Просмотрено 12511 Комментарии 9.5 минут

Ошибки новичка

Ошибки новичка

Рассказывает Михаил Смолянов

Ошибки новичка 1 У меня не было ни бизнес-образования, ни опыта, ни команды, ни стартового капитала. Я умел проложить сетевой кабель, настроить роутер, объединить компьютеры в сеть. Этого хватило, чтобы бизнес заработал.

Cобственный бизнес — это лучшее, что может быть в жизни. Советую каждому. Это чувство свободы не заменить никакой наемной работой, никакой зарплатой, никакой арендой жилья.

В сегодняшней рассылке я собрал ценные советы и серьезные ошибки, которые начинающие предприниматели совершали на моих глазах. Многие из них совершал и я сам. Если бы мне все это рассказали с самого начала, я бы не наломал дров.

Кому это полезно

Эти советы для тех, кто классно разбирается в своей работе, но почему-то сидит на зарплате. Для тех, у кого нет нескольких миллионов стартового капитала, но есть дело, которое они искренне любят. Если вы серийный предприниматель-капиталист, это не для вас. Не тратьте время.

Итак, в чем же ошибки?

1. Заниматься не тем, что любишь

Как бывает: у семьи продуктовый магазин (аптека, ателье, пекарня), в нем работают папа, мама и иногда — сын.

Папа любит магазин. Знает всех поставщиков в лицо и заставляет их работать четко. Когда приезжает за овощами на рынок, местные сразу достают для него лучший товар. Он — душа этого бизнеса, хозяин в лучшем смысле слова.

Сыну магазин не интересен.

И вот семейный совет. «Сынок, ты же понимаешь, что этот магазин кормит всю семью? В какой-то момент я не смогу им управлять, и он перейдет тебе».

«Окей, пап. Я его продам или найму управляющего»

Далее скандал.

Ошибки новичка 1


Но по сути парень прав: если руководить бизнесом, то только тем, который любишь, в небезразличной тебе отрасли. Потому что только любовь к своему делу дает силы справляться с трудностями.

В любом деле хватает проблем. Начиная с клиентов и заканчивая отношениями с государством. И когда это накладывается на нелюбимое дело, все валится из рук. И жизнь не мила, и хочется все бросить и пойти работать в уютный банк.

А вот когда ты занимаешься любимым делом, то любая беда — это лишь одна из задач, которую нужно решить. Вспомните основателя «Интегратора» Евгения Волка (из рассылки о привлечении денег). Инвесторы перестали давать ему деньги. Большинство предпринимателей закрыли бы после этого фирму. Нет денег — нет фирмы. Но Волк любит продукт и верит в идею, поэтому он справляется с безденежьем и спасает компанию.

2. Не быть экспертом в своей отрасли

Я знаю множество людей, которые превратили свои увлечения в бизнес.

Две девушки любили шить и серфинг — стали делать модные купальники. Шьют в Азии, продают по всему миру, живут там, где сейчас сезон серфинга.

Парень любил готовить и открыл кафе-бутербродную в вагончике возле делового центра. Сейчас покупает третий вагончик.

Мужчина работал в банке с третьего курса института, но через 7 лет понял, что гораздо больше удовольствия получает от творческой работы с деревом. Начал делать авторскую мебель. Параллельно открыл кухонный цех и дизайн-студию.

Биолог основал компанию, которая делает визуализации молекул и вирусов. Первые несколько лет делали заказы для разных компаний, теперь рисуют молекулы для российской госкорпорации.


Все они добились успеха благодаря тому, что отлично разбирались своем деле. И у них получалось лучше других: качественнее, быстрее, интереснее, с особой историей или посылом.

Есть и обратная ситуация: когда человек открывает бизнес не там, где он все знает, а там, где ему мерещатся большие деньги. Это тоже рабочая модель, но тогда в бизнес сразу нанимают экспертов. Это отличный план, когда есть стартовый капитал. Но достаточно нереалистично, если вы сейчас работаете в фирме за зарплату в 30 000 рублей.

3. Застрять на сборе денег

Несколько раз слышал такое: «Вот, мол, хочу открыть кафе, но нет денег, а в банке не дают. Буду дальше работать в отделе продаж». Это полная чушь.

Во-первых, в банке дают. Под кафе — точно.

Во-вторых, если вы не можете стартовать без большого количества денег, вы делаете что-то не так.

Возьмем то же кафе. Нет денег на аренду и ремонт? Купи вагончик. Нет денег на вагончик? Арендуй угол на кухне и продавай через доставку. Нет денег на рекламу? Доставляй друзьям на работу, чтобы коллеги видели. Нет денег на повара? Готовь сам. Если еда вкусная и люди будут заказывать, то будут деньги и на повара, и на вагончик, и на все.

Ошибки новичка 2
Коллектив московской бутербродной «Бутербро» в вагончике. Из Фейсбука


Стартовый капитал бизнеса — это ведь не только деньги. Это и время, и знания, и люди, с которыми вы начинаете. И чаще всего проблема как раз не в деньгах, а во времени. Человеку кажется, что он не может отлучиться от своей работы даже на две недели, чтобы сделать что-то свое.

Меня поражают люди, которые мечтают о собственном деле, но, мол, нет денег. «А на новую плазму и Айфон у тебя откуда деньги?» — хочется спросить. Такие люди живут мечтой о том, что когда-то у них будет возможность накопить много денег, все бросить и открыть наконец-то бизнес своей мечты. Но такого времени не будет. Будут только новые траты, кредиты и отсутствие свободного времени.

Отсутствие денег — это не повод не открывать бизнес. Это отговорка.

Подробнее о привлечении денег для бизнеса — в статье «Откуда берутся деньги»

4. Идти ва-банк

Есть еще другая крайность: молодой человек взял в кредит миллион, снял офис, купил золотые часы, поставил кожаные кресла, сделал сайт, нанял секретаршу и ждет. А клиенты не идут, потому что продает он не пойми что и непонятно зачем. И никакие кожаные кресла тут не помогут. И, самое пикантное, денег больше нет.

Предприниматели иногда путают внешние признаки успешного бизнеса с его внутренними причинами. Если снять офис и обложиться дорогими игрушками, ты, может быть, и почувствуешь себя крутым, но твой бизнес это крутым не сделает. В крутом бизнесе крутые продажи, а их можно делать и в халате из дома.

Поэтому прежде, чем тратить деньги на удобство и красоту, убедитесь в том, что ваш основной товар кому-то нужен и будет продаваться. Не делайте сайт за миллион, сделайте одну страницу за 30 000 р. и начните принимать заказы. Не снимайте офис сразу в «Москве-сити», а подождите, пока у вас появится первый клиент, с которым вы в этом офисе должны встретиться.

Когда я начинал бизнес по компьютерным сетям, мои первые вложения были на 10 поездок в метро. Я провел пять встреч с клиентами, трое из них захотели со мной работать. У меня не было ни машины, ни часов, ни даже дорогого компьютера. Я был обычным студентом, который вызвался помочь с компьютерной сетью. Если бы из этих пяти встреч (и еще десятка следующих) никто не захотел со мной работать, я бы не стал этим заниматься.


Есть сферы, в которых сразу нужно производить впечатление. Но даже в них сначала проверяют спрос. Нет ничего плохого в том, чтобы снять дорогой офис и поставить дорогую мебель — но только если вы точно знаете, какие клиенты придут в этот офис и сколько денег принесут.

5. Застрять на бизнес-плане

Есть представление, что любое предприятие начинается с бизнес-плана. Представление верное. Однако бизнес-план не должен стать препятствием перед запуском бизнеса.

В бизнес-плане начинающего предпринимателя должно быть:

Четкое и простое описание продукта.

Понимание проблем, которые продукт решает, и аудитории, для которой он актуален.

Способы привлечения клиентов и описание рынка сбыта.

Базовая экономика предприятия: откуда и как приходят деньги, на что и сколько тратятся, что из этого зависит от продаж, а что не зависит.


Если вы поняли эти четыре вещи, можно начинать. Не тратьте время на уточнение моментов, которые пока что вас не касаются. Запускайтесь как можно скорее.

Почему так? Потому что рынок мгновенно скорректирует ваши планы. Вы увидите, что работает и приносит доход. Поработайте так несколько месяцев и почувствуйте рынок. Получите первую прибыль, и тогда начинайте строить планы.

Когда будете строить начальный план, помните о принципе «Не впритык»: если ваша компания выживает только при стопроцентной загруженности, вы что-то делаете не так. Имейте запас прочности с самого начала. Будьте готовы к тому, что первые месяцы у вас ничего не будут заказывать. Не закупайте товар вперед. Не нанимайте людей, пока не появятся живые деньги от клиентов. Пропишите это в плане. Это нормальные меры предосторожности, которые помогут вам не наломать дров.

6. Остаться на прежнем месте работы

Расхожая фантазия: «Сейчас я запущу свое дело, но буду продолжать работать на старом месте в фоновом режиме».

Ошибки новичка 2


Так не бывает.

Если работодатель платит вам за рабочее время, он не позволит занять его параллельной работой, даже над вашим собственным проектом. Когда у вас будут собственные сотрудники, скорее всего, вы поступите так же.

Но главное не это.

Допустим, вы выкроили половину рабочего дня, чтобы заниматься чем-то своим. Но этого мало. Чтобы ваша компания работала, вам нужно все доступное время и силы, и даже больше. Если вы серьезно настроены по отношению к бизнесу, уйти все равно придется.

Как уйти, не сжигая мосты

В уходе с места работы нет ничего страшного, если не вести себя, как трус и предатель.

Честно и открыто скажите своему руководителю, что хотите организовать собственный бизнес. Не скрывайте этого, здесь нет ничего постыдного.

Если новый бизнес связан с тем, чем вы занимаетесь на работе, — предложите работодателю стать вашим первым клиентом. Раньше он содержал вас и платил налоги, а теперь вы будете подрядчиком по договору. Большинство работодателей вас с радостью отпустят.

Другое дело — если вы создаете компанию-конкурента. Это неприятно для работодателя, но не смертельно. Возможно, ваш работодатель попросит не забирать с собой клиентов или команду. Или предложит организовать компанию на своей базе. Это может быть неплохим началом.

Наконец, руководитель может посчитать ваше решение дурью и блажью, попробует отговорить и напугать, посмеется вам в лицо и покажет на дверь. Тем лучше. К вам теперь точно никаких претензий.

7. Застрять на юрлице

Открыть ИП или ООО не так сложно, как кажется. Но даже эти задачи могут вводить в ступор, если вы живете не по месту прописки или боитесь поездки в налоговую.

И хорошо. И не надо. Не оформляйте пока юрлицо. Оформите тогда, когда в этом появится необходимость.

Если вы самостоятельно оказываете услуги, подписывайте с клиентом трудовой договор. Клиент удержит с вас налог.

Если вам нужно принимать платежи или товар на склад, договоритесь с дружественной компанией, у которых есть свободные мощности. Заключите с ними договор как частное лицо, пропустите деньги или товары через них.

В этот момент вы увидите, что из-за отсутствия собственного юрлица вы теряете деньги. Тогда страхи перед налоговой пройдут сами собой.

Не прошли? Зайдите на «Мое дело» и скачайте документы для подачи в налоговую. Это проще, чем кажется.

Не хотите идти в налоговую? Заплатите аудиторской компании, чтобы открыли фирму за вас по доверенности.

Если фирма нужна завтра, купите готовую, в конце концов (но потом сделайте нормальную, а покупную закройте).

Все прелести и особенности собственного юрлица вы познаете по дороге. Юрлицо — это не то, чего нужно бояться в начале пути.

Бизнес — это хорошо

Ошибки новичка 3 Я не знаю другого занятия, которое приносит столько же удовлетворения, так же обеспечивает материально и так же включает голову, как собственный бизнес.



Мне очень повезло, что начало моего бизнеса проходило под крылом хорошей компании, которая помогла мне избежать ошибок. И я хочу продолжить эту традицию.

Бесплатный вебинар

3 февраля, в понедельник, в 19:00 я проведу бесплатный вебинар о старте бизнеса в рамках проекта «Мегапрорыв»

Мегастарт: запуск бизнеса


Расскажу о подводных камнях и распространенных ошибках. Покажу, как зарегистрировать юрлицо, составить план продаж, описать продукт и найти первых клиентов. Если будут вопросы — постараюсь тут же проконсультировать.

На вебинаре вы получите четкий план: что делать, чтобы открыть свое дело без огромных вложений, где получить деньги на старт, как привлечь и удержать клиентов, на что и как тратить деньги, чтобы они приносили доход.

Вебинар пройдет при поддержке компании «Вебинар.ру», которая любезно предоставляют нам платформу.

Кому полезен вебинар

Тем, кто хорошо разбирается в своем деле, но еще работает «на дядю»

Тем, кто пытался начать бизнес, но бросил или так и не начал

Тем, кто хочет начать, но не знает как

Тем, кто недавно начал, и чувствует, что можно было начать лучше


Вебинар бесплатный, запись не планируется. Приглашение на вебинар получат все подписчики рассылки «Мегапрорыв». Если хотите принять участие — подписывайтесь, я пришлю приглашение за 1-2 часа до старта.

Вам понравилась статья?

0