Подлинная мотивация

Что движет людьми, когда есть немного денег

  • 5247
Есть два типа рабочих задач — алгоритмические и эвристические.

Два типа задач

Есть два типа рабочих задач — алгоритмические и эвристические.

Алгоритмические решаются с помощью четко определенной последовательности действий, которые дают
предсказуемый результат. Закрутить гайку, выкопать яму, заправить машину на бензоколонке
образца 1954 года
. В западном мире человеку приходится выполнять все меньше алгоритмических задач, потому
что их автоматизируют или отдают странам третьего мира.

У эвристических задач нет готового известного решения. Решая их, человек экспериментирует
и изобратает. Дизайн, программирование, анализ, обслуживание клиента — эти вещи требуют творческого подхода и
мастерства. Западная экономика все больше зависит от решения таких задач.

Старая мотивация 2.0

Мотивация 2.0 — мотивация индустриального общества, принцип кнута и пряника. Основывается на предположении, что
человек ленив и не хочет работать, поэтому его нужно стимулировать. Хорошее поведение поощряют зарплатой и бонусами,
плохое наказывают штрафами. И поощрение, и наказания приходят извне. Кнут и пряник:

Продай 1000 коробок до конца месяца, и тебе будет бонус.

Говори с клиентом не более 5 минут. Если говоришь дольше, твой рейтинг производительности
снижается.

Когда мотивацию 2.0 применяют к алгоритмическим задачам, получается отличный результат. Работник видит цель,
понимает процесс и концентрирует все силы, чтобы как можно быстрее справиться. В эпоху индустриализации такая
мотивация шла на ура.

Но когда мотивацию 2.0 применяют к эвристическим задачам, результат получается хуже. Человек циклится на цели и идет
по самому очевидному пути. А эвристическая задача на то и эвристическая, что на очевидном пути решения нет. Человек
замкнут на цели, не может взглянуть на задачу с другой стороны, тупит и выдает посредственный результат. Психологи
проводили эксперименты с сороковых годов прошлого века, и так и эдак проверяли этот эффект, и всякий раз приходили
к одному и тому же выводу:

ДЕНЬГИ УГНЕТАЮТ ТВОРЧЕСТВО.
ТАКОЙ ВОТ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПАРАДОКС.

Поставьте программисту цель доделать программу до пятницы. Пообещайте премию, тысяч 300, а то и 500. В ночь перед
дедлайном у него все сломается, он потеряет резервные копии кода, и программа, даже если увидит свет, будет вся
из костылей, подпорок и корявых ходов, которыми программист затыкает дыры в сырой архитектуре. Спросите потом
программиста, гордится ли он своей работой.

Увеличение зарплаты не делает сотрудника более творческим и мотивированным. Это все тот же сотрудник, только дороже.
А если ему поставить план продаж, он еще и начнет бояться за свое место, из-за чего перестанет принимать смелые и
правильные решения. Дополнительные деньги не сделают сотрудника ценнее. Ценнее он станет, когда загорится интересной
задачей.

Это и есть мотивация 3.0.

Новая мотивация 3.0

Это мотивация постиндустриального общества. Основывается на предположении, что человек сам по себе хочет работать
и быть ценным, создавать что-то важное и становиться мастером своего дела. Мотивация 3.0 движет человеком изнутри
и не приемлет жесткого внешнего контроля.

Человек с мотивацией 3.0 самозабвенно играет в компьютерные игры, ходит на уроки вокала или читает книги
о психологии, требует отправить его на курсы повышения квалификации, выписывает книги с «Амазона», ночь напролет
читает статьи в интернете, закапывается с головой в «Википедию», пишет код для собственного проекта. И при этом
не думает о деньгах.

Мотивация 3.0 проявляется в тех вещах, которые человеку искренне важны. В этом он сам добивается мастерства, без
внешнего контроля и финансовых стимулов.

Мотивация 3.0 в бизнесе

Зная все вышесказанное, будет странным нанимать людей, которые работают только из-за денег. Ничего выдающегося они
не сделают в страхе потерять денежное место. И как только им предложат больше, они упорхнут к конкурентам. Нанимайте
людей, у которых с вами общие цели. Нанимайте тех, кто хочет стать лучшим в мире. Нанимайте людей на ту работу, для
которой им не нужна палка, и которую они готовы делать бесплатно. О деньгах всегда договоритесь.

То же для сотрудников: не идите на работу только ради денег. Понятно, что всем платить за квартиру и отдавать кредит.
Но одно дело батрачить на ненавистной работе за мешок денег, и совсем другое — вдохновенно заниматься любимым делом
и получать мешок чуть меньше.

Кстати, мешки денег появляются сами, когда вы достигаете мастерства. А мастерство приходит только в тех областях,
которым вы готовы отдаваться всей душой, без денег и признания.

Ставить деньги во главу угла — это прошлый век.

Автор книги — Дэниел Пинк. Дайджест Максима Ильяхова.

comments powered by HyperComments
iadmin
2015-01-23 17:51:30
Автор в неадеквате, деньги - это эквивалент ценности твоего труда. Именно для повышения оценки своего труда, люди работают над собой и развиваются. А тут какой-то идейностью попахивает. Нужно заниматься любимым делом за мешок денег - это правильный подход, для этого в нем нужно быть лучшим и делать резервные копии, а твой профессионализм, должен позволить тебе писать хорошо работающее ПО без костылей, как и опыт переговоров, который позволит правильно обозначить сроки и риски.
Максим
2015-01-31 11:41:43
Хорошая статья, творческий энтузиазм, вот истинная, естественная мотивация и как следствие максимальная продуктивность.
Александр
2015-02-25 07:12:14
Не все люди работают над собой для повышения оценки своего труда в чужих глазах. Некоторым внешняя оценка вообще не нужна. Они сами задают критерии. Пытаются превзойти себя. Получают от этого удовольствие. Да, в идеале нужно уметь совмещать свою внутреннюю мотивацию, любовь к своему делу, с ее денежной оценкой. Монетизировать свой труд. Но если не получается - то лучше работать не ради денег. Только так можно стать мастером, а не занудным специалистом, вся заслуга которого - многолетний опыт повторения рутинных операций. К мастеру рано или поздно деньги придут сами.
Антон
2015-03-08 01:32:17
капиталистическая фигня. люди не могут работать на кого то и считать это любимым делом. кнут и пряник работает отлично. а про творчество забудьте. это должна быть головная боль владельцев бизнеса. вот они пусть и занимаются творчеством. но я думаю есть исключения. в том случае когда речь идет о гениях, талантов каких то например. но опять таки, они просто так на кого то работать не будут. и конечно таких людей очень мало. вот кстате что действительно убивает творчество, так это большое давление начальства, нереалистичные сроки и глупые ограничения. к примеру взять компанию "юбисофт". игрушки делает. талантливые увлеченные люди там работают. и что? их доят как коров каких то. ставят в условия когда они должны сутками работать, как рабы. еще и не дают достаточно времени на разработку. результат: постоянно ухудшаещееся качество продукции. это похоже на конвеер. все однотипно, тупо, и даже просто недоделано(полно глюков, багов и тд). вот это и есть проблема современного мира. не могут понять что творческие люди - это не коровы.
Олег
2015-03-30 13:47:34
Бред... Думал правда что-то интересное напишут, даже время на прочтение жалко. Надо нанимать идейных)))) Надо было такую чушь придумать. Создать условия чтобы человек мог самореализоваться - это да, а если он всё равно "самозабвенно играет в компьютерный игры", то гнать его надо со двора как паршивую собаку.
Т
2015-08-10 15:02:42
Зря говорите, что деньги для творческих людей дело второстепенное. Если это не миллионер на покое, деньги их интересуют в первую очередь. Говорю как человек, который постоянно работает с дизайнерами. Интересная задача для них - это круто, классно, но никто не берется, пока не отвалишь соответствующий ценник, еще и заломят - "за идею".