Если вам 25

Кризис поколения Y в России и США

  • 137472
Сегодняшняя переводная статья, вероятно, заденет многих читателей из России.

Тим УрбанХотя изначально она написана об американцах и для американцев, сходства между американцами и
россиянами видны, особенно в поколении двадцати-тридцатилетних. Это статья
о счастье и разочаровании
. Автор — Тим Урбан, ведущий блога Waitbutwhy.com

Статью публикую в переводе и адаптации.

О чем плачут в двадцать пять

Знакомьтесь. Это Люси.



Люси — представитель поколения Y: людей, рожденных в конце 70-х — начале 90-х годов. Сейчас им по 20-30 лет, они
закончили вузы и теперь работают. Если они работают в большом городе и занимаются интеллектуальным трудом,
их называют «Юппи» — young urban professionals, молодые трудоустроенные горожане. Люси как раз такая.

В целом у Люси всё хорошо. Почему же она такая несчастная?

Разберемся сначала, откуда берется счастье. На удивление, формула простая:


Формула уровня счастья

Ничего мудреного. Если ожидаешь больше, чем получаешь — ты несчастлив. Если наоборот — счастлив.

Интересно, что объективная реальность играет второстепенную роль. Она сама по себе не делает человека счастливым
или несчастным — только в сочетании с ожиданиями. Если ребенок ожидал на день рождения игровую приставку «Иксбокс»,
а получил велосипед «Мерида», он, скорее всего, расстроится. Если же он ожидал хоть какой велосипед, а получил целую
настоящую «Мериду», он будет прыгать до потолка.

Со счастьем разобрались: чтобы быть счастливым, нужно, чтобы реальность превосходила ожидания. Откуда у Люси
завышенные ожидания?

Чтобы лучше это понять, познакомимся с ее родителями.

Родители


Семья Люси

Дедушка и бабушка Люси — представители «великого поколения». Они выросли во времена «Великой депрессии» —
экономического кризиса в США в 1930-е гг. В ранней юности они видели нищету и безработицу. Во время Второй мировой
войны они либо служили, либо работали на заводе, где и познакомились.

После кризисных тридцатых и военных сороковых в Америке наступают зажиточные пятидесятые: реальный сектор растет,
у всех полно работы, денег хватает. Ветеранам войны (тогда еще двадцатилетним парням) выдают льготные ипотеки,
американские архитекторы начинают типовую коттеджную застройку пригородов, у молодых семей появляется доступное
жилье, автомобили, телевизоры и другие элементы американской мечты.

Дедушка с бабушкой женятся (массово, в масштабах целого поколения), и у них рождаются дети. Происходит
демографический взрыв — «бэби бум». Америка наполняется счастливыми детьми пятидесятых, которые увидят нищету только
в документальных фильмах.

Дедушка с бабушкой учат своих детей, что главное в жизни — стабильная работа и устойчивый доход. Они хотят, чтобы
в их жизни еда была вкусной, а трава — зеленой. И вот их дети, родители Люси, вырастают с мыслью о стабильной
и долговечной карьере. Вот такой:


Зеленая трава

Родители Люси знают, что они обязательно доберутся до этой зеленой лужайки. Нужно лишь много работать:


График ожиданий

Родители успешно переболели культурой хиппи в 70-х годах и радостно взялись за свои карьеры. И тут в 80-х и 90-х
американский мир переживает небывалый экономический рост. Растет всё и во всех отраслях, деньги прут из всех щелей,
успевай только зарабатывать.

Наши герои — смелые и уверенные в себе люди. Они честно трудились и заработали даже больше, чем планировали.
И дом купили лучше, и жизнь обустроили удобнее. От этого к зрелости у них сложилось общее ощущение удовлетворенности
жизнью:


График реальной карьеры

У родителей Люси не было перед глазами войны и затяжного экономического кризиса. Они уверены, что все всегда будет
хорошо — нужно лишь трудиться. И они воспитали свою Люси в этой же традиции, но в еще более утрированной манере:
будто ее возможности безграничны, и Люси (и все ее сверстники) может стать кем захочет.

Начинались девяностые. По телевизору показывали молодых «Бэкстрит бойз» и живого Кобейна, а маленькие мальчики
и девочки впитывали идею, что они уникальные, их возможности безграничны, а по жизни им во всем зеленый свет. Более
того, им не подходит унылая судьба родителей, которые просто добились финансовой стабильности. Стабильность — это
скучно. В жизни поколения Y должны происходить удивительные вещи. На их лужайке обязательно зацветут цветы:


Лужайка с зеленой травой и цветами

Отсюда первый факт о Люси, который важно понять:

Люси запредельно амбициозна


Мысли Люси

Люси и ее ровесники хотят не просто комфортную жизнь и достаток. Это для них слишком мелко. Если родители Люси
воплощали «Американскую мечту», то сама она будет воплощать свою собственную, уникальную, мечту.

Писатель и исследователь Кэл Ньюпорт проследил рост популярности фразы «следуй за своей мечтой» (follow your
passion), который пришелся на последние 20 лет. Для анализа использовался гугловский инструмент Ngram Viewer:
он показывает, как часто в англоязычной прессе встречаются определенные словосочетания. Сравните, как падает
популярность «стабильной работы» (a secure career) и растет популярность «работы для души» (a fulfilling
career):


График использования словосочетания 'стабильная работа'


График использования словосочетания 'работа для души'

Должен оговориться: Люси и ее сверстники хотят материального достатка не меньше, чем их родители. Но, вместе с тем,
они хотят, чтобы работа приносила удовлетворение. Об этом «бэби-бумеры» и не мечтали.

Однако Люси не только запредельно амбициозна. С раннего детства в ней укореняется еще одна мысль, почерпнутая
у родителей:

И тут настало время поговорить о второй особенности Люси и ее друзей:

Они живут в мире фантазий

«Ну да, конечно, все мы добьемся в жизни счастья и успеха. И все мы найдем работу по душе и заработаем на ней. Но я-то особенная. А значит, мой жизненный путь тоже будет особенным, я оставлю след в истории и вознесусь над толпой», — думает Люси на занятиях в колледже.

И вот у нас целое поколение Люсь, которые не только убеждены, что на их лужайке зацветут цветы. Каждая отдельная Люси
убеждена, что как только она закончит вуз, ее лужайка станет особенно прекрасной, — над ней воспарит волшебный
пони-единорог:


Карьера Люси

Это заблуждение сыграет с Люси злую шутку, когда она получит диплом.

Если родители Люси готовились к многолетнему упорному труду, то Люси пребывает в уверенности, что ей-то, такой
особенной и замечательной, работа будет даваться легко. Нужно лишь выбрать направление по душе и подождать, пока
ее талант обнаружат. Вот как Люси видит свою карьеру на старших курсах вуза:


Ожидания от работы

Но, увы, настоящая работа — это кровь, пот и слезы, даже если вы не метите на цветастую лужайку с единорогами. Чтобы
выстроить невыдающуюся, но хотя бы устойчивую карьеру, потребуется много лет выдающегося труда. К такому Люси жизнь
не готовила. Она ожидала, что сейчас год-другой, и она станет новым Джобсом-Цукербергом.

Но она не станет, силенок не хватит. И она не готова это принять.

Профессор Пол Харви, признанный люсивед и психолог, исследовал мировоззрения людей поколения Y. Он отмечает, что его
представители «имеют нереалистичные ожидания от жизни и необоснованно высокое мнение о себе», а также «болезненно
сопротивляются критике». «Не прикладывая достаточно усилий, такие люди, тем не менее, продолжают ожидать от жизни
серьезного вознаграждения, — пишет Харви, — и продолжают разочаровываться».

Несмотря на то, что Люси о себе самого высокого мнения, у реальности свой взгляд. Вот где наша Люси оказывается
спустя два года после вуза:


Реальное положение вещей

Наша героиня выстроила нереальные ожидания от работы, и, естественно, разочаровалась. Из-за несоответствия ожиданий
и реальности она несчастна.

Но это не всё. Есть еще одна проблема, которая усугубляет положение Люси.

Над ней все как будто издеваются

Понятно, что среди поколения родителей Люси кто-то богаче и кто-то счастливее. Но так как большую часть жизни эти
люди прожили без Фейсбука, они не особо в курсе, как складывалась карьера сверстников. Они жили себе и занимались
своим делом, оглядываясь в лучшем случае на лужайку соседа.

А вот Люси преследует новомодный общественный феномен: брехня в Фейсбуке.

Из-за соцсетей Люси живет в мире, в котором а) люди постоянно публикуют информацию о себе; б) то, что они публикуют,
часто не соответствует действительности; в) в основном, окружающие делятся своими успехами и помалкивают
о неудачах.

Если посмотреть на страницу в Фейсбуке типичной одноклассницы Люси, то там будут сплошные вечеринки, знакомства
с известными людьми, заграничные поездки, подарки от поклонников и дорогие рестораны. И нигде не будет написано, что
она на самом деле подрабатывает текильщицей в клубе, занимает деньги у родителей, а эти розы купила себе сама. Это
называется «конструирование имиджа».

Из-за этого у Люси складывается чувство, будто у всех кругом все прекрасно, и она одна такая дура, ничего в жизни
не добилась.


конструирование имиджа

Вот почему Люси чувствует себя не на месте. И хотя она, скорее всего, начала свою карьеру очень даже успешно, она
мучается от ощущения собственной несостоятельности.

Что бы я посоветовал таким, как Люси:

Оставаться такими же амбициозными. В мире хватает возможностей реализоваться, нужно лишь брать
и делать. Может быть, все получится не так, как вы планировали, но что-то точно получится. Главное — делать.

Перестать считать себя особенными. Правда жизни в том, что вы неопытный молодой человек,
которому пока что нечего предложить миру. Чтобы это появилось, нужно трудится, долго и изо всех сил.

Не смотрите по сторонам. Сейчас ничего не стоит создать себе образ состоятельного и успешного
человека. Если ваши друзья и знакомые кажутся успешными, не спешите делать выводы. Возможно, они просто держат Айфон
под правильным углом. Вам же нужно заниматься своим делом честно и от души — тогда не будет причин завидовать
другим.

Перевод: Максима Ильяхова, редактор Больших Планов