Популярный мультфильм «Головоломка» вновь заставил нас внимательно посмотреть вглубь себя. Недавно вышло его продолжение, в котором у главной героини эмоций стало больше, и отношения между героями обострились. А что происходит с эмоциями, когда мы становимся совсем взрослыми и самостоятельными?
На работе, как и в других сферах жизни, мы хандрим, тревожимся, раздражаемся, и это нормально. Откуда берутся эмоции и как они влияют на рабочие коммуникации, Мегаплану рассказывает карьерный консультант и коуч Катерина Самодумова.
Мы запускаем рубрику «Карьера», где вместе с HR-экспертом будем рассказывать о психологии карьеры и эффективном найме. Первая статья будет полезна тем, кто хочет разобраться в природе эмоций и лучше понять свои реакции на события. В продолжении, которое выйдет в конце сентября, разберём несколько рабочих ситуаций, когда радость вредит, а грусть, напротив, идёт на пользу.
Катерина Самодумова — сертифицированный карьерный консультант и коуч,
супервизор в Ассоциации карьерных консультантов,
бизнес-тренер и автор курсов о построении карьеры и подборе персонала.
Эмоции, состояния и чувства
Любое случившееся событие — не хорошее и не плохое, оно просто происходит. Но, преломляя это событие через социальные и личные фильтры, мы наделяем его характеристиками: например, определяем как опасное или безопасное, приятное или неприятное, полезное или вредное. Так возникают эмоции, которые мы переживаем от доли секунды до нескольких минут.
Эмоции — наша субъективная оценка того, что нас окружает, и тех мыслей, которые у нас появляются.
Базовые эмоции — результат эволюционно-биологических процессов, присущих человеку с рождения. Учёные пытались нащупать комплекс эмоций, каждая из которых была бы аутентичной и имела бы общий мимический код. Наиболее распространён подход, который выделяет четыре базовые эмоции: радость, грусть, страх и гнев. Они характерны для человека и млекопитающих, а также могут проявляться у рыб и птиц.
В концепции эмоционального интеллекта (EQ), предложенной в 1990 году, выделяют уже больше базовых эмоций: интерес, безмятежность, принятие, тревогу, растерянность, скуку, досаду, — всё это заложено в нас с рождения. А вот смущение, стыд и вина формируются в процессе взросления и развития в социуме.
Если ощущения не проходят быстро, можно говорить уже об эмоциональном состоянии. К этой категории, к примеру, относятся: настроение, страсть, аффекты, фрустрация. Следующая ступень — чувства, то есть более устойчивые и длительные переживания.
Если эмоции в основном протекают открыто и их достаточно просто заметить, то чувства — это скрытые глубокие переживания, которые формируются под воздействием социума годами и устроены сложнее.
В разных классификациях есть не только расхождения в подходах, но и эмоции, которые в современной трактовке считаются состояниями или даже чувствами. Например счастье.
Сложная жизнь эмоций
Любая эмоция — это возбуждение, которое охватывает весь организм. Психика человека стремится выйти из состояния напряжения, и способов может быть много: кто-то накричит, кто-то поплачет, кто-то сходит в спортзал. Есть три главных пути, как обходиться с эмоциями: подавить их, прожить или научиться использовать энергию эмоций в соответствии с нашими задачами. Высший пилотаж — стратегическое управление эмоциями.
Люди, у которых плохо развит EQ и при этом высокий уровень самоконтроля, чаще всего прибегают к первому варианту. В карьере это чревато профессиональным выгоранием.
Считается, что возникновение эмоционального ответа на внешние или внутренние стимулы в большей степени происходит в лимбической структуре головного мозга. Здесь находятся эмоциональный центр и главная аварийная сирена — миндалевидное тело, или амигдала.
Амигдала тесно связана с памятью, хранит информацию об опыте не только жизни человека, но и знакомых. Здесь также есть место для событий, которые происходили в выдуманном мире — фильмах или книгах. Реагируя на какое-то событие, мы также можем задействовать и этот опыт.
Прогоняя входящие стимулы по своей «базе данных», она помогает на нейрофизиологическом уровне оценить какое-то событие, явление или мысль, чтобы защитить нас от реальной или мнимой угрозы. Чаще всего это происходит молниеносно, до того как данные достигнут лобных долей и префронтальной коры — нашего рационального мозга.
Гипоталамус — напарник амигдалы, помогает установить связь между новой информацией и прежним опытом. Этот главный регулятор эндокринной системы стимулирует выработку гормонального коктейля, передавая импульс из центральной нервной системы на периферию. В результате мы испытываем разные ощущения: например, тяжесть или жжение в груди, боль в шее, дрожь в коленях.
Причины разных реакций
Мы можем воспринимать стимул как опасный, опираясь на чужой опыт или неверно интерпретируя собственный прошлый опыт в связи с происходящим, когда в реальности нашей жизни, например, ничего не угрожает. В этом случае также вырабатывается гормональный коктейль, запускающий реакции «бей, беги или замри, чтобы спастись».
Но поскольку речь идёт о субъективной оценке, один и тот же стимул провоцирует у людей разные реакции. У одного работника после криков начальника опустятся руки, а другой приступит к делу с невиданным энтузиазмом. У кого-то ситуация неопределённости — изменение планов, появление нового руководителя, смена офиса — вызовет предвкушение чего-то нового, интерес или принятие, а у кого-то тревогу (или даже страх), растерянность или досаду. Однако всех нас роднит прокрастинация. В её основе зачастую лежит реакция «замри». «Не ввязывайся», — посылает нам сигнал лимбическая система, и мы находим кучу аргументов, чтобы отложить даже важное для нашего будущего дело.
Кстати, чтобы облегчить жизнь команде и наладить совместную работу, мы в Мегаплане сделали умные дашборды — с отчётами, канбаном и лентой активности на одном экране. Они помогают удерживать внимание на самом важном, экономить время на составлении отчётов и наглядно видеть рабочий процесс: кто чем занят и что с кем обсуждает. Ваши любимые дашборды теперь в Мегаплане! Узнать больше
Но вернёмся к нашей теме и подытожим сказанное.
Коротко
- Помните, что эмоции — это субъективная оценка событий, явлений или идей. Поэтому решения, принятые в момент сильного эмоционального напряжения, редко идут на пользу.
- Чувства, в отличие от эмоций, протекают скрыто, переживаются глубоко и устроены сложнее. Поэтому, например, любовь и всё, что с ней связано, практически невозможно контролировать. Разум тут бессилен.
- Эмоции лучше не подавлять, а проживать и учиться ими управлять. Длительное подавление эмоций приводит к эмоциональным расстройствам и снижению работоспособности.
- Эмоции на работе могут как мешать, так и помогать. Чтобы оценить реальность угрозы и риск не добиться задуманного, нужно задействовать префронтальную кору — башню, с которой угол обзора гораздо шире.
В следующий раз поговорим о приёмах, которые можно применять, чтобы быстрее забираться на эту башню и включать разум. Они помогут вам успокоиться на ответственном выступлении или, наоборот, взбодрить себя перед важными переговорами.
Редакция Мегаплана. Иллюстрации: Лидия Пожидаева. Заставка: Светлана Светликова
Мнение экспертов
В своё время я недолго проработал в Сбербанке. Ещё в догрефовские времена. И наш управляющий повторял мне, молодому начальнику отдела, одну истину: подчинение в компании держится на страхе, страх — базовая эмоция подчинённого. Но для себя я определил, что уважение важнее страха. От запуганного сотрудника не дождёшься инициативы. Хотя, признаюсь, иногда не хватает того, чтобы кое-кто побаивался и не делал ерунды.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
Интересный материал. Мнение эксперта хочу прокомментировать. Страх — это хорошее чувство, когда в конструктивной дозировке. Считается что конструктивная мера страха – страх огорчить или потерять расположение руководителя.