Новая игра-кликер Hamster Kombat в «Телеграме» — пример блестящего вирусного маркетинга и наглядное пособие по психологии юзер сапиенс образца 2024 года.
Если вы не тапаете хомяка, то точно про него слышали. А друзья, скорее всего, присылали вам реферальные ссылки на регистрацию. В «Хомяка» сейчас играют более 300 млн человек — это 3,7% населения Земли, или каждый 27-й человек в мире.
Статья будет полезна всем, кто занимается привлечением и удержанием клиентов. А ещё тем, кому просто интересно понять особенности мышления, которые игра эксплуатирует, и оценить перспективу заработка.
Психологические триггеры
Авторы хорошо продумали механику, чтобы дёргать за все основные ниточки привлечения и удержания игроков. Эти приёмы универсальны, но без первого фактора вряд ли дали бы такой результат.
1. FOMO на фоне Notcoin
FOMO (от англ. Fear Of Missing Out) — это страх пропустить что-то важное, синдром упущенной выгоды. В наше время переизбытка информации это распространённое явление. Но в контексте предыдущей нашумевшей игры — Notcoin — оно усиливается реальными примерами заработка на кликах по экрану.
Notcoin создал небывалый прецедент, и теперь многие хотят заработать на кликах. Рост аудитории это подтверждает: у «Хомяка» уже 300 млн против 40 млн на пике у Notcoin.
2. Возможность пассивного дохода внутри игры
Кликать нужно в самом начале, чтобы накопить первые деньги на прокачку карточек. Они символизируют разные цифровые решения, активы, разрешения и каналы продвижения, которые помогают вашей бирже развиваться. Чем более прокачана карточка, тем больший доход в час она даёт.
У многих карточек есть таймер до открытия следующего уровня. Он растёт с 5 секунд до 2 часов. Всё для того, чтобы игроки чаще заходили.
3. Необходимость фиксировать прибыль
В какой-то момент тапать хомяка становится нецелесообразно — за это же время биржа сама заработает для вас в несколько раз больше. Биржа генерирует прибыль только 3 часа, нужно войти и добавить эту сумму, чтобы ручеек монет продолжал течь.
Здесь тоже отлично работает FOMO: люди регулярно заходят, чтобы биржа не простаивала. Некоторые чересчур часто: тюменский школьник попал в больницу с хроническим недосыпом и галлюцинациями, потому что через каждые три часа вставал по будильнику — забрать заработок.
4. Ежедневные плюшки
В игре есть активности, позволяющие заработать бонусы. Набери шифр азбукой морзе — получи 1 млн монет. Собери комбо, прокачав три карточки дня, — получи 5 млн. Просто так забери ежедневную награду — получи от 500 до 5 млн монет. Проходи мини-игру — и собирай ключи, которые, видимо, пригодятся для чего-то в будущем. Главное — заходи каждый день, чтобы не упустить бонусы. Или ты «Фомо некликающий»?!
Все эти элементы отлично работают на удержание и вовлечение: в игру каждый день заходит 50 млн человек.
5. Статистика, рейтинги
В игре можно посмотреть, сколько у вас достижений. А на каждом уровне есть рейтинги игроков по размеру прибыли в час — того самого пассивного дохода. Не удивляйтесь, что многих мотивируют цели «выполнить задание», «попасть в топ лучших».
Психологи выделяют 24 психотипа, у каждого свой ведущий мотивационный стимул, и далеко не всегда это деньги. Это знание применяют эйчары, оно же лежит в основе таких ещё советских видов нематериального вознаграждения, как диплом, значок, доска почёта.
6. Кастомизация персонажа
Некоторым настолько важно выделиться в игре, что они готовы платить за это реальные деньги. Огромные деньги. В прошлом году геймер в CS:GO приобрёл скин для АК-47 и нож за 500 тысяч долларов.
В «Хомяке» кастомизация пока представлена скудно: можно поменять костюм и имидж персонажа. Ещё можно выделиться за счёт «статусных» карточек с личным самолётом и Lamborghini. Некоторые из них вообще не приносят прибыли, либо окупаются месяцами. Всё это хорошие ходы, чтобы сжигать количество монет в игре.
Маркетинговые решения
Пригласи друга!
Этот призыв встроен в модель заработка: некоторые карточки открываются после приглашения 1, 5, 10 друзей. Не открыл — упустил монеты, которые эта карточка может дать. И бонусы за новообращённого хомяка не получил. Органический рост пользователей до первых 50 млн обеспечивала именно эта механика, без особой раскачки аккаунтов в соцсетях.
Соцсети
Карточка за подписку, 100 тысяч монет за просмотр видео — это отлично работает. Канал «Хомяка» в «Телеграме» — самый большой по размеру аудитории: 53,1 млн подписчиков. На ютуб-канал «Хомяка» подписано 34,7 млн человек, и он стал самым быстрорастущим в истории, обогнав канал блогера MrBeast.
Согласно данным сервиса Views4you, канал ежемесячно зарабатывает 2,2 млн долларов за просмотры юзерами рекламы (он зарегистрирован в США, поэтому монетизация там есть). А «Ъ» пишет про 5,2 млн долларов дохода с одного только «Ютуба» в месяц.
Прямая реклама
Здесь она не только приносит доход авторам игры, но и работает на доверие. Речь о карточках, посвящённых ЧЕ по футболу и Олимпийским играм. «Раз такие статусные события рекламируются в игре, значит, всё надёжно и перспективно», — на автомате решает юзер сапиенс.
То, что это реклама, следует из транслируемых смыслов: «The water is clear» — говорится на карточке, где хомяк стоит в воде на фоне Эйфелевой башни.
Власти Парижа потратили на очистку воды в Сене 1,3 млрд евро, но люди всё равно называли реку непригодной для соревнований. Как подтверждают многочисленные отравления, не зря.
«Хомяк» рекламирует и сервисы «Яндекса», и новые сериалы. А ещё делает смелые выводы о том, что команда Камалы Харрис «будет гораздо более открыта к криптобизнесу».
Но это не самое странное.
Что не так с «Хомяком»
1. Засекреченность команды
В криптомире принято раскрывать данные основателей — это повышает доверие. Естественно, если за проектом стоят опытные люди, уже зарекомендовавшие себя на рынке. В случае с Notcoin было известно, что игру разработала компания Open Builders Александра Плотвинова. Она же разработала Wallet — кошелёк внутри «Телеграма». Про авторов «Хомяка» ходят только слухи.
Кстати, чтобы облегчить вашей команде совместную работу, вести базу знаний и делиться классными идеями, мы в Мегаплане сделали онлайн-дашборды — с отчётами, канбаном и лентой активности на одном экране. Они помогают удерживать внимание на самом важном, экономить время на составлении отчётов и наглядно видеть рабочий процесс: кто чем занят и что с кем обсуждает. Ваши любимые дашборды теперь в Мегаплане! Узнать больше
2. Нет данных об инвестициях
А это то, чем гордится любой проект, претендующий на глобальный рынок. В нас вложились — это значит, нам доверяют и у нас есть ресурсы, чтобы достичь целей. Это, в свою очередь, внушает доверие клиентам и новым инвесторам.
С учётом амбиций авторов проекта им нужны суммы с большим количеством нулей. Но в кратком письменном интервью Wired они говорят, что не привлекали инвестиции и развивают проект на свои. Видимо, отвечая на вопрос финансовой обеспеченности проекта, говорят, что начали майнить и инвестировать в биткойн, когда он стоил меньше 100$.
Перед выпуском этой статьи появилась косвенно подтверждённая информация о том, что за разработкой «тапалки» стоит предприниматель Эдуард Гуринович (якобы автор), IT-холдинг AD.RU (предположительно инвестор) и портал мобильных игр Arenum (площадка разработки). И у сторон есть друг к другу вопросы.
3. Сомнительная реклама
Авторы обещают листинг на крупнейших биржах (включение токенов в официальный список активов), что стоит очень дорого, не говоря про обеспечение будущих токенов. Для реализации такого плана нужны серьёзные деньги.
Если их нет, то команда не сможет реализовать задуманное. А если есть, то зачем им рекламировать букмекерскую контору? Такое партнёрство не добавляет доверия и может помешать в глобальном развитии, ведь регуляторы относятся к подобному крайне скептически.
4. Непривлекательная токеномика
Это схема распределения токенов — кому, сколько, когда и на каких условиях. И с этим у «Хомяка» всё печально. В одной из первых версий White Paper (документ, описывающий этапы развития проекта), которую оперативно авторы удалили, значилась такая схема:
- всего будет выпущено 10 млрд токенов;
- из них на эйрдроп (не запрошенное обычно бесплатное распределение токенов между кошельками), которого все так ждут, выделено 100 млн монет (на все 300+ млн юзеров за вычетом ботов);
- из них сразу будет роздано 20 млн (0,2 от эмиссии!), а остальные заморозятся на 4 месяца и будут выдаваться частями;
- на поддержание ликвидности токена будет выделено 100 млн HMSTR. Это не позволит долго удерживать курс монеты.
Листинг (выход токена на биржи) планировался на июль 2024-го, но перенёсся на неопределённый срок. А недавний корпоративный скандал может надолго отложить листинг монеты или сделать его невозможным.
5. Спекуляция на статистике и перспективах
То, что в «Хомяке» 300 млн юзеров, говорит не о перспективах проекта, а об эффекте толпы и хороших механиках вовлечения. Джон Рокфеллер сказал: «Если о каких-то акциях начинает рассуждать чистильщик ботинок, пришло время продавать их».
То, что крупные биржи заявили о своих планах разместить у себя монеты HMSTR, тоже ничего не говорит о будущем этого токена. Зато намекает на потенциальный заработок этих бирж на «хомяках».
В криптомире есть несколько образных обозначений разных амплуа. Быками называют тех, кто торгует на повышении цены. Медведями — тех, кто ставит на понижение. Киты — держатели крупных сумм, которые играют вдолгую и одной сделкой могут пошатнуть весь рынок. А ещё есть хомяки — неопытные новички, склонные действовать наобум, паниковать и верить слухам в надежде на лёгкую прибыль.
Но ведь об игре упомянул Дуров? Да, потому что приток пользователей в Telegram и TON выгоден его проектам. А на заставке предстаёт Хомяк в образе создателя VK и TG на фоне эмиратской пустыни, потому что проекту выгодно, чтобы его ассоциировали с директором «Телеграма».
Почему денег из воздуха не бывает
У создателей игры есть свои цели, и вряд ли одна из них — озолотить всех игроков. Вот что они говорят:
- «Мы хотим построить экосистему вокруг Hamster Kombat, сосредоточенную на издании игр. Будущий токен будет в её центре».
- «Мы хотим привлечь следующий миллиард людей к Web3, поэтому нам пришлось показать всем, как на самом деле работает Web3. Самый простой способ сделать это — через игру».
Web3 — это следующая итерация в развитии интернета, работающая на основе блокчейна и экономики токенов.
Есть хороший принцип римского права: «ищи, кому выгодно». В случае с «Хомяком» выгодно авторам проекта, издателям игр в будущей экосистеме и биржам, которые поддержат листинг HMSTR. Возможно, они поделятся частью пирога с простыми игроками, но мы бы не советовали делать на это ставки.
Даже если пирог будет, оценивайте его рентабельность: выгодно ли тратить время на эту игру? Или лучше заняться чем-то другим? Согласно единственной представленной версии токеномики, не похоже, что все хомяководы станут миллионерами.
Помните, что если вам предлагают что-то интересное и бесплатное, то вы, скорее всего, заплатите за это своим вниманием. Так работают все социальные сети: вы бесплатно общаетесь и развлекаетесь, а они зарабатывают на вас, показывая рекламу.
Выходит, это всё развод?
Нет, в криптоиндустрии можно заработать, если у вас есть время и деньги для старта. Постоянно появляются проекты, где можно инвестировать, участвовать в конкурсах, продавать персонажей. Но едва ли это возможно по остаточному принципу, за 5 минут в день.
А можно и потерять, ведь рынок крайне волатилен, и никто не даёт гарантий. Здесь, в принципе, всё странно и непохоже на обычные модели заработка.
Напишите сложный алгоритм, который будет высчитывать определённое значение. Может ли результат этих расчётов использоваться как платёжное средство и стоить 1000 долларов? А 50 000? Абсурдно, правда? Но оказывается, может, ведь это, грубо говоря, и есть биткойн.
В древности ацтеки использовали в качестве платёжного средства стручки ванильного дерева. Просто потому, что они ценились, и индейцы договорились, что это их деньги.
Что угодно может стоить сколько угодно, если люди с этим согласны. Но ваниль, в отличие от «хомякойнов», можно хотя бы добавить в десерт.
Автор: Александр Литвин. Иллюстратор: Константин Амелин. Заставка: Светлана Светликова.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал «Полезное чтение»
Не забывайте подписываться на наш подкаст «Звучит как план»
Мнение экспертов

«Взрывность» продуктов личного пользования поражает. Нам как производителю В2В завидно немного. Ещё не так давно куча народа бегала в охоте за покемонами. Ловили их во всяких не приспособленных под это дело местах. Потом массово слушали «Клабхаус» по индивидуальному приглашению, пока туда не пришли коучи, нумерологи и астрологи. Кажется, затем аналитики переквалифицировались в вирусологов КОВИД-19, с построением диаграмм выявленных заражённых и прогнозов роста. Теперь настало время тапать. Думаю, что также быстро пройдёт. «Ну что же они — люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было... Ну, легкомысленны…»
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>

Прикольный хомячок. Мне кажется, что образ милого пушистого зверька тоже сыграл большую роль в привлечении аудитории