Просмотрено 261 Комментарии 2.5 минуты

«Ворчит и критикует»: как не стать менеджером-гиппопотамом

«Ворчит и критикует»: как не стать менеджером-гиппопотамом

Профессор психологии Уортонской школы бизнеса Адам Грант утверждает, что человек, получающий зарплату намного больше остальных, может подавить разнообразие идей и взглядов в компании, если не будет осторожен.

А Скотт Маутц, бывший руководитель компании Procter&Gamble, а ныне мотивационный спикер и автор книг, объясняет как это обычно происходит. К примеру, на собрании присутствует руководитель, и никто ничего не говорит, пока он не возьмёт слово. Затем сотрудники бросаются комментировать услышанное, причём их высказывания ― это разные формулировки предложений начальником. То есть все стремятся скорее подыграть лидеру, чем высказаться откровенно. Групповое мышление превращается в стремительный поток ничего не значащих фраз. А сотрудник, у кого была заготовлена нестандартная идея, быстро топит её в этом потоке туда же отправляются его гордость и амбиции.

Такое случается из-за того, что HiPPO (от англ. highest paid person's opinion, то есть мнение самого высокооплачиваемого человека) убивает нестандартные идеи в команде. Люди HiPPO часто похожи на гиппопотамов в том смысле, что у них большой рот и маленькие уши: они склонны много говорить и мало слушать.

Если вы руководитель, позволяйте всем на собрании по очереди высказаться. Однако такой подход сработает, только если в коллективе до этого были установлены доверительные отношения. Вы также должны показать, что цените мнение других и что не только не осуждаете, но даже приветствуете разные точки зрения и цените творческий вклад всех в общее дело.

Но иногда даже в этом случае сотрудники всё ещё не решаются высказаться открыто, опасаясь критики, которую они могут получить в ответ. Вот четыре способа побудить их наконец поднять руку и поделиться мнением.

1. Используйте метафору кинокритика

Театральный критик Альберт Уильямс однажды объяснил, почему критики делают то, что делают. Они критикуют не потому, что подлые по натуре или хотят сэкономить вам время и деньги, убедив отказаться от просмотра отвратительного фильма. Уильямс объяснил, что с помощью критики он помогает создавать лучшие произведения искусства. Вы можете посоветовать сотрудникам так же относиться к критическим отзывам: не обижаться, а благодарить за помощь в совершенствовании их идей и, в конце концов, в профессиональном росте. Скажите им: «Пусть критика кормит вас, а не вашу неуверенность» и «Главное — стремиться к улучшению, а не к одобрению».

2. Расскажите о рисках

Вы также можете рассказать, что происходит, когда человек не воспринимает критику. Скажите сотрудникам, что избегание критики — то, что в действительности делает их слабее. И страшна вовсе не критика сама по себе. Объясните, что замалчивание идей означает, что они скрывают свои таланты от мира. Давно известно, что «единственный способ избежать критики — ничего не делать, ничего не говорить и быть никем».

3. Применяйте принцип дистанцирования

Принцип дистанцирования гласит, что руководитель никогда не должен критиковать сотрудника как личность. Критика может касаться результатов работы или поведения на рабочем месте. Постоянно напоминайте себе о необходимости обезличивать любую критику или негативные отзывы о ком-то. Психологи аналогично учат исправлять поведение ребёнка: никогда не делать акцента на нём как на личности — только на его действиях или поведении.

Так что вспомните об этом принципе, когда в следующий раз будете на собрании своей команды. Скажите сотрудникам: «Я бы хотел создать такую атмосферу в коллективе, в которой каждый будет чувствовать себя свободным и сможет высказываться. Если я буду критиковать или опровергать то, что вы говорите, пожалуйста, не принимайте это на свой счёт».

4. Напомните сотрудникам о законе ценности

Закон ценности гласит, что любое стоящее действие вызывает как восхищение, так и критику. Сотрудникам нужно предлагать идеи и они могут отличаться от ваших, так как это полезно для общего дела. Как сказал основатель Apple Стив Джобс: «Если хотите "поколебать вселенную", вам придётся помять свою броню. Так устроен мир, и в этом нет ничего страшного».

Поэтому, если вы и есть тот самый HiPPO, не превращайтесь в гиппопотама. Поощряйте сотрудников ценить свои взгляды, делиться ими и не сдаваться под натиском того, что вы говорите, поддаваясь эмоциям.

Источник: Inc.comИллюстрация на заставке: Светлана Светликова


Вам понравилась статья?

0