Подлинная мотивация

Что движет людьми, когда есть немного денег

  • 5977
Есть два типа рабочих задач — алгоритмические и эвристические.

Два типа задач

Есть два типа рабочих задач — алгоритмические и эвристические.

Алгоритмические решаются с помощью четко определенной последовательности действий, которые дают
предсказуемый результат. Закрутить гайку, выкопать яму, заправить машину на бензоколонке
образца 1954 года
. В западном мире человеку приходится выполнять все меньше алгоритмических задач, потому
что их автоматизируют или отдают странам третьего мира.

У эвристических задач нет готового известного решения. Решая их, человек экспериментирует
и изобратает. Дизайн, программирование, анализ, обслуживание клиента — эти вещи требуют творческого подхода и
мастерства. Западная экономика все больше зависит от решения таких задач.

Старая мотивация 2.0

Мотивация 2.0 — мотивация индустриального общества, принцип кнута и пряника. Основывается на предположении, что
человек ленив и не хочет работать, поэтому его нужно стимулировать. Хорошее поведение поощряют зарплатой и бонусами,
плохое наказывают штрафами. И поощрение, и наказания приходят извне. Кнут и пряник:

Продай 1000 коробок до конца месяца, и тебе будет бонус.

Говори с клиентом не более 5 минут. Если говоришь дольше, твой рейтинг производительности
снижается.

Когда мотивацию 2.0 применяют к алгоритмическим задачам, получается отличный результат. Работник видит цель,
понимает процесс и концентрирует все силы, чтобы как можно быстрее справиться. В эпоху индустриализации такая
мотивация шла на ура.

Но когда мотивацию 2.0 применяют к эвристическим задачам, результат получается хуже. Человек циклится на цели и идет
по самому очевидному пути. А эвристическая задача на то и эвристическая, что на очевидном пути решения нет. Человек
замкнут на цели, не может взглянуть на задачу с другой стороны, тупит и выдает посредственный результат. Психологи
проводили эксперименты с сороковых годов прошлого века, и так и эдак проверяли этот эффект, и всякий раз приходили
к одному и тому же выводу:

ДЕНЬГИ УГНЕТАЮТ ТВОРЧЕСТВО.
ТАКОЙ ВОТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРАДОКС.

Поставьте программисту цель доделать программу до пятницы. Пообещайте премию, тысяч 300, а то и 500. В ночь перед
дедлайном у него все сломается, он потеряет резервные копии кода, и программа, даже если увидит свет, будет вся
из костылей, подпорок и корявых ходов, которыми программист затыкает дыры в сырой архитектуре. Спросите потом
программиста, гордится ли он своей работой.

Увеличение зарплаты не делает сотрудника более творческим и мотивированным. Это все тот же сотрудник, только дороже.
А если ему поставить план продаж, он еще и начнет бояться за свое место, из-за чего перестанет принимать смелые и
правильные решения. Дополнительные деньги не сделают сотрудника ценнее. Ценнее он станет, когда загорится интересной
задачей.

Это и есть мотивация 3.0.

Новая мотивация 3.0

Это мотивация постиндустриального общества. Основывается на предположении, что человек сам по себе хочет работать
и быть ценным, создавать что-то важное и становиться мастером своего дела. Мотивация 3.0 движет человеком изнутри
и не приемлет жесткого внешнего контроля.

Человек с мотивацией 3.0 самозабвенно играет в компьютерные игры, ходит на уроки вокала или читает книги
о психологии, требует отправить его на курсы повышения квалификации, выписывает книги с «Амазона», ночь напролет
читает статьи в интернете, закапывается с головой в «Википедию», пишет код для собственного проекта. И при этом
не думает о деньгах.

Мотивация 3.0 проявляется в тех вещах, которые человеку искренне важны. В этом он сам добивается мастерства, без
внешнего контроля и финансовых стимулов.

Мотивация 3.0 в бизнесе

Зная все вышесказанное, будет странным нанимать людей, которые работают только из-за денег. Ничего выдающегося они
не сделают в страхе потерять денежное место. И как только им предложат больше, они упорхнут к конкурентам. Нанимайте
людей, у которых с вами общие цели. Нанимайте тех, кто хочет стать лучшим в мире. Нанимайте людей на ту работу, для
которой им не нужна палка, и которую они готовы делать бесплатно. О деньгах всегда договоритесь.

То же для сотрудников: не идите на работу только ради денег. Понятно, что всем платить за квартиру и отдавать кредит.
Но одно дело батрачить на ненавистной работе за мешок денег, и совсем другое — вдохновенно заниматься любимым делом
и получать мешок чуть меньше.

Кстати, мешки денег появляются сами, когда вы достигаете мастерства. А мастерство приходит только в тех областях,
которым вы готовы отдаваться всей душой, без денег и признания.

Ставить деньги во главу угла — это прошлый век.

Автор книги — Дэниел Пинк. Дайджест Максима Ильяхова.