Других не будет

За что молодых работников не любят их старшие коллеги и руководство

  • 6137

Старшее поколение всегда недовольно молодежью. Иногда справедливо, чаще — нет. Но это не так важно. Гораздо важнее другое: в бизнесе отсутствие взаимопонимания между представителями разных поколений портит не только настроение, но и карьеру. Причем как тем, так и другим.

Сегодня мы поговорим о претензиях. Претензиях к молодому поколению со стороны старших товарищей по бизнесу.

Неопределенность и непоследовательность

Несмотря на недетский возраст, молодые работники способны менять свои представления о карьере, жизненных целях. Иногда радикально.

 

Тридцатилетний менеджер внезапно бросает все и открывает кафе с эфиопской кухней, становится дизайнером интерьеров, уезжает в Гималаи и т. п.

 

Молодые работники быстро теряют интерес к делу. Могут инициировать какое-то начинание, зажечься, но запала хватает ненадолго. И многие начинают просто манкировать собственными обязанностями или теряют мотивацию к собственной же инициативе и работают через силу. Это заметно даже на уровне молодых руководителей. Человек начинает интересный проект, работает полгода, и вот он внезапно оказывается в другой компании или открывает новый бизнес.

 

 

«Из-за продления возраста „инфантильности“ они слишком долго пробуют себя, — говорит директор некоммерческого фонда „Лифт в будущее“ (образовательная благотворительная программа „АФК Система“ для молодых технарей) Юлия Селюкова. — То есть я уже думаю, что он весь мой, рассчитываю, что человек настроился на карьеру. А он вдруг говорит: „До свидания, я пошел, это не мое“».

 

Во многом такое отношение к построению карьеры объясняется тем, что создание семьи и рождение детей в последние десятилетия перестали быть значимыми жизненными ориентирами.

Человек, рассчитывающий ближайшие годы прожить в одиночестве, используя время по своему усмотрению, на самом деле не нуждается в карьерной определенности — ему просто не для кого и не для чего стараться.

И это вызывает непонимание у носителей «традиционных» ценностей.

 

Особое отношение к приоритетам в области коммуникации

Чаще всего молодые люди предпочитают письменное общение личному, устному. Большинство же людей более старшего возраста приучены к тому, что именно личное общение более уважительно и эффективно для решения деловых вопросов. Молодежь считает, что электронное письмо имеет абсолютный приоритет над устным распоряжением или договоренностью.

 

«Молодой руководитель проекта переписывался с главбухом. Она предлагала варианты, ждала сбора рабочей группы. А он так понял, что все решили, и „наколбасил“ 81 договор по несогласованному шаблону», — рассказывает Юлия Селюкова.

 

 

Люди старшего поколения думают ровно наоборот: письмо — это только предварительная информация, позволяющая договориться. Сам договор осуществляется устно. В результате возникают серьезные коммуникационные сбои, способные угрожать работе компании.

 

Безответственность и завышенные ожидания

Это тоже, видимо, связано с более поздним взрослением по сравнению с прежними временами.

Руководитель дает задание, молодой сотрудник его не выполняет по каким-то причинам и даже не чувствует себя виноватым, не задумываясь о том, что невыполненная работа, как правило, ложится на плечи коллег.

 

«Много раз я просила что-то сделать наших ассистентов, помощников дизайнеров. Они обещали заняться.

Но по истечении поставленных нами сроков ничего не было сделано или было сделано совершенно непонятно что — скажем, вместо поиска фотографий на заданную тему, они искали просто любые фотографии, протегированные заданным словом, или вместо фотографии Индии предлагали на голубом глазу фотографии Камбоджи», — жалуется руководитель одного из крупных российских медиапроектов.

— А иногда бывало так, что работа просто не выполнялась, потому что «я была расстроена» или «у меня болела голова».

 

 

При этом молодые работники совершенно не стесняются требовать зарплату не меньшую или даже большую, чем предлагает рынок. Представители нового поколения часто воспитаны в осознании собственной исключительности и одаренности. Выходя на рынок труда, они не видят причин оценивать себя ниже, чем их более опытные коллеги.

 

Пустые амбиции

Подают себя как лидеров, способных порождать новые идеи. Однако на самом деле чаще всего оказываются типичными исполнителями, ожидающими идей и распоряжений от коллег и начальников. Пример: молодой менеджер по маркетингу одной из сервисных компаний, работающих через интернет, не мог приступить к выполнению своих обязанностей, потому что просто не был уверен, что нужно делать. Но после того как с ним поговорил руководитель проекта и предложил какие-то идеи, дело пошло.

 

Низкая стрессоустойчивость

По мнению работодателей «старой закалки», их молодые коллеги часто не умеют работать с максимальным напряжением и в узких, четко очерченных рамках и условиях.

 

Частная жизнь для них обычно всегда важнее любой работы и карьеры. Они стараются уйти пораньше или хотя бы в тот момент, когда официально заканчивается рабочий день. «Святой баланс между работой и личным временем, — говорит Юлия Селюкова. — Пахать по 10–12 часов они не готовы». Тратить нерабочее время на рабочие вопросы тоже не их стиль жизни.

 

Наивность

 

 

Молодые люди воспринимают реальность через розовые очки и не сомневаются в своем будущем, часто не замечая причинно-следственной связи между этим будущим и сегодняшними усилиями.

 

Неспособность к командной работе

 

«За свойственной молодежи эмоциональной отстраненностью зачастую скрывается неумение или неготовность строить партнерские отношения с коллегами, — объясняет руководитель отдела кадрового консультирования компании ManpowerGroup Russia&CIS Анна Бурова. — Рано или поздно наступает момент, когда нужно приложить сверхусилия и сделать что-то ради идеи, ради коллеги, ради общего успеха. Здесь у молодых нередко возникают сложности».

 

Конечно, старшее поколение способно не только на брюзжание и критику. Среди достоинств молодых работников наши эксперты выделяют следующие:

 

Уверенность в себе. Молодые люди смело берутся за новые задачи и рассчитывают на серьезную карьеру, задумываясь о своем месте в обществе, на рынке труда, в компании.

 

Скорость. Они не нуждаются в выполнении ритуалов офисной коммуникации и просто делают то, что требуется. Нежелание тратить лишние силы, и уж тем более силы душевные, на рабочий процесс, стараются делать все собранно, без лишних слов, не отвлекаясь. За счет того, что высоко ценят личное время, они более эффективно трудятся в рабочее время, лучше соблюдают сроки и не затягивают работу.

 

Стремятся к самообразованию. Более старшие поколения россиян, как правило, не слишком любознательны. Поколение, воспитанное на Интернете, любопытно, пытливо и умеет добывать информацию из открытых источников.

 

Легко обращаются с любыми современными технологиями. Молодые люди очень умело и активно пользуются социальными сетями, различными сервисами и т. п. Умеют быстро искать информацию. Что немаловажно, эти навыки у молодых развиваются с самого детства.

 

Дружелюбны, не склонны к конфликтам, терпимы. Они редко участвуют в офисных склоках и интригах, при этом не испытывают страха перед старшими и умеют постоять за себя. Не боятся коллектива. Многие дети советского времени настолько ненавидят коллектив, что никогда не способны относиться непредвзято к любым групповым инициативам. У молодого поколения с этим нет никаких проблем.

 

Знают как минимум один иностранный язык.

 

Какие есть

 

 

«Список достаточно полный, — комментирует Анна Бурова из ManpowerGroup Russia&CIS. — И, хочу подчеркнуть, молодежь действительно умеет дружелюбно общаться, ориентируясь больше на содержание задачи, чем на внешние эмоции.

Правило „реагируем на текст, игнорируем контекст“ ими освоено.

Есть понимание, что работа не обязывает сильно привязываться к коллегам и дружить с каждым. За рамками офиса у молодых достаточно места и предметов для неформального общения.

Этого качества не хватает многим выходцам из советских времен. Нам приходится отдельно прорабатывать тему эмоционального взаимоотношения с коллегами, особенно с теми, кому за 40 и больше».

 

comments powered by HyperComments