Любой предприниматель отвечает минимум за два финансовых потока — личный и компании. Часто эти потоки смешиваются и все расходы падают в общую кучу. Уже не получается отличить свои деньги от денег компании. Поэтому становится сложно планировать затраты, непонятно, из какого кошелька платить подрядчику, теряется контроль и прозрачность. Знакомая ситуация?
Михаил Смолянов, сооснователь «Мегаплана», основатель сервиса финансового учета «Финолог», председатель совета директоров «Юнисендера», поделился своим лайфхаком и рассказал, как разделять финансовые потоки в бизнесе и жизни.
Личные расходы и финансы компании
В любом бизнесе могут возникнуть бардак и путаница между счетами. Предприниматель оплатил рекламу в Facebook своей личной картой, а тур на Канары — безналом со счёта компании, закупил на свои деньги шампанского на корпоратив и взял из кассы 200 тысяч рублей, чтобы компенсировать расходы. Всё смешалось, и уже не отделить трат компании от личных расходов.
Чтобы разобраться в финансовых потоках, приходится садиться за расчёты. Платежей много, все они отмечены в разных системах —
Записываем операции
Первый шаг к порядку в финансах — постоянный и подробный учёт доходов и расходов. Знаю по себе, что если сразу не запишу денежную операцию, то обязательно её потеряю. Чтобы не запутаться в финансовых потоках, рекомендую вести таблицу движения денежных средств, или ДДС. Составить его просто, а пользы от этого реально много.
ДДС показывает, сколько денег компания получила и сколько заплатила, сколько у неё было и сколько осталось. В него заносят каждую операцию — приход или расход, в нем отмечают, кому заплатили и откуда получили деньги.
Чтобы навести порядок между счетами, не нужно составлять всеобъемлющий отчёт о движении денежных средств. Достаточно будет внести в Excel все операции за период. Это нужно, чтобы понять текущее состояние денежного потока и предугадать возможные проблемы. Так выглядит простой учёт расходов в Excel:
Разделяем потоки
В этом ДДС видно, сколько денег потратил предприниматель за период. Но остаётся непонятным, чьи это были деньги: его или компании. Чтобы их разделить, выделим два счёта — виртуальный счёт владельца для взаимных операций и реальный счёт компании, с которого она оплачивает свои расходы.
Теперь мы видим, где кончаются деньги компании и начинается виртуальный счёт. Этот счёт будет отражать затраты, в которых собственник платил за компанию. Платежи компании по расходам собственника зачисляются на виртуальный счёт.
Допустим, реклама в Facebook, которую предприниматель оплатил своей картой, отражается в столбце «Оплатил я за компанию» со знаком минус. Эта затрата собственника относится напрямую к бизнесу. Тур на Канары, оплаченный по безналу со счёта компании, фигурирует сразу в обоих столбцах. Такой платёж компенсирует долг компании перед предпринимателем.
Виртуальный счёт существует только для учёта взаиморасчётов с компанией. Если предприниматель получил зарплату или дивиденды, то это не перевод на виртуальный счёт, а выплата на реальный счёт.
Баланс виртуального счёта покажет, кто кому должен. Если он отрицательный, значит, компания должна собственнику. Если положительный — всё наоборот. Чтобы разделить финансовые потоки, важно не забывать вносить операции сразу после их совершения.
Как избавиться от бардака в финансах
Мы разобрали простой пример наведения порядка в учёте финансов. Получается, что большую финансовую проблему решает простая таблица, которую можно составить за десять минут. Ну что, стало легче?
Таких лайфхаков в финансах много. Их все соберёт Websarafan
Websarafan | Саммит:
Фото:
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>