Просмотрено 13972 Комментарии 9.5 минут

Блестящее выступление

Блестящее выступление

Я знаю харизматичных, уверенных в себе людей, которые избегают произносить даже тост на семейном празднике. Они боятся сказать что-то глупое, выглядеть нелепо или забыть слова.

Из-за страха говорить на публике мы многое теряем: стесняемся задать вопрос на конференции, отмалчиваемся на рабочих собраниях, не проводим полезных мастер-классов для коллег. Кажется, что выступать перед аудиторией — это талант, который дан не всем. А на деле это навык, доступный каждому. Если вы им овладеете, публичные выступления станут новым инструментом для профессионального развития и помогут завоевать уважение окружающих.

Алексей Каптерев Сегодняшняя рассылка о том, как подготовить выступление, которое вдохновит аудиторию. В этом мне помогает Алексей Каптерев — всемирно известный специалист по презентациям и публичным выступлениям, автор книги « Мастерство презентации» и участник конференции ТЕД.

Цель

Публичное выступление — форма массовой коммуникации: когда вы выступаете, общаетесь с большим количеством людей. Большинство публичных выступлений, которые я наблюдаю, скучные и формальные. Они не приносят пользы слушателям и оратору. Люди в аудитории листают фейсбук, а выступающий старается поскорее закончить речь.

Чтобы этого не случилось с вашим выступлением, начните подготовку с цели. Цель — то, чего вы хотите от аудитории. Поставить ее кажется очевидным, но большинство выступающих этого не делают. Без цели выступление получается вялым.

Без цели выступление получается вялым

Хорошая цель — половина успеха. Если вы ставите цель «информировать аудиторию», вы ее просто информируете и ничего не добьетесь. Но вы способны на большее: после вашего выступления зритель должен стать лучше, захотеть измениться сам или изменить мир вокруг себя. Сделайте это целью:

Скажем, вы разработали систему мотивации сотрудников и собираетесь представить ее руководству.

Если бы это был формальный доклад для галочки, цель «рассказать о новой системе мотивации» вам бы подошла. Но если вы хотите, чтобы после презентации руководители захотели внедрить новую систему, отнеситесь к ней серьезнее. Возможная формулировка для вас «Вдохновить руководителей внедрить новую систему мотивации».


Выступающий не поставит хорошую цель, если будет думать только о своей выгоде. Когда вы едете предлагать клиенту услуги компании, цель «продать» навредит презентации. А цель «быть полезным», скорее всего, сработает.

Хорошая цель совмещает интересы выступающего и аудитории:

Визуализация хорошей цели


Если выступающий ничего не хочет от аудитории, он прячет глаза, говорит себе под нос, не отрывается от слайдов. Зрители быстро теряют интерес к такому выступлению. А когда вы чего-то хотите от зрителей, вы смотрите в глаза, следите за реакцией и говорите эмоционально.

Чтобы поставить хорошую цель, ответьте на вопросы: «Какие изменения должны произойти в убеждениях и поведении моей аудитории после презентации? Что я хочу, чтобы люди начали думать и делать?»

Хорошая цель подчиняет себе весь материал и процесс подготовки: вы вырезаете лишнее, находите убедительные примеры, приводите факты. Подготовка превращается в стройный процесс и дает предсказуемый результат.

Сценарий

Сценарий — следующее, над чем работает опытный оратор после цели. В скучных выступлениях сценарий равномерный и однообразный. Аудитория с ним быстро отключается.

Чтобы этого не произошло, превратите речь в историю. Хорошая история делится на четыре части:

Введение. Оратор устанавливает контакт с аудиторией и убеждается, что каждый зритель понимает тему выступления.


Мотивация. На этом этапе оратор делится с аудиторией проблемой. От него зависит, поверят ли вам зрители и последуют ли за вами после презентации.


Предложение. В этой части оратор предлагает решение проблемы, о которой рассказывает в мотивации.


Заключение. Оратор резюмирует сказанное и предлагает конкретные шаги.


Введение — самая короткая часть презентации. Постарайтесь ее не затягивать: в двух словах представьтесь, скажите, какое отношение вы имеете к теме выступления, спросите у аудитории, что они знают об этой теме. После этого сразу переходите к мотивации.

Хорошее выступление «продает» предложение оратора. Это необязательно платный продукт или услуга. Иногда оратор хочет, чтобы зрители следили за здоровьем, посетили мастер-класс или изучали английский. Это и будет предложением. Чтобы аудитория его приняла, сначала расскажите о проблеме, которую оно решает.

Хорошо сформулированная проблема выводит из зоны комфорта: зритель чувствует, что приближается катастрофа и хочет поскорее что-то сделать для спасения.

Вы поставили цель и предлагаете руководству новую систему мотивации. Проблема, которая вам поможет убедить в необходимости ее внедрения — низкая продуктивность незамотивированных сотрудников. Пусть руководители поймут, насколько это серьезно.

Донесите факты: двенадцать сотрудников уже разместили резюме на хэдхантере, менеджеры по продажам работают в компании по полгода, на поиск и обучение новичков уходит 600 000 рублей в год.

Усугубляйте проблему: уволившиеся сотрудники оставляют плохие отзывы о компании, клиенты их читают и перестают доверять, репутация падает, искать новых сотрудников все сложнее. Создайте кульминацию с помощью самой сильной мысли для аудитории: через два года из-за трат на обучение новых сотрудников и низкой продуктивности старых, годовые расходы компании превысят доходы, и она обанкротится.

Говорите только правду. Иначе зрители поймут, что вы их обманываете, и не захотят решать проблему.


После проблемы сделайте аудитории предложение, от которого она не сможет отказаться. Почувствуйте себя Марлоном Брандо:

Блестящее выступление 1


Скажите, что проблема серьезная, но вы знаете, как ее решить. Только не будьте высокомерны, помните о принципе Коломбо.

Объясните, как будет работать ваше предложение, какой результат принесет и каких ресурсов потребует. Не рассказывайте слишком подробно: у вас будет время обсудить детали после выступления.

После предложения переходите к заключению: резюмируйте выступление, сделайте выводы и озвучьте призыв к действию. Люди должны выйти с четким пониманием того, что делать дальше.

В итоге сценарий вашего выступления будет выглядеть так:

Иллюстрация из книги «Мастерство презентации»
Иллюстрация из книги «Мастерство презентации»


Такой сценарий захватывает аудиторию и мотивирует действовать.

Речь

Хорошие выступления требуют тщательной подготовки. Все мои хорошие выступления — те, к которым я тщательно готовился. Плохие — на которые я приходил без подготовки и пытался импровизировать.

Поэтому после работы над сценарием вам предстоит еще два этапа: создание слайдов и репетиция.

Большинство выступлений оратор подкрепляет слайдами. И больше всего проблем возникает именно с ними. Презентация — это большая отдельная тема, поэтому скажу только о главном.

Самая большая катастрофа со слайдами в том, что они избыточны. Задача слайдов — подкрепить речь, а не дублировать ее. Если презентация повторяет ваши слова, зритель не знает, слушать или читать. Вы теряете внимание аудитории.

Если презентация повторяет ваши слова, зритель не знает, слушать ему или читать

Аудитория в 10-15 человек слишком большая для слайдов, набитых текстом. Сокращайте его до минимума, чтобы не убить динамику выступления.

Потом приступайте к репетициям. Во время репетиции вы наверняка будете чувствовать себя глупо: говорить с самим собой у нас считается признаком шизофрении. Но без репетиции выступление будет слабым. Поэтому запустите слайды и проговаривайте речь вслух. Репетиция — это творческая деятельность, во время нее приходят хорошие идей. Чем больше вы будете репетировать, тем лучше получится результат.

Иногда люди боятся, что репетиция сделает выступление скучным: вы запомните речь и будете выглядеть неестественно. Но это опасение ошибочно. Чем лучше вы владеете материалом, тем качественнее донесете его до аудитории. С хорошо отрепетированной речью вас не собьет с толку внезапный телефонный звонок в зале или вопрос зрителя. Ваша речь будет уверенной и естественной.

Только не используйте формальный, бюрократический, письменный или абстрактный язык. Говорите со сцены, как в жизни:

избегайте терминов. Термины это убедительно, но неинтересно. Они создают ложное ощущение, что в одном термине уместилось сразу несколько слов. На деле, зрители, даже если понимают термин, сначала распаковывают их смысл в голове и связывают с контекстом. Термины хорошо включают разум, но плохо — эмоции, поэтому аудитория скучает.


Говорите конкретно. Конкретика лучше и убедительнее абстрактных понятий. Абстракция — эта замечательно, это высшая форма психической деятельности, она делает нас людьми и создает идеи. Если у вас нет идей — вам нечего сказать.

Проблема в том, что абстрактные понятия мы воспринимаем хуже конкретных, мы понимаем из разумом, но не чувствуем. А выступление должно работать и на эмоциональном уровне. Поэтому развивайте чувствительность к абстракциям в речи. Сказали абстракцию — проиллюстрируйте примером. Если в первом предложении у вас абстрактное слово «кризис», во втором должно быть конкретное «гречка».


Упрощайте сложные предложения. Формулировать и понимать сложноподчиненные предложения трудно. Они поглощают энергию спикера и аудитории. Старайтесь говорить короткими, простыми предложениями. Ваши слушатели и так перегружены информацией на работе, не заставляйте их раскапывать идею в тонне слов.

Диалог с аудиторией

Главная проблема во время выступления не в том, что спикер неуверенно говорит, неправильно жестикулирует или плохо целится лазерной указкой. Главная проблема — потеря контакта.

Многие думают, что выступление — это монолог. Но когда выступление переходит в монолог, аудитория чувствует себя лишней. Монолог самодостаточен и не требует присутствия зрителей. Если переходите на монолог, вы не замечаете, что никто не слушает вашу речь.

Сцена и девочка
На церемонии вручения Шнобелевской премии на сцене стоит девочка и говорит «Скууууучно!», если лауреат затягивает речь. Источник фото — Computerra

Чтобы этого не происходило, смотрите на аудиторию и пытайтесь разгадать реакцию. Если вы добросовестно отрепетировали текст и хорошо владеете материалом, вы справитесь: наблюдение за зрителями не собьет с мысли.

Обычно даже неопытный оратор по выражению лиц распознает реакцию аудитории. Но если вы плохо считываете эмоции, пользуйтесь простым индикатором: редкие легкие кивки головой говорят, что все в порядке. Но если зрители совсем не кивают — дело-дрянь.

Чтобы поддерживать интерес аудитории, задавайте вопросы. Работать с закрытыми вопросами проще всего:

Вы согласны?

Кто думает так же, поднимите руку?

Вы тоже так считаете?


Эти вопросы требуют реакции, но не требуют развернутого ответа. Для выступления это хорошо. С открытыми вопросами вы рискуете перейти в дискуссию. Если у вас мало опыта в выступлениях, я не советую задавать открытые вопросы. Дискуссия — это здорово, но нужен опыт, чтобы ей управлять. Трезво оценивайте свои силы.

Вопросы держат зрителей в тонусе и дают им понять, что они нелишние. Вопросы должны быть интересными для зрителей:

Плохо Хорошо
Сколько можно терпеть?

Как вы думаете, сколько мы протянем с таким подходом?

Почему же ничего не меняется к лучшему?

Поднимите руку, если догадываетесь о какой проблеме я говорю

Куда катится мир?

Вы тоже думаете, что наше положение безвыходное?

Не задавайте вопрос, который не требует ответа или ответ на который очевиден. Хороший вопрос — новый, неожиданный, ответ на него аудитория не знает, но хочет узнать. Если вы задаете такой вопрос, он двигает выступление вперед.

Иногда вопросы провоцируют агрессию у аудитории. Это случается, если вы давно перешли на монолог, и вдруг пытаетесь расшевелить зрителей вопросами. Это неприятно, но не плохо: вы понимаете, что потеряли контакт с аудиторией и возвращаете его. Главное — не отвечайте на агрессию агрессией. Спокойно продолжайте выступление и старайтесь больше не терять аудиторию. Тогда она будет на вашей стороне.

Волнение

Страх перед аудиторией — это нормально. Но чаще всего страх возникает именно тогда, когда выступление спонтанное или плохо подготовлено. Если вы хорошо подготовились, страх пропадет, остается только небольшое волнение. По ходу выступления оно проходит само собой. Но только в том случае, если зрители внимательно слушают, смеются над вашими шутками и отвечают на вопросы. Чтобы этого добиться, готовьтесь заранее и тщательно.

Статья Люды Сарычевой

Вам понравилась статья?

0