Как создавать мотивационные презентации

  • 6655

В 1930-х годах Элан Монро, профессор Университета Пердью, разработал стратегию, которая сегодня широко используется для создания мотивационных выступлений. Ученый взял за основу древнегреческое ораторское искусство и сформулировал пять простых шагов. Оказалось, что определенное чередование побудительных мотивов заставляет аудиторию загореться вашей идеей.

Предприниматель и бизнес-аналитик Джилл Шифелбейн использовала теорию Монро и в своей книге «Динамическая коммуникация» рассказала, как можно применить метод при создании бизнес-презентаций.

Шаг первый: внимание

Убедитесь, что все присутствующие участвуют в одном и том же обсуждении и думают о заданной вами теме. Важно не только захватить их внимание, но и настроить всех на одну волну.

Учебники по риторике советуют начинать свое выступление с шутки, но в бизнесе важны простота и ясность. Шутки в сторону, сформулируйте тему однозначно и просто.

Это не значит, что презентацию нельзя сделать забавной. Просто, когда ваша идея прозвучит первый раз, сделайте так, чтобы ее нельзя было трактовать двояко. Здесь можно привести шокирующие цифры, цитаты и образы, но даже если основа презентации — моральная дилемма, первый шаг — не место для колебаний.

Шаг второй: сформулируйте актуальность

Ваше сообщение необходимо именно здесь и сейчас. Докажите это аргументированно. Поясните, почему люди, уделяющие вам время, делают это не зря. Выведите всех из душевного равновесия: пусть знают, что эта проблема касается каждого.

Это нужно в первую очередь вам самим: мотивированная аудитория готова к разговору. Выведите их на одно игровое поле, узнайте их потребности и проведите параллель с вашей темой. Говорите очевидные вещи и заставьте их с вами соглашаться. Когда ваши слушатели будут готовы настолько, что им потребуется решение, переходите к третьей части.

Шаг третий: удовлетворите потребность

Если вы правильно выполнили первые два шага, то у вас уже есть аудитория, готовая внести свой вклад в решение вашей задачи. Теперь сообщите слушателям, что от них требуется. На этом этапе обычно следует расширить и разъяснить упомянутые ранее факты и показать, как ваше решение изменит статус-кво.

Решение проблемы должно быть в презентации обязательно. Это может быть ваш продукт, ваш сервис или ваша идея. Если эта структура используется для делового совещания, на этом шаге надо объяснить участникам, «как спасти мир».

Объясняя свою точку зрения, необходимо представить подробную информацию, убедить всех в эффективности именно вашего решения. Желательно после каждого пункта подводить итоги, чтобы создать целостную картинку.

Если в вашей презентации нет готового решения, то на этом шаге вы должны обратиться к аудитории. Она прекрасно сделает все сама. Но лучше сказать, что у вас нет ответа, и попросить помощи, чем разочаровать слушателей, которые будут ждать конкретного плана действий.

Этот шаг еще называют шагом удовлетворения, где публика получает желанную панацею. Не давать ей высказаться — бессмысленно, как стрелять себе по ногам. А к возможным возражениям со стороны слушателей надо подготовиться заранее и проработать соответствующие контраргументы.

Шаг четвертый: визуализация

Вероятно, вы уже слышали высказывание: «Картина стоит тысячи слов». Это утверждение абсолютно применимо на этапе визуализации. На этом шаге вы показываете как выглядел бы мир, если бы они приняли ваше решение, демонстрируете результаты, которые их ожидают.

Если нет возможности демонстрировать картинки, нарисуйте их словами. Опишите участникам эффективность продукта или решения, помогите привнести его в реальный мир. Выходите за рамки положенной информации. Расскажите, чего они лишены без этого «чуда» сегодня.

В качестве добавки можно рассуждать о последствиях бездействия. Не приняв вашу идею или продукт, слушатель как минимум чего-то недополучит, как максимум чего-то лишится.

Шаг пятый: призыв к действию

Данный этап слишком часто упускают в деловом общении. Считается, что в бизнесе никто не просит о помощи. Но это необходимый элемент управления. Без призыва к действию все бесполезно. Зачем организовывать встречу, предоставлять отличную информацию, если не спрогнозировать для команды следующие шаги?

Мы слишком часто предполагаем, что, если кто-то видит потенциал, он начинает действовать. Руководители уверены, что достаточно предоставить сотрудникам данные, и они сами начнут работать. Подобное предположение может обойтись слишком дорого: из-за ложной надежды на человеческий альтруизм вы потеряете кучу денег. Люди устроены по-другому.

Никто не умеет читать мысли. На последних слайдах надо сообщить, каких действий, результатов или решений вы ожидаете от слушателя. Цель презентации — заставить людей шевелиться. Этого можно достичь и личным примером: описать свои будущие шаги, задать организационный шаблон. Здесь снова требуется быть предельно прямолинейным и ясным.

Если вы путаете вашу аудиторию, это сыграет только против вас. Мозг, зашедший в тупик, не принимает решений и не совершает покупок. Весь запал от вашей презентации угаснет, как только человек поймет, что не знает, куда двигаться. Дайте направление, поставьте цель, расшифруйте действия.

И не забудьте поблагодарить за внимание.

Фото: Shutterstock.com