важной сделки нормально. Однако подобные переживания могут преследовать человека и мешать его деятельности. По данным упомянутых выше ученых, менеджеры почти вдвое чаще, чем рядовые сотрудники, страдают от тревожности.

Стоит беспокоиться, если несколько недель подряд вы почти всегда:

  • переживаете о будущих неудачах;
  • не можете сосредоточиться;
  • суетитесь и не можете расслабиться;
  • испытываете головные боли и головокружение;
  • ощущаете дрожь в теле;
  • отмечаете учащенное сердцебиение;
  • страдаете от потливости;
  • ощущаете дискомфорт в животе;
  • испытываете сухость во рту.

Болезненная тревожность без должного внимание и лечения часто нарастает и может приводить к паническим атакам и развитию фобий, число которых со временем, как правило, увеличивается.

Химическая зависимость

Систематическое употребление алкоголя или наркотиков, приводящее к зависимости от определенных веществ, может быть вызвано желанием избавиться от неприятных симптомов депрессии или тревожного расстройства либо снизить их остроту. А иногда к этому приводит стремление справиться с сильными эмоциональными и физическими перегрузками или необходимость регулярно присутствовать на важных неформальных мероприятиях — деловых ужинах, презентациях, — где алкоголь помогает налаживать нужные связи.

Химическая зависимость проявляется в том, что:

  • употребление вещества становится регулярным;
  • доза все время увеличивается;
  • исчезают защитные реакции организма на токсическое вещество;
  • возникает абстинентный синдром, когда в отсутствие вещества в организме появляется дрожь в теле, озноб, обильные потоотделение и слюнотечение, судороги и др.

Почему у сотрудников случаются психологические трудности

Описанные недуги могут поражать разных людей, но если говорить о сотрудниках компаний, то возникает вопрос, почему от подобных проблем чаще страдают именно руководители среднего звена. Ученые и корпоративные психологи называют несколько причин.

Высокий уровень стресса

Сегодня люди все чаще жалуются на нехватку времени. Дедлайны, жесткий график и навязчивое стремление к продуктивности становятся причинами нервного напряжения, недосыпа, нерегулярного питания, отсутствия регулярных физических нагрузок. И сотрудникам офисов это не чуждо, а вся их забота о себе зачастую сводится к потреблению внушительных доз кофеина. Подобный стиль жизни рано или поздно наносит ущерб здоровью, в том числе психическому.

Синдром самозванца

Ощущение, что они занимают свою должность незаслуженно и будут разоблачены, часто преследует руководителей-новичков. Они объясняют свои успехи банальным везением, а неудачи расценивают как приговор. Это серьезно мешает менеджерам работать и вносит лепту в развитие у них психологических проблем.

Давление сверху

За работу всей команды менеджер отчитывается перед вышестоящим руководством, требования которого часто ужесточаются, особенно в непростые для компании периоды. При этом сами менеджеры среднего звены имеют мало возможностей принимать важные для компании решения и вынуждены играть по навязанным правилам.

Работа на разрыв

Перед каждым менеджером стоят конкретные профессиональные задачи, и они не сводятся только к управлению командой. Поэтому руководители вынуждены все время распределять и перераспределять свои усилия, поддерживая баланс, которому угрожает множество обстоятельств.

Отчуждение

Работа в новой должности, над пилотным проектом или в кризисных условиях может отнимать много сил и времени. В такие периоды менеджеры меньше бывают с семьей и друзьями, что лишает их столь полезной во время стресса поддержки близких. При этом часто и на работе такие руководители оказываются в изоляции, не имея возможности поделиться своими страхами и сомнениями ни с руководством, ни с подчиненными.

Сверхурочная неоплачиваемая работа

Возможно, это позволяет выполнять какую-то часть обязанностей быстрее, но вместе с тем сокращает количество времени, которое человек проводит, занимаясь личными делами, что явно не идет на пользу его душевному благополучию.

Отождествление себя со своим делом

Очень ответственные и включенные в работу менеджеры бывают склонны расценивать неудачи команды как личные и переживать их очень тяжело.

Как изменить ситуацию

Очевидно, что сотрудники компаний нуждаются в моральной поддержке, а профилактика душевных расстройств поможет избежать многих проблем, вызванных их проявлениями. Психологи и менеджеры по развитию считают, что изменить ситуацию с душевным неблагополучием руководителей среднего звена можно, предприняв ряд мер.

Снять клеймо с проблемы

Сегодня во многих компаниях предпочитают не обсуждать душевное здоровье сотрудников. Но чтобы начать эффективно бороться с проблемой, надо в первую очередь признать, что она есть, а затем позаботиться о способах ее решения. В таком случае сотрудники смогут предупреждать руководителей о появлении симптомов душевных расстройств и получать необходимую помощь и поддержку.

Развивать культуру

Забота о себе должна входить в число корпоративных ценностей. Подобная культура не только определяет жизненный уклад сотрудников, но и надежно защищает их от переработок, привычки быть на связи в личное время, поощряет практику цифрового детокса в отпуске и обращение за помощью в лечении душевных расстройств к специалистам, если это необходимо.

Заботиться о душе и теле

Душевное благополучие невозможно без хорошего физического состояния. Недаром к числу базовых потребностей человека относятся потребности в пище, воде и сне. Правильная диета, достаточное количество сна, регулярные занятия спортом, медитация или йога улучшат настроение, помогут развить эмоциональную устойчивость к стрессу, а также повысить продуктивность.

Держаться за близких

Общение со старыми друзьями и обретение новых, семейный досуг и встречи с близкими положительно влияют на психическое здоровье, а также помогают помнить, что жизнь кипит и вне стен офиса.

Расставлять приоритеты

Неприятная особенность списков задач в том, что большинство из них бесконечны. Поэтому проделанная работа на приносит удовлетворения, а цели кажутся все такими же далекими, несмотря на приложенные усилия. Избавиться от этого гнетущего впечатления помогают перечни приоритетов. Почувствовать себя хозяином положения можно, если выбрать несколько наиболее важных дел и выполнить их в течение дня.

Проявлять бдительность

Узнайте о признаках депрессии, тревожного расстройства и химической зависимости. Не обманывайте себя и не пытайтесь скрыть возникшие симптомы от руководства. Это позволит вовремя принять необходимые меры и сохранить качество жизни.

Выводы

  • 1. Душевное благополучие сотрудников компаний все чаще оказывается под угрозой. Больше других, по некоторым данным, страдают менеджеры среднего звена.
  • 2. К самым распространенным душевным недугам, поражающим руководителей, относятся депрессия, тревожное расстройство и химическая зависимость.
  • 3. Специалисты полагают, что названные болезни могут возникать вследствие синдрома самозванца, давления со стороны вышестоящего руководства, необходимости разрываться между управлением командой и выполнением собственных задач, дефицита времени, проводимого с друзьями и близкими, привычки почти всегда быть на связи, восприятия и переживания неудач команды как сугубо личных.
  • 4. Изменить положение вещей ученые предлагают с помощью ряда мер. Так, первым шагом на пути решения проблемы они считают ее признание. Хорошей профилактикой развития душевных расстройств является включенность сотрудников в корпоративную культуру, поощряющую заботу о себе, своем физическом и психологическом состоянии, общение с родными и близкими, а также умение расставлять приоритеты при решении рабочих задач.

Текст: Татьяна Турбал
Фото: Photo by Gregory Hayes on Unsplash

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

Про оставаться на связи в официально нерабочее время. Выходные, отпуск, просто поздний вечер или раннее утро — тут важно избегать крайности. Грубо говоря, мне бы не хотелось, чтобы во время тренировки в спортзале или чтения детям перед сном книги управленцы — пользователи Мегаплана прерывались и заглядывали во «Входящие» в мобильном приложении каждые пятнадцать минут. Но в то же время именно наша программа снимает с руководителя головную боль и дает контролировать бизнес онлайн: продажи, задачи, проекты. Соблюдайте баланс. 20 сессий в мобильном приложении в среднем в день и наличие открытой периодически на ноутбуке веб-версии — вполне достаточно.

Кстати, мы провели серию бизнес-завтраков Мегаплана в крупных городах: в Петербурге, Минске, Перми, Краснодаре. Следующий состоится 17 июня в Сочи. Хотим предложить неравнодушным клиентам и партнерам написать на dh@megaplan.ru, чтобы можно было организовать мероприятие с вашим участием в вашем городе.

Вам понравилась статья?

0