Просмотрено 466 Комментарии 5 минут

Правила лидерства Илона Маска: статус-кво, неудачи и одержимость

Правила лидерства Илона Маска: статус-кво, неудачи и одержимость

Узнаём принципы известного человека — одного из ключевых изобретателей и визионеров XXI века, предпринимателя, который построил не одну многомиллиардную компанию.

Смотрели ли вы фильмы студии Marvel? В частности, фильм Джона Фавро «Железный человек» с Робертом Дауни-младшим в главной роли? Это кино 2008 года о миллиардере-изобретателе, который, в отличие от большинства марвеловских супергероев, не обладает магическими способностями. Его суперспособность — это невероятная эрудиция и новаторский подход, благодаря которым он делал технические и промышленные открытия. Как говорил сам Джон Фавро, образ кинематографического миллиардера, плейбоя и филантропа Тони Старка во многом списан с реального прототипа — на тот момент уже известного своими достижениями и бизнес-проектами Илона Маска.

Прыжок выше головы

В начале карьеры Маск поставил перед собой три амбициозные цели: сделать интернет-банкинг проще, остановить глобальное потепление и превратить людей в мультипланетный вид. И хотя сейчас Маск — достаточно противоречивая и скандальная фигура, кажется, добиться своих целей у него получилось: сейчас он владелец компаний PayPal, Tesla, SpaceX, и уже второй год не утихают новости вокруг приобретения им одной зарубежной социальной сети. Не прекращаются новости о его стартапе Neurolink, например, о парализованном мужчине, который благодаря вживлённому в мозг чипу смог сыграть в шахматы силой мысли.

И, честно говоря, у нас перечисленный выше «портфель» компаний вызывает лишь один вопрос: как? Как ему удаётся этим всем заниматься и не сойти с ума? Человек владеет многомиллиардными компаниями, успевает во все бизнес-процессы погрузиться (хотя понятно, что управлять ему помогают команды квалифицированных топ-менеджеров). Но что же есть такого в стиле управления Маска, что привлекает к его личности столько внимания? Ответ прост: прыжок выше головы.

Я встречал таких предпринимателей. Это не просто руководители из средних компаний, которые уже немного подустали от своего дела. Это одержимые достигаторы, для которых ключевая цель жизни — не заработать деньги, а вывести рынок на новый уровень. Маск из тех, кто целится не на что-то среднее, а ставит нереальные цели — будь то колонизация Марса или управление техникой силой мысли. Наблюдение за его визионерским смелым подходом вдохновляет — хочется с таким же упорством браться за невыполнимые цели.

Прыжок выше головы

На самом деле, весь его успех построен на очень жёстких ограничениях и нездоровой одержимости. Это вам сразу дисклеймер, чтобы то, что мы скажем дальше, не вызвало у вас вопросов как к самому Маску, так и к нам — ведь зачем мы такую ролевую модель популяризируем. Мы с командой Мегаплана относимся к стилю Маска не как к единственно верной модели управления — только как к той, из которой можно почерпнуть для себя что-то полезное. Главное — критически относиться ко всему, что я расскажу дальше, и оценивать все идеи, задавая вопрос: «А точно ли это мне подойдёт?»

Трансформационный стиль

Какой у Маска стиль управления людьми? Вообще, в теории управления существует семь стилей — от демократического до авторитарного лидерства. Стиль Маска — один из самых редких, трансформационный, который фокусируется на инновациях и достижении крупномасштабных целей. Ключевыми отличиями этого стиля являются новаторское мышление, анализ, риск-менеджмент (кстати, об этом мы ещё говорили в выпуске об «Амазоне»: там умение работать с рисками — важнейшая характеристика подлинного топ-менеджера).

Среди руководителей-трансформаторов, наряду с Маском, Стив Джобс из Apple, Рид Гастингс из Netflix и другие известные личности, которые кардинально меняли рынки, на которых работали.

Такой стиль лидерства непрерывно связан с важнейшей чертой характера — серьёзной одержимостью. Эти люди зациклены на желании изменить мир, и для них всё остальное имеет мало смысла. Лидеры уделяют большое внимание результатам, потому что, для того чтобы бизнес оставался живым, рос и соответствовал видению Маска, члены его команды должны достигать этих целей. То же самое можно сказать и о других его компаниях. В основе бизнеса Маска лежит упорный труд, ведущий к достижению значимой цели.

Для Маска важна увлечённость собственным делом. Он сам не раз признавался, что почти всё время посвящает формированию и реализации собственных идей. Он сам одержим всеми деталями и ожидает многого как от себя, так и от своей команды. В бизнес-среде он уже давно прослыл бескомпромиссным и жёстким, взять хотя бы запрет удалёнки для сотрудников или то, что в самом начале он спал на работе в прямом смысле этого слова.

Провалы и критика — источник успеха

Больше всего в людях Маск ценит стремление к постоянному самосовершенствованию, потому что это тот фактор, который помогает ему всё время улучшать как себя, команду или рабочие процессы, так и мир вокруг.

Также Илон Маск не раз заявлял, что одним из главных двигателей его прогресса являются неудачи. Цитата: «Неудача здесь возможна. Если дела идут хорошо, значит, вы недостаточно изобретательны». Думаю, большая часть наших читателей — опытные предприниматели, которые понимают, что неудача лишь часть пути. Это также понимает и Маск, которому не чужды провалы и ошибки.

Провалы и критика — источник успеха

Наоборот, одним из главных принципов Маска является поиск критики. Он призывает не бояться конструктивной критики. В 2013 году во время мероприятия Google для предпринимателей Маск сказал: «Возьмите как можно больше отзывов от как можно большего числа людей о любой вашей идее. Ищите критическую обратную связь. Спроси их, что случилось». Критика — это неприятно, но, чтобы добиться высот, она просто необходима. Недостаточно просто её принимать — нужно искать её, уверен Маск.

Сам Илон говорит, что «обычно близкие люди знают, что не так, но не хотят говорить это вам, чтобы не обидеть».

Конкуренция — это челлендж

Ещё Маск обожает конкуренцию. Если у кого-то она и вызывает тревогу, то для него это очередная возможность прыгнуть выше головы и стать лучше остальных. Так, например, наличие «красного океана» и конкурентов-мастодонтов, заполонивших рынок, — это не аргумент в пользу отказа от дела, а челлендж, который мотивирует продолжать.

Снова процитирую Маска: «Если вы выходите на что-то, где есть существующий рынок, против крупных, укоренившихся конкурентов, то ваш продукт или услуга должны быть намного лучше, чем у них. Это не может быть немного лучше, потому что тогда вы ставите себя на место потребителя, вы всегда будете покупать надежный бренд, если нет большой разницы».

***

На этом на сегодня всё. Помните, что изучать биографию и принципы управления руководителей и предпринимателей — это полезно и захватывающе. Если внедрить полезные привычки Маска, то можно улучшить как свою работу, так и рабочую жизнь вокруг. Однако не всё так радужно: Маска часто сопровождают скандалы с бывшими сотрудниками, которые обвиняют его в чрезмерной одержимости собственным делом и дотошности, которая граничит с микроменеджментом и часто является причиной текучести кадров в компаниях, и повышения бюджетов на привлечение и онбординг новых сотрудников.

Во всём важен баланс.

Редакция Мегаплана. Иллюстрации: Лидия Пожидаева

Заставка: Светлана Светликова. На заставке: кадр из фильма «Железный человек 2», 2010 г.

Вам понравилась статья?

0