Просмотрено 3383 Комментарии 7 минут

Мозговой штурм

Мозговой штурм

«Придумайте что-нибудь», — говорит директор, главный маркетолог, руководитель отдела. «Окей», — отвечает менеджер, пиарщик, копирайтер. Думают, гуглят, подсматривают.

Согласно «Вордстату» (сервис «Яндекса» по подбору слов), в месяц люди 3013 раз ищут по фразам, в которых есть слова «придумать идею». Из них 64 человека хотят «придумать гениальную идею», но источник таких инсайтов в их головах, а не в поисковике. И один из лучших способов найти их там — мозговой штурм. Эта статья будет полезна всем, кто хочет генерировать отличные идеи в своем рабочем коллективе и применять их в работе.

Мозговой штурм 1

Что такое мозговой штурм и кому он нужен

Мозговой штурм — это техника генерации идей, поощряющая творчество, поиск смелых вариантов и их комбинирование. Подход помогает придумывать новые продукты, отстраиваться от конкурентов, проводить яркие маркетинговые кампании.

Термин «брейнсторминг» ввел в оборот Алекс Осборн, сооснователь американского рекламного агентства BBDO. Еще в 1930-е годы рекламщик использовал этот инструмент, говоря: «Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие. Причем лучшие идеи приходят в голову не сразу».

Генерация идей — один из этапов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и дизайн-мышления. У этих инструментов много общего с брейнстормингом, хотя последний не сможет помочь решить сложную изобретательскую задачу. Технику мозгового штурма могут применять компании, независимо от их размера и сферы деятельности: зарабатывать больше, повышать лояльность и отличаться нужно всем.

Принципиальная оговорка: гениальные идеи не помогут компаниям, в основных бизнес-процессах которых есть бреши. Креативом не заменить порядочность и пунктуальность, не увеличить штат и производственные мощности. Яркая реклама может привлечь внимание даже к ненужному продукту, но не удержит его надолго и не склонит людей к покупке.

Этапы мозгового штурма

Да, их несколько. Брейнсторминг не ограничивается накидыванием идей — это лишь один из этапов полноценного мозгового штурма. Без структуры, целей и модерации обсуждение заглохнет или скатится в каламбур. Как штурмовать мозг эффективно?

1. Соберите команду. Оптимальное количество участников — 5–8 человек. Среди них должен быть модератор-фасилитатор, который станет направлять потоки мыслей в нужное русло, включать в обсуждение всех, гасить конфликты.

Набирайте участников рабочей группы исходя из темы обсуждения и задач, которые нужно решить. Это необязательно должны быть люди из одного отдела компании. Например, служба такси, которая хочет закрепить позиции на рынке, для брейнсторминга может собрать вместе лучшего водителя, «заслуженного» клиента, оператора колл-центра, интернет-маркетолога, пиарщика и дизайнера. Важно, что эти люди смотрят на обсуждаемый вопрос с разных точек зрения — часто свежие решения появляются на стыках нескольких областей.

2. Четко обозначьте цели. Например, в случае со службой такси цели могут быть такие: привлечь молодежь / корпоративных клиентов, разработать систему лояльности. Абстрактная задача «придумать что-то полезное» соберет пустые решения.

Убедитесь, что все члены группы понимают, зачем они здесь и в каком направлении нужно думать. Объясните, что это простой рабочий процесс, от каждого сотрудника не ждут дюжину фантастических идей, которые изменят человечество. По сути, нужны неочевидные рацпредложения. Эффект от их внедрения может быть косвенным, не выраженным в прибыли и экономии здесь и сейчас.

3. Пообщайтесь с целевой аудиторией (ЦА) и/или пригласите ее на мозговой штурм. Этот момент часто упускают из виду на сессиях брейнсторминга, хотя он незаменим, если вы генерируете идеи вокруг продуктовой линейки, стимулирования сбыта и т. п. Знать проблемы, возражения и желания ЦА важно для бизнеса в принципе и на мозговом штурме в частности. Иначе можно придумать массу блестящих идей, невостребованных аудиторией.

Мозговой штурм 2

4. Разогрейтесь. В начале обсуждения фасилитатор должен «размять» аудиторию. Не игнорируйте этот этап даже в дружном, сработанном коллективе и тем более среди малознакомых людей. Отлично подходит игра в ассоциации, интеллектуальные викторины и ребусы. Назовите любые три слова и найдите несколько возможных связей между ними. Запишите пять терминов и объясните, почему каждый из них может быть лишним, находя общий признак для других.

5. Генерируйте идеи. Любые: смелые, очевидные, бредовые. Главное правило — неправильных вариантов нет, хороши все. Даже за откровенно слабые и странные идеи нельзя критиковать, споры и насмешки резко снижают градус творчества и раскованности.

Конспектируйте все мысли на доске (письменно или рисунками), позже вы отберете несколько из них. Во время пауз модератор может озвучивать свои варианты, повторять несколько последних пунктов, задавать наводящие вопросы. В одной группе с «большими боссами» подчиненные могут смущаться, бояться критики начальства. Подбадривайте их, благодарите робких людей за их версии.

Попробуйте ролевое обсуждение, когда каждый член группы примеряет на себя амплуа одного из представителей ЦА. Например, туристическое агентство разрабатывает новый формат путешествий. Роли могут быть такими: родитель с ребенком, обычный местный житель, гид, волнующийся родственник туриста, капризный турист, «серийный» путешественник с большим опытом и пр.

Когда пора сказать «ладно, идеи закончились»? Не сдавайтесь на первой же длинной паузе. Сначала всегда звучат самые простые версии, постепенно их заменяют неочевидные варианты. Это справедливо для тех, кто разбирается в теме, у кого есть хорошая база в этой области. Психолог Дайана Халперн говорит: «Когда кому-то в голову приходит новая идея, значит, он удачно проделал путь по своей сети знаний от одного места до другого — новая идея представляет собой соединение прежде не соединенных узлов. <…> Для того чтобы создать новую идею, нужна именно густо переплетенная сеть знаний, скудные знания принесут скудные мысли».

Мозговой штурм 3

Этап генерации идей может растягиваться на несколько дней. Пусть участники фиксируют все приходящие им в голову мысли. Это удобно делать в облаке, например в документе с общим доступом на диске «Мегаплана».

Брейнстормить можно и одному, если вы фрилансер, ремесленник или ипэшник, работающий сам на себя.

6. Оцените и отберите идеи. Некоторые техники предполагают, что это будет делать другая группа людей. В этом есть плюс (беспристрастная оценка без мысли «это классная идея, потому что моя») и минус («неразогретым» темой людям может быть сложно понять идеи и увидеть их потенциал). В любом случае список нужно просеять через объективные критерии, и это не повод для обид.

Вычеркивайте пункты, которые не подходят под актуальные для вас:

  • • бюджет,
  • • время реализации,
  • • человеческие ресурсы,
  • • степень риска,
  • • уровень этичности,
  • • потенциальную отдачу,
  • • любые другие важные критерии.

За оставшиеся идеи можно проголосовать: пусть каждый открыто или анонимно выберет 3–5 вариантов. Если время терпит, к этому этапу можно вернуться через пару дней. Довольны итогами? За дело! Слабовато? Штурмуйте тему с другой группой.

Как придумать отличную идею?

Эти «удочки» помогут вам поймать хорошую «рыбу»:

  • 1. Идите от обратного. Составьте список, чего точно нельзя сделать с вашим продуктом/услугой и предложите способы сделать это возможным.
  • 2. Примеряйте на себя необычные роли. Представьте, что вы потолстели на 50 кг, что вам снова стало 10 лет, что вы живете в лесу, что на дворе XVIII век. Да, творчество — это своего рода сумасшествие.
  • 3. Проводите аналогии с природой. Этот прием особенно хорошо работает, когда нужно предложить решение прикладной задачи, изобрести или улучшить устройство. Изучая строение глаз насекомых, авиаконструкторы получили идеи для новых датчиков скорости самолета, приборов солнечной навигации в пасмурную погоду.
  • 4. Отвечайте на эти контрольные вопросы о том, как можно изменить процесс или предмет. С чем это ассоциируется? Как можно изменить время, форму, вес, цвет? Что можно увеличить/продлить, а что — уменьшить/сократить? Какие компоненты можно поменять местами? Как можно изменить расписание? Что получится, если сделать наоборот? Можно ли совместить части/этапы/услуги?
  • 5. Соберите 100–200 ассоциаций с предметом штурма. Напишите каждую на отдельной бумажке, перемешайте и доставайте две случайные. Попытайтесь идейно соединить их. Что может получиться из этого? Найти связи между двумя понятиями поможет «связывающий алгоритм Кровица» — 42 слова-связки:

Мозговой штурм 4

  • 6. Используйте способ Леонардо да Винчи. Гений визуализировал свои мысли с закрытыми глазами, рисуя закорючки и находя затем в нарисованном идеи для механизмов. Делайте наброски предметов, образов, сценариев. Вы правша? Рисуйте каракули левой рукой. И наоборот. Разбрызгайте краску, отыщите в пятнах случайные образы и попробуйте их развить.

Текст: Александр Литвин, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Photo by rawpixel.com on Unsplash

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

Для меня наглядным примером успешных и крайне эффективных «брейнштормов» были одноминутные обсуждения игроков «Что? Где? Когда?». Вот где концентрация версий и гипотез! Главное, они не боятся быть смешными или нелепыми под камеры на всю страну, даже наоборот. Когда приходится «брейнштормить», я представляю себя участником телеигры. Время ограниченно, и публика следит за каждым словом. А правильный ответ где-то рядом.

Вам понравилась статья?

0