Все знают, что хороший собеседник это не тот, кто много и красиво говорит, а тот, кто внимательно слушает. На практике это оказывается сложнее, чем в теории. Когда мы говорим, чувствуем себя важнее, приходим к интересным выводам, учимся убеждать. Проблема в том, что говорить любят все, а слушать — лишь избранные.
В итоге разговор превращается в бег наперегонки: каждый с нетерпением ждет очереди высказаться и слушает другого невнимательно. В итоге мы плохо понимаем друг друга, обижаемся и не находим решения.
Умение слушать мне всегда давалось с трудом. Но чем больше я получала опыта, тем лучше понимала, как это важно. С каждым годом я становлюсь спокойнее и внимательнее к тем, с кем общаюсь. Постепенно люди начинают так же относится ко мне, даже если раньше часто перебивали. Мы склонны демонстрировать поведение, которое проявляют по отношению к нам. Поэтому если научимся слушать, то со временем наши друзья, коллеги и родные будут внимательнее слушать нас.
Сегодня я расскажу, что нам мешает слушать собеседника и как это исправить. Если вы сейчас подумали «отправлю-ка я эту статью своему коллеге», выпуск для вас.
Что мы делаем не так
На своем опыте я определила способы, которыми мы демонстрируем невнимание к собеседнику. Я не специалист в психологии, но на опыте общения на работе и в личной жизни заметила, что разговор превращается в соревнование, когда мы ведем себя именно так.
Перебиваем. Все знают, что перебивать невежливо, но не перебивать трудно. Это требует терпения,
мудрости и уважения к собеседнику. Пока собеседник говорит, нам приходит в голову мысль. Мы боимся, что через минуту
она станет неактуальной, и спешим ее высказать:
— Как вы съездили в Испанию?
— Здорово! Мы там были прямо в Новый год, ездили в Мадрид...
— О! В Мадриде на Новый год едят виноград прямо на центральной площади!
Мы рассказали интересный факт, но собеседнику от этого не радостно.
Говорим одновременно. Это бывает нечасто, но когда случается, выглядит глупо. Допустим,
вы сидите в офисе, и один из ваших коллег задает вопрос сразу всем. Вы начинаете отвечать, но другой коллега тоже
начал говорить. Никто из вас не сдается. Это превращается в борьбу за внимание. Побеждает тот, кто завоюет больше
слушателей. Проигравшему обычно достается только один — тот, кто не успел переметнуться на более интересного
оратора, и теперь слушает проигравшего из вежливости. Толку от него мало, потому что краем уха он слушает
победителя, потому что там интереснее.
Заполняем паузу. Иногда мы изо всех сил стараемся не перебивать, но при этом с нетерпением
ждем, когда же собеседник закончит говорить. Как только возникает пауза, мы тут же перехватываем инициативу. Часто
оказывается, что мы сделали это слишком рано: собеседник не закончил говорить, а просто решил набрать воздух.
Говорим о себе. Бывает, мы слушаем собеседника, поддакиваем и выражаем поддержку. Но, как
только он заканчивает говорить, переводим разговор на себя:
— Ну что, как вы съездили в Испанию?
— Здорово! Мы на Новый год были в Мадриде, встречали на центральной площади. Очень понравилось. Люди классные: шумные и доброжелательные. Правда, было прохладно, там зимой всегда такой ветер сильный!
— А, понимаю. Мы тоже в прошлом году туда ездили, было тааак холодно, что пришлось покупать свитера и теплые штаны, чтобы погулять в новогоднюю ночь. Помню выходим мы из отеля...
Формально мы вели себя вежливо: выслушали рассказ и не перебивали. Но у собеседника остается осадок. Наверняка
он хотел рассказать еще истории о поездке, но они оказались никому не интересны.
Отвлекаемся. Такое бывает от недостатка концентрации. Например, у меня был трудный день,
поэтому вечером я уже плохо воспринимаю информацию. Собеседник говорит, в голову западает мысль, я начинаю ее
обдумывать и сама не замечаю, что уже давно выпала из разговора. Становится стыдно. Иногда мы отвлекаемся не сами:
внезапный звук на улице, сообщение на телефоне или знакомый в кафе — и собеседник нас потерял.
Кажется, что все это не так страшно. Подумаешь, перебили, это же не монолог. Мы общаемся, значит, каждый делится историями или советами. Иногда мы делаем это с благородной целью: хотим развеселить собеседника, поддержать рассказом о себе, избавить от неловкой паузы. А на деле выходит, что мы его обижаем. Давайте разбираться, почему так получается.
Почему так поступаем
Обычно, когда мы не проявляем достаточно внимания к собеседнику, мы делаем это ненамеренно. Если бы мы действительно хотели его обидеть, выбрали бы более изощренный способ. Поэтому причины, в основном, связаны с нашей реакцией на разговор.
Нетерпение. Обычно мы не знаем, как долго собеседник еще будет говорить. Это порождает
нетерпение: у нас самих уже накопились мысли, и ждать своей очереди невозможно. К тому же собеседник может
заговорить о другом, тогда наша мысль будет уже не в тему.
Несогласие. Собеседник говорит то, с чем мы не согласны. Если мы разговариваем один на один,
это не так страшно. Но если он делится своей идеей с несколькими людьми, нам трудно промолчать. Мы боимся, что
собеседник приведет аргументы, которые убедят аудиторию, тогда переубедить всех будет сложнее. Перебить сразу
безопаснее.
Эмоции. То, что говорит собеседник, вызывает эмоции. Причем, необязательно негативные.
Например, мы испытываем восторг и хотим немедленно им поделиться. Даже, если мы делимся радостью, собеседнику
не всегда это приятно: он еще не договорил, а его прервали. Да так, что и продолжать уже неудобно.
Скука. Иногда нам просто неинтересно то, что рассказывает собеседник. Мы не хотим его обидеть,
поэтому не прерываем. Но толку от такого разговора мало, потому что все равно не слушаем внимательно и только
и ждем, чтобы он поскорее закончил говорить. К тому же никому неприятно было бы узнать, что его слушают
из вежливости.
Какая бы ни была причина невнимательности, собеседнику на нее плевать. Он хочет спокойно высказаться. Поэтому теперь посмотрим, как этого достичь.
Что делать
Статьи и книги по общению описывают миллион приемов, которые помогают стать хорошим собеседником. Но приемы не так уж важны. Главное — научиться быть терпеливым. Когда вам это удастся, вы выработайте собственные способы общения. А пока поделюсь с вами своими.
Не доставать телефон. Все знают, что смотреть в смартфон во время разговора невежливо, но все
равно это делают. Смартфон — тоже общения. Если нам ответили в твитере или написали комментарий в инстаграме,
мы чувствуем, что все еще интересны окружающим. Поэтому так быстро привыкаем все время держать смартфон при себе.
Проблема в том, живая беседа от этого страдает. Никто не захочет делиться с другом чем-то важным, пока тот смотрит
в телефон.
Возьмите за правило оставлять смартфон в кармане или сумке, даже если все ваши друзья выкладывают телефоны на стол
в кафе. Оставьте себе право отвечать только на звонки, со временем друзья начнут поступать так же.
У меня дома в коридоре стоит коробка. Когда в гости приходят друзья, я прошу их складывать
телефоны в нее. И сама поступаю так. Я выгляжу занудой, зато во время встречи мы общаемся только друг с другом,
а не с виртуальными собеседниками.
Не торопиться говорить. Если вам показалось, что собеседник договорил, это еще не значит, что
он действительно договорил. Когда возникает пауза, хороший слушатель не заполняет ее сразу. Помолчите еще немного,
чтобы собеседник почувствовал, что его слушают. Скорее всего, он захочет сказать что-нибудь еще. Теперь он не будет
торопиться и лучше сформулирует мысли.
Не подсказывать. Иногда собеседник волнуется и забывает нужное слово. Мы хотим его выручить
и начинаем подсказывать, а в итоге оказываем медвежью услугу: либо слово не то, либо собеседник смущается еще
больше. Ваша задача — заставить собеседника чувствовать себя комфортно. Пусть знает, что вы его не торопите, тогда
он успокоится, вспомнит нужное слово и закончит мысль. Подсказывайте только в крайнем случае, если видите, что
собеседник совсем растерялся. Когда будете помогать, используйте вопросительную интонацию. Так собеседник сможет
подтвердить или опровергнуть вашу догадку:
— Вчера во время работы мне пришла в голову идея. Что, если мы используем в качестве фона картину... Эмммм... Ну постимпрессионист известный...
(Молчите)
— Забыл, как зовут художника... Который еще подсолнухи нарисовал...
— Ван Гог?
— Да, Ван Гог! Так вот, картину «Звездная ночь» поставим на фон. Мне кажется, хорошо будет смотреться. Я даже макет набросал. Вот, посмотри.
Записывать. Если вам пришла мысль во время разговора, запишите ее. Так вы не перебьете
собеседника и не забудете, что хотели сказать. Для этого всегда держите под рукой блокнот и ручку. В смартфон
не записывайте, будете выглядеть, как вот эта компания:
Источник — Dampaday.com
Не думать над ответом. Часто, пока собеседник говорит, мы начинаем думать, что ему ответить.
Хотим поубедительнее возразить, привести примеры, правильно задать вопрос. В итоге ставим себя в глупое положение.
Со мной такое бывает: собеседник говорит, у меня появляется вопрос, я его обдумываю, не слушаю разговор, спрашиваю,
а оказывается, что собеседник только что об этом рассказал сам.
Проявлять интерес. Если в ответ на историю собеседника у вас появилась своя, не переходите
к ней сразу. Проявите внимание к тому, что только что услышали. Задайте дополнительные вопросы, подбодрите,
выскажите свое мнение, но не приступайте пока к истории о себе. Одного слова «понимаю» недостаточно. Убедитесь, что
собеседник почувствовал вашу поддержку и оценил ее.
Когда это не подходит
Не всегда полезно быть хорошим слушателем. Есть люди, которые пользуются вашей вежливостью, вываливают бесполезную информацию и поедают время. Такая беседа идет только во вред.
Я не знаю, как правильно поступать в таких ситуациях. Мне не хочется быть грубой, но и тратить время на неприятную
беседу тоже жаль. Обычно я нахожу предлог прервать разговор и уйти. Но так получается не всегда. Когда
не получается, я просто молчу, чтобы не спровоцировать продолжение разговора. Мне всегда кажется, что оба этих
способа неправильные. Должен быть другой, более эффективный, который помогает в таких ситуациях. Если вы его знаете,
делитесь в комментариях.
Статья Людмилы Сарычевой
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>