Просмотрено 692 Комментарии 10.5 минут

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы

В середине XVIII века одних только заводов, связанных с производством металла, на Урале было около двух сотен. Он стал первым промышленным регионом России и одним из самых крупных в мире. По историям, происходившим здесь, можно было бы снимать вестерны.

Мегаплан продолжает цикл исторических статей о русских предпринимателях, которыми действительно можно гордиться. Мы уже рассказывали вам о шоколадных королях, великих железнодорожниках и дальновидных торговцах. Сегодня устремимся на Урал, где капиталы зарабатывались среди гор и лесов, на месте нынешних Перми, Нижнего Тагила и Челябинска. Статья будет полезна всем, кому небезразлична история предпринимательства и инженерных открытий.

О том, что Урал богат пушниной, лесами, медными рудами и драгоценными камнями, знали с очень давних времен. Но даже в XVI веке местность была еще малонаселенной, и ресурсов на ее развитие не хватало. Историк Михаил Гаврилин приводит показательный эпизод, свидетельствующий, что регион тогда не был в приоритете у властей. Когда в 1552 году ногайские татары напали на Соликамск и жители попросили прислать войска, Иван IV был занят Казанским походом и смог послать соликамцам только образ Николая Чудотворца с грамотой о том, что святитель защитит их от врагов.

Из-за неразвитости территорий и путей сообщения земли раздавались активным и предприимчивым людям. Взамен требовалось осваивать труднодоступные регионы, несмотря на сложные природные условия: строить укрепленные поселения, запускать заводы или превращать убыточные казенные предприятия в доходные.

«Богаче Строгановых не будешь» — в этом вся соль

Эта поговорка появилась в XVIII веке, так могли умерить пылкие надежды того, кто сильно рвался к деньгам. А еще была фраза «купить пермянку», которая означала «купить соль». Дело в том, что в XVII–XIX веках соль, добытая на территории нынешнего Пермского края, была самой массовой и популярной. А наиболее успешными в ее производстве были Строгановы.

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 1

Аника Строганов на гравюре неизвестного автора XVI века

Основателем соляного дела был Аника Строганов. В 1515 году он поставил на реке Вычегде первые соляные варницы. А в 1558-м вместе с сыновьями получил от Ивана Грозного огромные территории по рекам Каме и Чусовой. От семейства требовалось не только наладить свой бизнес, но и развить регион, укрепить своими городками восточные границы, на которые периодически покушался хан Кучум. Именно Строгановы профинансировали поход Ермака 1581 года. Как помним, закончилось это мероприятие присоединением Западной Сибири.

Рост соляной империи Строгановых хорошо заметен по двум переписям. В 1623 году у них было 72 деревни и 60 починков, 1032 двора и 1485 человек мужского пола. Через 19 лет, в 1642 году, — уже 3 городка, 3 острожка, слобода Новое Усолье, Успенский монастырь, два села, 163 деревни, 23 починка. Всего 1264 двора и 4529 человек мужского пола.

Кроме промышленной инфраструктуры, Строгановы строили на своих землях церкви и организовывали при них мастерские. И этим обеспечили связь своего имени не только с промышленностью, но и с культурой. Спустя много лет искусствоведы выделят отдельную строгановскую школу в архитектуре, иконописи и церковном шитье.

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 2

Памятная табличка на месте Ремесленной школы Строгановых в Сольвычегодске. Автор: Georg Pik

Настоящим шедевром стал и дворец этой соляной династии на Невском проспекте, построенный по проекту архитектора Растрелли в 1753–1754 годах. Строгановы были меценатами и коллекционерами. На масштабной выставке, посвященной династии Строгановых, которая проходила в 2003 году в Эрмитаже, было выставлено более 370 экспонатов. Многие члены этой знатной семьи поддерживали образование. Например, знаменитая Строгановка (МГХПА им. С.Г. Строганова) была создана в 1825-м как первая в России бесплатная художественная школа, в которой могли учиться все желающие независимо от статуса и сословия.

Демидовы: империя из металла, малахита и платины

Этому семейному роду удача улыбнулась при Петре I. Тульский мастер Никита Демидов стал производить ружья по образцу иностранных, но продавал их намного дешевле. Так выглядело импортозамещение XVII века. В итоге стал поставщиком оружия во время Северной войны и получил для развития дела земли под Тулой и Верхотурские железные заводы на Урале. Взамен он должен был поставлять военные припасы по выгодной цене, развить неприбыльные казенные предприятия, а заодно и металлургическую промышленность региона.

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 3

Никита Демидович Антуфьев, больше известный как Никита Демидов. XVII век

Никита и его старший сын, который в 24 года стал чуть ли не главным человеком в уральском семейном бизнесе, действительно добились успехов. До них казенные заводы производили 10–20 тысяч пудов железа в год, а при них — 350–400 тысяч. Однако работать там было тяжело: на заводах жестоко наказывали за любые нарушения, не были редкостью смертельные случаи или увечья. Но дело шло хорошо: за XVIII век Демидовы построили в регионе больше 30 железоделательных и медеплавильных заводов и основали многие города.

В качестве клейма Никита Демидов решил использовать изображение соболя. Марка железа с таким клеймом стала называться «Старый соболь». И знали его далеко за пределами России, ведь страна занимала первое место в мире по производству металла. Продукция получала бронзовые и золотые медали на Всемирных выставках, а в 1878 году в Париже взяла Гран-при.

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 4

Клеймо «Старый соболь» на железе с заводов Демидова

Даже ходили неподтвержденные слухи, что нижнетагильская медь использовалась при строительстве статуи Свободы и Эйфелевой башни. А то, что крыша Вестминстерского дворца в Лондоне в 1834 году была покрыта уральским кровельным железом, — доказанный факт. И что некоторые здания и мосты Петербурга строились из демидовского металла — тоже. Если будете в Москве в районе Третьяковской галереи, взгляните на ограду усадьбы Демидовых в Большом Толмачевском переулке: это настоящее произведение искусства.

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 5

Железные караваны на Чусовой. Автор: В.Л. Метенков

Везло Демидовым и с экзотическими ископаемыми. В начале XIX века в их владениях была найдена платина, в том числе самородки весом больше четырех килограммов — сегодня они считаются одними из самых крупных в мире. А когда стали промышленно добывать и обрабатывать малахит, как вы думаете, где обнаружились его огромные глыбы? Верно, у них же. Из их материала была сделана Малахитовая гостиная в Зимнем дворце и колонны в Исаакиевском соборе. Демидовы даже открыли фабрику в Петербурге и получали заказы на предметы интерьера и различные подарки из малахита.

Выпускаем пар: семья Черепановых

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 6

Отец и сын: Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович Черепановы

Говоря об Урале, невозможно обойти вниманием тех, кто обеспечивал технический прогресс региона — изобретателях. Пожалуй, самыми известными из них стали Черепановы. Их называют создателями первого русского паровоза и парохода.

Братья Ефим и Алексей с детства работали на заводах Демидовых. Их отец был простым углежогом, им же самим повезло больше: братьев отмечали за трудолюбие, интерес к механизмам, умение работать и головой, и руками. А потому отправили в школу и поручали ответственные должности. Работая на плотинах, Алексей Черепанов чинил и усовершенствовал все, что под руку попадалось. В 1803 году Демидов отправил его на заводы к своему партнеру, сенатору и заводчику Всеволоду Всеволожскому, где юноша сделал чертежи самоходной паровой коляски и паровой машины на речной лодке. Выставочные образцы этих изобретений были построены и протестированы, но не получили дальнейшего применения.

К сожалению, Алексей умер в 30 лет, но его старший брат Ефим продолжил развивать общие мечты и любимое дело. Он создал механическое заведение — что-то вроде конструкторского бюро, в котором придумывал станки и машины, например для откачки воды. Неслучайно в будущем Черепанов станет главным механиком всех демидовских заводов.

В 1821 году Демидов отправил Ефима в Англию осматривать железнодорожные заводы и рудники. Наверное, зарубежные коллеги мысленно крутили пальцем у виска. Во-первых, Ефим не знал английского. Во-вторых, его длинная борода привлекала внимание и создавала конфузы. Например, однажды его чуть не приняли за шпиона. Спустя 12 лет в такое же деловое путешествие поехал его сын Мирон, тоже без знания языка, тоже с бородой, которую отказался сбрить. В общем, не командировки, а один сплошной челлендж. Но когда это останавливало настоящих инженеров?

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 7

Чертеж первого в России паровоза, изобретенного Черепановыми

В 1833 году отец и сын продемонстрировали первый сухопутный пароход, затем второй. А еще рельсовый путь длиной чуть больше 800 метров от Меднорудянского рудника до Выйского завода. И паровозы, и дорога были придуманы Черепановыми еще до Царскосельской (если вам интересна история железных дорог, почитайте другую нашу статью). К сожалению, развития на Урале эти изобретения тогда не получили из-за огромного расхода дров и лобби заводчиков лошадей. Зато их авторы за свои достижения получили вольную. И их даже относительно помнят потомки. Так, Черепановы изображены на памятнике Создателям российских железных дорог недалеко от Казанского вокзала в Москве.

Мастер золотые руки: Лев Брусницын

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 8

Портрет Льва Брусницына, сделанный на основе воссозданного облика

Брусницын, как и Черепановы, тоже был из семьи потомственных рабочих. С десяти лет он трудился промывальщиком золота. В то время в России было известно только рудное золото, которое нужно было добывать в душных шахтах, доставлять на фабрику, дробить руду, промывать ее и после этого трудоемкого техпроцесса получать драгоценный металл. Брусницын был трудолюбив и предприимчив: стал руководить бригадой рабочих, а в 1814 году отправился на Березовский завод в должности смотрителя всего золотого производства. И там-то ему довелось совершить свое главное открытие.

Эйфелева башня, сухопутный пароход и соленое золото: чем прославились уральские купцы 9

Старательские работы на реке Березовке. Автор: С.М. Прокудин-Горский

Он заметил у реки Березовки пару зерен золота, на которых не было ни малейших следов протолочки. Протолочка — это процесс, при котором руду с золотом дробят и промывают в лотке, чтобы отделить один материал от другого. Так вот, Брусницын предположил, что смог найти рассыпное золото — то, которое не добывают в шахтах, а промывают по руслам рек. Начальство не поддержало идею сотрудника, но он все равно продолжил исследовать территорию и искать подтверждение. И действительно, открыл крупную золотую россыпь, на которой организовал первый в России прииск по добыче золота. За лето 1815 года там получили примерно 10% от годовой добычи всех уральских золотых рудников. При этом себестоимость драгоценного металла, добытого новым способом, была в четыре раза меньше, чем у рудного золота.

Россия примерно за десять лет заняла первое место в мире по объемам добычи золота. Рекордом стал 1845 год: тогда доля нашей страны в мировой добыче достигла 47%, — и удерживали мы этот рекорд до открытия крупных американских месторождений. Кстати, след уральского Колумба можно найти и там. Золото на Аляске обнаружил ученик Брусницына Петр Дорошин. В Калифорнии пользовался популярностью изобретенный им промывальный ковш, а сам метод промывки безнапорной водой назывался русским способом.

Брусницына прозвали Колумбом золотых россыпей. А можно было бы еще и Кулибиным, ведь он стал разрабатывать новые технологии и приспособления для промышленной добычи благородного металла. В 30 лет он совершил революцию в своей отрасли: один за другим стали находиться новые россыпи, осваивать их было намного легче, чем работать в шахте. Это привело к золотой лихорадке, во время которой старатели перекопали буквально все окрестные реки.

Если хотите узнать больше об освоении уральских земель, почитайте «Малахитовую шкатулку» Бажова, сборник «Золото» Мамина-Сибиряка, «Угрюм-реку» Шишкова, «Золото бунта, или Вниз по реке теснин» Иванова.

Заключение

Герои нашей статьи — отличный пример того, что деньги можно зарабатывать не только в столице. К тому же из-за неразвитости транспорта уехать тогда в европейскую часть страны было гораздо сложнее. Создавать промышленность на Урале было тоже не курортом, а скорее своеобразной игрой «Царь горы». Те, кто не побоялся начать бизнес чуть ли не на пустом месте с недружелюбными соседями под боком, строили целые империи. Те, кто проявлял упрямство в поиске нестандартных решений, совершали технические прорывы и оставались в истории.


Автор: Светлана Кондратьева. Иллюстрации: Wikimedia Commons
Фото на заставке: Самоварная мастерская. Музей Нижнего Тагила

Мнение экспертов

Сергей Козлов
Сергей Козлов
Генеральный директор Мегаплана

Нас в Мегаплане вдохновляют примеры соотечественников, которые умели рисковать: поехать в неизвестность осваивать с новыми технологиями труднодоступные суровые места. При этом они умудрялись добиваться еще и внушительного мирового успеха! Освоение нашего «Дикого Востока» не уступает по колориту освоению Дикого Запада на Североамериканском континенте. Жаль только, что книг написано и фильмов снято несравненно меньше. Узнать об удивительных русских людях, которым покорился Урал, сегодня можно разве что из лекций в краеведческих музеях, но мы исправляем эту несправедливость.

Вам понравилась статья?

0