Руководители, стремящиеся вести себя этично по отношению к подчиненным, нередко становятся заложниками морального лицензирования — явления, при котором человек,
В рамках исследования психологи несколько дней наблюдали за 172 руководителями, работающими в таких сферах, как розничная торговля, образование, промышленное производство и здравоохранение. Ученые пришли к выводу, что больше всех страдают боссы (и, как следствие, сотрудники вверенных им подразделений), старающиеся честно соблюдать моральные нормы и правила в общении с подчиненными.
Такие начальники часто подавляют собственные интересы, заставляют себя действовать «правильно», а не «выгодно». Пытаются отслеживать как действия подчиненных, так и их состояние. В результате у руководителей наступает истощение эго, что сильно ограничивает их способность к самоконтролю и увеличивает вероятность агрессивного поведения.
Именно истощение эго — его, по мнению психологов, легко избежать, если устраивать перерывы в течение дня, — приводит к моральному лицензированию, бороться с которым гораздо сложнее. Демонстрирующий «примерное» поведение руководитель таким образом подпитывает чувство собственного достоинства и зарабатывает моральный кредит, в результате чего разрешает себе нарушить действующие нормы и правила.
Под действием морального лицензирования боссы срывались на подчиненных, насмехались над ними, припоминали прошлые промахи, разговаривали с подчиненными на повышенных тонах либо, наоборот, третировали молчанием.
Из чего психологи сделали вывод, что компаниям надо пересмотреть жесткие требования к поведению руководителей, а также поощрять «этичных» боссов, хваля их или премируя. Но делать это следует быстро, пока не «рвануло».
Источник: researchgate.net, Фото: unsplash.com
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>