Просмотрено 902 Комментарии 8 минут

Одеяла, фильтры, призы: как жулики «разводят» людей постарше и как не стать их жертвой

Одеяла, фильтры, призы: как жулики «разводят» людей постарше и как не стать их жертвой

Обычно в рубрике «Продажи» мы рассказываем, чем привлекать и удерживать клиентов, как повысить эффективность менеджеров. Но в этот раз поговорим об уловках продавцов-мошенников и защите от них. Эта статья будет полезна всем, кто слышал о «целебных» покрывалах, ножах с вечной заточкой и чудо-фильтрах для воды. Почитайте сами и отправьте ссылку своим родителям, бабушкам и дедушкам.


Почему мошенники облюбовали категорию граждан за 50

Есть проблема: непорядочные граждане часто продают пенсионерам и людям предпенсионного возраста товары и услуги, которые не стоят своих денег. Про это рассказывают в новостях, об этом предупреждают доски объявлений, но схема исправно работает. Мы уже как-то предпринимали попытку изучить особенности восприятия и поведения людей предпенсионного возраста. Если интересно, статья находится по этой ссылке.

Вот что в целом более характерно для пожилых людей, и чем пользуются жулики:

  • они доверчивые. Часто эти люди верят, что если товар рекламируют по ТВ, радио и в газетах, то он качественный. Если для нас «так сказали по телевизору» — триггер насторожиться, то для них это «знак качества». Как и дети они больше доверяют «экспертным» образам: если белый халат, то доктор, а при погонах точно силовик. Ситуация усугубляется и тем, что категория 50+ хуже владеет современными терминами и ей проще «впарить» что-то сомнительное.
  • часто хранят сбережения дома. Поколение, заставшее дефолт 1991 года, не так доверяет банкам, как молодёжь.

Одеяла, фильтры, призы: как жулики «разводят» людей постарше и как не стать их жертвой 1

  • у них есть проблемы со здоровьем, и они хотят от них избавиться;
  • не все могут проверить информацию в интернете или посоветоваться с родными;
  • рады общению и вниманию к себе.

Доверчивость и стереотипность мышления делает людей 50+ легкой добычей для мошенников. Да, миллионы у них не украдёшь, но за свои, скажем, 100 тысяч далеко не каждый пенсионер будет судиться. А часть вообще не поймет, что их обманули.


По каким схемам в основном обманывают

Воры постоянно придумывают новые способы сравнительно честного отъёма денег у населения, но в основе лежат универсальные схемы. Мы уже писали в блоге о самых распространенных схемах мошенничества в сети. А вот как чаще всего «разводят» людей 50+ (это просто список, без ранжирования по частоте случаев).

1. Презентация чудо-товаров. По телефону людей приглашают на встречу, на которой обещают угостить фруктами, разыграть призы и между делом показать уникальные вещи. Что вы, покупать необязательно! Просто приходите. Но на всякий случай (чтобы оформить на вас кредит) возьмите паспорт. На презентации втюхивают особое постельное белье, пояса и тапки, «вечные» кастрюли и сковороды, ионизаторы и увлажнители воздуха, комплекты ножей и пр. Хит продаж — одеяло из шерсти австралийского мериноса, которое «лечит» все болезни вплоть до рака и ВИЧ. Но мериносов разводят и в Подмосковье, а доверчивых клиентов по всему СНГ.

2. Визит незваных девушек-соцработников. Пока одна из них мило общается с вами, вторая незаметно обыскивает квартиру и похищает ценности. По такой же схеме работают якобы коммунальщики с проверками счетчиков газа и воды.

3. Диагностика и ремонт окон, труб, проводки. Такие «мастера» могут заранее повесить на подъезде объявление о своем обходе — дескать, всё официально и безопасно. Они могут ничего не украсть, их разводка в другом: продать копеечный уплотнитель втридорога либо взять предоплату и исчезнуть.

Одеяла, фильтры, призы: как жулики «разводят» людей постарше и как не стать их жертвой 2

4. Продажа фильтров на воду. Схема идёт отдельным пунктом из-за своей убедительности. Агент (иногда под видом сотрудника «Водоканала») старается проникнуть к вам на кухню, даже если у вас уже есть фильтр. Дальше начинаются химические фокусы: в один стакан мошенник наливает воду из вашего крана, а в другой — принесенную с собой, «чистую и живую». В розетку включается чудо прибор, металлические штыри которого опускаются в воду. И, о чудо, ваша вода желтеет, зеленеет и синеет, в ней собирается взвесь, а «чистая» вода из бутылки жулика не меняет цвет. Страшным голосом вам сообщают, что всё это растворено в воде, и вы это пьёте. Выглядит и звучит убедительно, но как на самом деле?

Вам показали обычный электролиз. Через воду пропустили ток, и на металлических электродах произошла поверхностная электрохимическая коррозия. Взвесь и окрашивание — результат воздействия на погруженный в воду металл. Почему во втором стакане такого нет? Там дистиллированная вода, в которой практически нет солей и минералов, поэтому она не пропускает ток. Стоит добавить щепотку обычной соли, как жидкость потемнеет.

5. Вам подарок / перерасчёт / компенсация / бонусы! Но чтобы получить их, нужно оплатить небольшую пошлину. Как говорил Петросян, прыжок бесплатный, только 100 долларов за аренду моста.

6. Кража денег с карточки. Очень популярный в последнее время способ. Мошенник представляется сотрудником службы безопасности банка или менеджером. Основные сценарии — предотвратить списание денег с вашей карты или начислить уже ошибочно списанные / проценты. Для этого звонящий выпытывает личные данные и — обязательно — код, пришедший в эсэмэске. Его ни в коем случае нельзя сообщать кому бы то ни было!

Одеяла, фильтры, призы: как жулики «разводят» людей постарше и как не стать их жертвой 3


Что делать, если хочется сходить на презентацию чудо-товара

Не берите с собой деньги и паспорт, не подписывайте никаких документов.

Перед встречей могут угощать фруктами и бутербродами. Проигнорируйте фуршет, чтобы не испытывать чувство долга. К тому же история знает случаи, когда мошенники подсыпали в еду и напитки вещества, ослабляющие концентрацию внимания.

Относитесь критично к словам спикера. Не бойтесь уточнять и снимать на камеру. Скорее всего, вам скажут, что это запрещено. Но закон на вашей стороне — снимать можно. Фирме, уверенной в качестве своего товара и прозрачности работы, нечего бояться. Если попытаются помешать или вывести из зала, уходите — это проходимцы. Ну или вызывайте полицию, если есть время и желание.

Часто в зале сидит «подсадная утка». Этот человек расхваливает товар и убеждает остальных покупать: он сам или его родные пользуются и не нарадуются. Уровень сложнее — убежденный скептик, который к концу презентации прозрел и готов скупить все запасы. Не верьте таким.

Организаторы могут проводить розыгрыши дешёвой техники, сертификатов на покупки. Работает как и фуршет: победитель чувствует себя обязанным. Иногда для того, чтобы получить фен за 15 долларов, нужно купить основной товар за 1000.

Если все было убедительно и, на ваш взгляд, честно, попросите документы на товар: сертификаты качества, информацию о производителе. Не поленитесь уточнить информацию или попросить родных, хорошо владеющих интернетом. Но лучше не тратить время: качественные вещи на подобных встречах не продают.


Выводы: как не попасть в ловушки мошенников

1. Не общайтесь с ними. Не ходите на встречи-презентации и не впускайте домой. А впустив, не оставляйте человека наедине. От настойчивых звонящих так же настойчиво требуйте удалить вас из базы, по которой они звонят.

2. Не принимайте решение сходу, просите время. Почти всегда жулики торопят, не дают подумать и посоветоваться, вызывают ощущение упускаемой возможности. «Завтра будет дороже / остался последний фильтр / ликвидация склада»: не ведитесь. Возможно, вы хорошо помните дефицит всего и пустые полки магазинов, но сейчас другое время. Если вынуждают принять решение прямо сейчас, лучше отказаться.

Одеяла, фильтры, призы: как жулики «разводят» людей постарше и как не стать их жертвой 4

3. Научитесь видеть, когда вами манипулируют. Лохотронщики стараются нащупать болевые точки, важные темы и делать акцент на них. В их арсенале много психологических приемов.

  • Комплименты. «Вы видели жизнь, и наверняка можете отличить качество от посредственности», «Скупой платит дважды, а вот вы, я вижу, молодец — разбираетесь в хороших вещах». Такой елей из признания и похвалы действует гипнотически.
  • Флер элитарности. «Вам повезло попасть именно на эту встречу, ибо тут мы впервые покажем новинку!», «Товар дефицитный, вам можно только позавидовать».
  • Втирание в доверие. «У меня родители / бабушки-дедушки пользуются таким же, очень довольны. Стали лучше спать, не ломит суставы…».
  • Упоминание наследства. «Такое качество, что останется и вашим правнукам».
  • Предложения, с которыми не спорят. «Вы же хотите увидеть правнуков / быть счастливы и здоровы на пенсии?».
  • Отсылка к упущенным возможностям. «Наверняка вы жалеете, что чего-то не сделали… Вот отличный шанс, не упустите его».
  • Вербальные приемы убеждения. Например, задают подряд несколько безобидных вопросов, на которые все отвечают «Да!». После этого следует вопрос-приманка, на который после череды согласий уже сложнее ответить отказом. Хорошо работает и постоянное повторение мантр вроде: «Мы все хотим быть здоровыми». Услышав такое в энный раз, человек «сам» делает вывод: «Чтобы быть здоровым, мне нужно это купить».
  • Запугивание. «От такой воды здоровье резко ухудшится», «Через год за ремонт придётся отдать в разы больше».

4. Попытайтесь вывести на чистую воду. Задавайте уточняющие вопросы: «Откуда у вас мои данные?», «Кто учредитель вашей фирмы?», «За счет чего достигается лечебный эффект?», «Могу ли я вернуть товар в 14-тидневный срок?». Обманщиков могут разозлить провокационные вопросы: «Есть мнение, что вы мошенники…», «Чем докажете, что это правда?». Если отвечают агрессивно, уходят от ответа, не говорят ничего конкретного, то, вероятно, это обман.

5. Не смиряйтесь, если вас обманули. Попробуйте отдать товар, вернуть деньги и расторгнуть договор (обязательно!). Пригрозите шумихой и антирекламой на весь город. Пишите заявление в полицию, если договориться не получается.

Фирма-продавец не может заключить кредитный договор от своего имени. Либо он составлен при посредничестве банка или кредитной организации (в этом случае можно апеллировать к тому, что заемщика ввели в заблуждение, что продавец действовал недобросовестно), либо это договор купли-продажи, и вы вправе сдать товар в течение двух недель. Вот категории товаров, которые вернуть не получится.

Если сумма большая и товар её явно не стоит, есть смысл проконсультироваться у юриста по гражданскому праву. Он подскажет, можно ли вернуть деньги в принципе и что для этого делать.

Будьте внимательны, не дайте обмануть себя!

В одной из следующих статей расскажем о социальном капитале. Знаете о таком? Это в том числе вес сотрудника в компании, который не определяется только должностью. Можно быть на рядовой позиции, но пользоваться огромным уважением коллег. От чего это зависит и как не растерять накопленный социальный капитал на удаленке? А вы сами считаете важным отношение коллектива и, если да, то как именно добиваетесь расположения коллег? Присылайте свои истории и советы на writer@megaplan.ru, лучшие из них мы опубликуем.


Текст: Александр Литвин. Фото: Adobe Stock


Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

К нам на собеседование приходят разные люди. Особенно на позиции в маркетинг. Один молодой человек без зазрения совести рассказывал, что на прошлом месте занимался сайтом по продаже наручных часов якобы из Швейцарии. На самом же деле часы были из Китая, но с придуманной легендой и маркой, которая перекликалась с известной. Примечательно, что целевая аудитория была из Европы и США. Другая девушка проработала пару лет в известной, но, к счастью, уже закрытой сети с «как бы израильской» косметикой. По ее словам, косметика производилась в том же Китае из самых дешевых материалов, просто бренд был зарегистрирован в Израиле. Обоих не взяли. А с какими ситуациями мошенничества сталкивались вы? Поделитесь в комментариях — обсудим.

Вам понравилась статья?

0