Популярная блокчейнология

Что такое блокчейн, ICO, майнинг, криптовалюта, токены и smart-контракты. Как это работает и зачем это нужно

  • 2093

Биткоин растет как на дрожжах. Очередная кампания собрала 100 млн на ICO. А в Китае ICO запретили. Центробанк присматривается к блокчейну. Герман Греф инвестирует в криптовалюту. Что мне, простому человеку, делать со всем этим? Куда бежать, что покупать? Как эта шумиха скажется на моей жизни и бизнесе?

Эта статья будет полезна всем, кто хочет понимать, что происходит, как использовать тренды в своих интересах и вообще надо ли это делать.

Разбираемся в понятиях

Блокчейн

Это цепочка электронных блоков (архивов данных). В зашифрованном виде в них может храниться любая информация: о транзакциях, праве на собственность, ДТП, перемещении грузов, налогах и пр. Эти блоки децентрализованы, они дублируются на всех компьютерах, входящих в сеть.

Данные в таких электронных реестрах нельзя подделать или удалить, ведь каждый новый блок учитывает в себе информацию о предыдущем. Цепь не примет поддельное звено.

Каждый новый блок — результат сложных математических расчетов, основанных на криптографии. Он добавляется в систему, только если полностью соответствует заложенным в архитектуру сети алгоритмам.

Технология блокчейн может исключить посредников в любых экономических, документальных, юридических операциях. Структура экономики изменится, исчезнет потребность в аналоговых платежных системах, отделах банков, судах. Без работы останутся всевозможные сверяльщики, аудиторы и «разрешатели» — их труд автоматизируется.

 

Криптовалюта

Это электронные деньги, добыча и транзакция которых основана на блокчейне. Информация о том, что кто-то вычислил новый блок (и получил вознаграждение криптовалютой) или перевел другому участнику цепи, записывается в эти самые блоки.

Самая известная криптовалюта — биткоин (BTC). Так же называются платежная система и протокол передачи данных, по которому работает BTC.

Криптовалюту необязательно вычислять — монеты могут быть разово выпущены эмитентом. В отличие от обычных денег (рублей, долларов или евро) эмитировать криптовалюту может кто угодно.

Курс определяется спросом на валюту и объемом находящихся в обращении монет. Максимальное количество биткоинов ограничено 21 млн. Сейчас добыто (читай: вычислено) около 16,6 млн биткоинов. Добывать новые биткоины все сложнее: последние монеты будут получены только к 2140 году.

Кроме биткоина, есть более 1100 криптовалют. Все они различаются алгоритмом добычи, экономикой, спросом и стоимостью. Капитализация глобального рынка криптовалют превышает 130 млрд долларов, из которых почти половина у биткоина, еще около 27 млрд у эфира, второй по популярности криптовалюты.

 

Майнинг

Это и есть добыча криптовалют. Так как деньги электронные, их не печатают, а вычисляют — на видеокартах и жестких дисках. Ажиотажный спрос на мощные видеокарты сформировали именно майнеры.

Майнить биткоин или эфир на своем домашнем компьютере уже давно бесполезно — мощности одной-двух простых видеокарт недостаточно, для того чтобы окупить самих себя и потребляемую электроэнергию. Для добычи популярной криптовалюты нужны мощные «фермы» из десятков видеокарт. Сейчас основные майнинговые мощности сконцентрированы в Китае.

 

ICO

Initial Coin Offering (первичное размещение монет) — выпуск криптовалютных купонов, которыми могут быть оплачены услуги компании в будущем. Обыгрывает в названии IPO (Initial Public Offering — первичное размещение акций), но больше похоже на краудфандинг, чем на размещение акций.

Изначально ICO задумывалось как инструмент финансирования блокчейн-проектов с прозрачной аудируемой бухгалтерией, открытым кодом и понятными планами развития, обозначаемыми в white paper (главный документ проекта, проводящего ICO).

Но возможность получить быстрые и относительно легкие деньги привлекает и классический бизнес. Увы, в его случае ни о какой прозрачной бухгалтерии речи не идет. Компания может собрать деньги на новый завод, но ограничиться только котлованом под фундамент. И виллой для директора на Лазурном Берегу. Репутация испортится, но вилла останется — вопрос приоритетов.

 

ICO как IPO

Сходство состоит в том, что на бирже компания выпускает в свободный оборот акции, а здесь — токены. Это своего рода купоны, за которые можно будет получить продукт или услугу компании в будущем.

Компания, которая проводит ICO, эмитирует собственные деньги (токены) и продает их всем желающим за криптовалюту. Бизнес привлекает оборотные средства, а участники ICO получают токены. Чаще их приобретают как инвестицию, чтобы в будущем продать дороже, — как и акции на IPO.

 

ICO как краудфандинг

IPO на мировых биржах проводят крупные компании, у которых уже есть продукт, миллионные продажи и серьезная капитализация, которая и определяет цену акций.

А вот у компаний, которые затевают ICO, часто нет ни продукта, ни залогового имущества, ни кредитной истории. На этот самый продукт компания и собирает деньги. Если планы команды понятны и интересны сообществу, люди поддержат проект. Так работают Kickstarter и IndieGoGo, собирая предзаказы и доллары.

А не обманут? Бывает и такое. Мошенническое ICO называют скамом. Пока случаев обмана в ICO меньше (3–5%), чем в классическом краудфандинге (15–20%). Но эксперты единодушны: пузырь ICO будет раздуваться и громко лопнет. Виной станут не криптовалюты или блокчейн, а мошенники, собирающие деньги на заведомо ложные цели. Или амбициозные, но недостаточно компетентные команды.

Рынок ICO будет существовать и после громких историй провала, которых в ближайший год должно быть немало. Но станет более спокойным, зрелым и измеримым. То, что происходит на нем сейчас, больше похоже на золотую лихорадку.

Как можно использовать блокчейн в бизнесе

Перспективы большие, но пока туманные. Законодатели еще не определились: как, кому и где можно использовать возможности блокчейна. Однако, по словам чиновника Игоря Шувалова, «президент полностью заболел» новыми технологиями и цифровой экономикой. А зампред Центробанка Ольга Скоробогатова категорично рассуждает о национальной криптовалюте: «Если революция неизбежна, ее надо возглавить».

Как это сделать в рамках бизнеса?

1. Заключайте smart-контракты

Это соглашения, выраженные в коде. Они исполняются автоматически, когда происходят указанные в них условия. Заключать такие контракты можно было и раньше, но только блокчейн смог гарантировать, что их не подделают и не перепишут задним числом.

Пока наша договорная система несовершенна. Она построена на «если-контрактах» и взаимном соблюдении обязательств.

ЕСЛИ пасечник Федор поставит кондитерской фабрике «Не склеится!» тонну меда, то получит N рублей. Или не получит. У фабрики остается поле для маневров: мед уже в тортах и конфетах, а деньги на оплату не зарезервированы. Можно отложить платеж и даже оставить Федора с носом, придумав небылицы о радиоактивном меде и жуках в нем.
А вот smart-контракты исполняются автоматически, независимо от доброй воли бухгалтера или директора. Это безусловные «когда-договоренности». КОГДА Федор отгрузил фабрике мед, деньги ушли на счет пасеки. Условие исполнения контракта и составляет суть договора между сторонами.
Здорово, правда? Но есть нюанс: система может требовать заморозки нужной суммы на счетах контрагентов. Тогда жонглировать дебетом и кредитом станет сложнее. Пока нет свободных денег? Не видать вам меда, пеките торты на сахаре.

Smart-контракты могут использоваться и для внутренних нужд компании. Везде, где действуют системы договоренностей, правил, поощрений и штрафов. Хотите стимулировать сотрудников вести здоровый образ жизни? Раздайте им фитнес-трекеры. А умный контракт будет автоматически выписывать премии тем, кто больше всех прошел пешком. Это удобно, быстро и дешево. Ведь все будет происходить без нотариусов и банковских клерков.

 

2. Собирайте деньги на ICO

Да, этот инструмент финансирования был задуман для блокчейн-компаний. Но на волне хайпа деньги собирают все.

Например, организаторы первого в России «промышленного» ICO собрали 7,07 млн долларов на строительство завода по производству диоксида циркония. Проект так понравился рынку, что за первые сутки со старта ICO участники купили токенов ZrCoin на 1,4 млн долларов. Через 1,5 года после старта производства компания планирует проданные за 1,4–1,55 доллара монеты выкупить за 2,8 доллара или обменять их на продукт.

Блокчейн-проекты собирают больше. Децентрализованная соцсеть «Голос» собрала 600 BTC, система для облачных вычислений SONM — 42 млн долларов, а игровая платформа MobileGo — 53 млн долларов.

Сколько токенов эмитировать и по какой цене их продавать, решаете вы. Для того чтобы изучить спрос и настроения на рынке, часто проводят pre-ICO. Участникам предлагают бонусы и скидки, которых на «настоящем» ICO уже не будет.

Что учесть, планируя выход на ICO

  • Продумайте механику и экономическое обоснование проекта, соберите компетентную команду.
  • Напишите подробный и честный white paper. В нем расскажите идею, проанализируйте рынок и конкурентов, распишите технические аспекты, «дорожную карту», условия для инвесторов и план освоения инвестиций.
  • Выберите юрисдикцию (удобными считаются Сингапур, Швейцария, Эстония, Финляндия) и платформу для выпуска блокчейн-токенов. Самые популярные — Ethereum и Waves.
  • Продумайте механизм перевода криптовалюты в фиатные деньги, найдите банк с выгодными условиями.
  • Обозначьте сроки кампании, размеры бонусов и скидок.
  • Определите, какая часть выпущенных токенов останется у основателей проекта.
  • Продумайте, как токены будут связаны с функциональностью, что вы предложите держателям токенов и как будете исполнять обязательства.
  • Составьте pr-план и начните его реализовывать — о вас должны знать и говорить.

 

ВАЖНО! Проводя ICO, вы не можете гарантировать дивиденды инвесторам. В противном случае на ваши токены будет распространяться регулирование рынка ценных бумаг, а это совсем другая история.

 

3. Принимайте к оплате криптовалюту

Это пока не разрешено, но и не запрещено. Начать принимать криптовалюту в своем кафе или магазине — отличный pr-повод и инвестиция в будущее. И это самое простое, что вы можете сделать уже сейчас.

Биткоины у людей есть, а вот тратить их почти негде.

Чем еще блокчейн поможет бизнесу

Сделает возможными микроплатежи. Сейчас переводить небольшие суммы между юрлицами, особенно в другую страну, долго и дорого. Комиссия банка может превышать объем небольшой транзакции. Некоторые криптовалюты (например, IOTA) позволяют проводить быстрые платежи без комиссий.

Защитит товар от подделок. Блокчейн может гарантировать, что товар, маркированный уникальным QR-кодом на производстве, единственный в своем роде. Другой же очень похожий и даже с таким же кодом — подделка. Это же решение поможет отслеживать грузы и хранить данные об их перемещении.

Уберет посредников и снизит себестоимость. В цену товаров и услуг предприниматели закладывают все издержки и риски, и это нормально. Блокчейн уменьшит количество и размеры издержек. Это снизит цену для потребителя и увеличит прибыль бизнеса.

Сделает бухгалтерию и делопроизводство точными и прозрачными. Возможно, вы этого и не хотите. Но теоретически такая возможность есть. Помните о ней, если захотите провести ICO.

Защитит авторские права. Один из частных случаев использования smart-контрактов. Умный код не позволит посмотреть фильм или скачать альбом, если вы не заплатили.

Как заработать на всем этом, если вы физлицо

Инвестируйте в криптовалюту

Если вы инвестируете в ценные бумаги или спекулируете на разнице курсов валют, вам будет интересно поработать и с криптовалютой. Учтите, что такое вложение больше похоже на венчурное инвестирование — условно 1 из 10 проектов «выстреливает», окупая потери на девяти убыточных.

Как оценить перспективность проекта, собирающего деньги на ICO?

Директор по стратегии и анализу Mail. Ru Group Александр Горный формулирует критерий оценки так: «Если вы смотрите на ICO легального проекта и видите, что возможен (или тем более существует) его функциональный аналог без блокчейна, забудьте об этом ICO».

В команде проекта обязательно должны быть известные (хотя бы локально) в криптосреде люди. А компетентность участников не должна вызывать сомнений. Третьесортные вузы и пустые профили в соцсетях — плохие рекомендации.

Часто самые выгодные условия ICO достаются первым инвесторам. Календари ближайших ICO можно смотреть на ICO Alert, CoinsChedule, cyber.fund.

 

Помогите с проведением ICO

Технари, какими бы талантливыми они ни были, не могут смотреть на свой сервис и клиентов как маркетологи. Поэтому иногда честные проекты с отличным продуктом собирают меньше инвестиций, чем однодневки с хитрыми маркетологами.

Вы можете быть полезны ICO-кампании, если имеете опыт в бизнес-аналитике, пиаре, IT, блокчейн-разработке, технологическом копирайтинге.

 

Вкладывайте в свое образование

Это лучшее, что вы можете сделать, даже если уже закупились «битком» по дешевке. И тем более, если 90% сказанного в этой статье вы прочитали впервые.

 

Текст: Александр Литвин, Иллюстрации: Константин Амелин, Фото: Shutterstock.com

comments powered by HyperComments