Просмотрено 252 Комментарии 7.5 минут

Атомные привычки лидера

Атомные привычки лидера

В качестве вводной части к статье ― мини-лекция по физике. Она нужна для того, чтобы на примере дробления кусочка сахара нагляднее объяснить свойства привычек.

Что такое кубик сахара? Это частицы глюкозы, которые спрессованы в удобную форму. Если кубик разбить, то перед нами предстанут обычные частицы сахара. Но их тоже можно измельчить до молекул, а те, в свою очередь, делятся на атомы.

Атом — самая маленькая частица, которая содержится в любой физической форме. Например, вода состоит из молекул воды, а молекулы воды состоят из атома кислорода и двух атомов водорода, связанных одной цепочкой. По сути, наш мир состоит из атомов. А те уже соединяются в молекулы и создают привычную нам картину мира. Атомы мы не видим, но благодаря им у нас есть вода, сахар и многое другое.


И при чём тут привычки?

Метафору «атомные привычки» мы позаимствовали из одноимённой книги Джеймса Клира. По мнению автора, маленькие атомы, которые мы не замечаем, в итоге являются частью большой системы. И привычки — это атомы нашей жизни и строительные блоки заметных результатов.

Сама по себе привычка ничего не значит. Если вы каждое утро выпиваете два стакана воды, это не значит, что вы проживёте до ста лет. Привычка — незаметная и несущественная на первый взгляд рутина. Но при этом привычка — это единица, которая несёт фундаментальные улучшения. Несмотря на то что они незаметны, чем их больше, тем значительнее результат. Именно поэтому привычки атомные сами по себе незаметны, но являются частью больших изменений. Привычка — элемент роста.

Мы в Мегаплане тоже выступаем за здоровые рабочие привычки. Чтобы сформировать их, даже сделали онлайн-дашборды. Они помогают удерживать внимание на самом важном и экономить время на составлении отчётов.

Дашборд с отчётами и лентой активности

У каждого отдела свой дашборд для проектов и отдельный канбан для рабочего процесса. А если захочется погрузиться в бурную рабочую жизнь, достаточно включить ленту активности — она покажет, кто чем занимается и что с кем обсуждает. Вся жизнь компании перед глазами! Попробовать онлайн-дашборды

Полезные привычки очень важны для лидера. Это то, что способствует карьерному развитию и помогает не прокрастинировать, не сдаваться, а главное — быть примером для команды и подчинённых, мотивировать и давать другим стимул для роста. Если хотите быть не просто менеджером, который дает поручения и ставит задачи в CRM-системе, а вдохновляющим лидером — укрепляйте полезные привычки.

Но привычки — это не советы по улучшению жизни типа чистите зубы каждый день и пользуйтесь зубной нитью, чтобы предотвратить кариес. Привычки могут сделать из вас личность, которой вы хотели бы стать: как атомы строят молекулы, так и привычки строят из нас эффективных людей и лидеров. Об этом и поговорим в выпуске.

Откуда и почему возникают привычки

Дело в особенностях работы нашего мозга. Он всегда старается найти способы экономии энергии. Если бы мы всё делали, полностью осознавая прилагаемые усилия, то тратили бы очень много ресурсов на неважные дела и у нас не хватило бы сил на важные. Как и эффективный работник, мозг ищет способы действовать с наименьшими усилиями.

А что же привычка? Это неосознаваемое повторяющееся действие. Каждое повторяющееся действие мозг стремится превратить в привычку. Около 40 процентов наших повседневных занятий мы совершаем в автоматическом режиме.

Но есть и обратные стороны этого полезного механизма: автоматизм реакций может помешать нам правильно отреагировать на опасность или же автоматическим становится поведение, которое нам вредит, — курение, переедание, прокрастинация.

Как формируются привычки? Наиболее точно процесс перевода действия в незаметную рутину описывает петля привычки «сигнал, действие, награда»:

Сигнал запускает автоматический режим и сообщает мозгу, какую привычку выбрать Привычные действия — то, что мы делаем в ответ на сигнал. Причём это могут быть не только физические действия, но и наши мысли или чувства. Награда — то, что мы получаем после выполнения действий. Она определяет, стоит ли в дальнейшем использовать именно эту петлю.

Постепенно петля «сигнал, действие, награда» становится всё более и более автоматической, пока у человека не станет появляться сильное ощущение предчувствия и страстного желания получить награду.

Постепенно петля «сигнал, действие, награда» становится всё более и более автоматической

Таким образом, чтобы создать нужную привычку, необходимо найти простой сигнал, определить вознаграждение за действие, выработать бессознательное страстное желание.

Привычки невероятно устойчивы. Удивительно, но люди с серьёзными повреждениями мозга, которые не могут вспомнить последние события своей жизни и нарисовать план своего дома, легко в нём ориентируются и выполняют привычные действия.

Это происходит потому, что механизм развёртывания привычки находится в особом отделе мозга — базальных ганглиях. Эта часть мозга может нормально функционировать, даже если повреждены остальные части. Многие плохие привычки никогда не исчезают полностью, а просто «затаиваются» в ожидании нужных знаков и наград.

Итак, привычки невероятно устойчивы. И что самое интересное — вредные привычки более устойчивы, чем полезные. Привычка во время приёма пищи включать видео на «Ютубе» гораздо быстрее закрепится, чем привычка делать зарядку по утрам.

Почему так просто повторять плохие привычки и так сложно — хорошие

Джеймс Клир считает, что менять привычки сложно по двум причинам: во-первых, мы меняем не то, что нужно, а во-вторых, делаем это не так, как нужно. Разберёмся с первой причиной. Представьте изменения как слои.

Первый слой — изменение долгосрочных целей. Большинство целей мы ставим на этом уровне: добиться повышения, создать стартап-единорог и так далее.

Второй слой — изменение процесса. Этот уровень связан с перестройкой привычек: выстроить систему мотивации для сотрудников или перевести команду в CRM, чтобы не терять выручку. Большая часть привычек, которые мы формируем, связана с этим уровнем.

Третий и самый глубокий слой — изменение идентичности. Этот уровень связан с изменением убеждений: мировоззрения, представлений о себе, суждений. Большая часть изменений личности связана с этим уровнем.

Результаты — это то, что мы получаем. Процессы — то, что мы делаем. Идентичность — то, во что верим.

Когда мы внедряем новые привычки, то чаще всего хотим повлиять на первый слой — слой результата. И концентрируемся на результате, которого хотим достичь, но при этом наша идентичность остаётся прежней.

У нас уже сложились схемы поведения: мы мыслим определённым образом, относим себя к определённой группе людей.

Если я хочу похудеть, то могу этого достичь, но я всё ещё отношу себя к любителям фастфуда и жирной пищи. Мои убеждения не изменились, я не стал фанатом здорового образа жизни, я просто хочу влезть в одежду меньшего размера.

За привычками стоит идентичность — наши убеждения и мировоззрения. Если наше поведение идет вразрез с убеждениями, то оно долго не продержится: если мы едим салат, а не бургер, потому что «так надо» или «надо потерпеть», то, как только вы дойдёте до нужной цифры на весах, вы всё бросите.

Очень сложно изменить привычки, не изменив убеждений, которые стоят за ними и которые являются причиной поведения человека. Вы можете иметь новые цели и новые планы, но этого недостаточно. Обычно люди относятся к физическим упражнениям как к не самой приятной необходимости, однако те, кто «втянулся», научились находить в них удовольствие. Для них упражнения не только необходимость, но и приятное времяпрепровождение, которое заставляет организм вырабатывать эндорфины.

То, что связано с идентичностью, сложнее изменить. Если мы во что-то верим, то изменение наших убеждений — конфликт идентичности. Если хорошие привычки конфликтуют с нашими убеждениями, то какими бы хорошими они ни были, протянут недолго. Позже вы решите, что устали, что заслужили отдых или можете на день всё отложить. А потом просто забудете, потому что это привычка расходится с вашим пониманием самого себя. И чтобы внедрять хорошие привычки, нужно расширять идентичность и убеждения, развивая собственные представления о себе.

Как внедрять хорошие привычки

Есть четыре простых шага: стимул, желание, реакция и вознаграждение. Мозг проходит каждый из этих шагов в одном и том же порядке.

Шаг первый: стимул. Стимул побуждает в мозге то или иное действие. Стимул — это знак, который говорит нам о том, что сейчас мы можем что-то сделать и получить то, что нам надо. Когда наши доисторические предки понимали, что рядом может быть добыча, это служило для них стимулом, который мозг превращал в желание.

Шаг второй: желание — основной фактор мотивации и основа для появления привычек. Без желания нет стремления к изменениям, то есть нет понимания смысла новых привычек. Сама привычка нас не мотивирует, а вот ощущения, которые она дает, — формируют желание продолжать. Сами стимулы ничего не значат без правильной интерпретации: если мясо вам не нравится, его запах вызовет не желание, а отвращение. Поэтому наши мысли, чувства и эмоции переводят стимул в желание.

Шаг третий: реакция — та самая привычка, действие, которое мы совершаем из-за желания. Если желание сильное, то человек оценивает свои возможности: если нам кажется, что их у нас недостаточно, то привычка не сформируется, потому что мы не готовы перевести желание в реакцию. И в конечном итоге реакция приносит вознаграждение, которое подкрепляет привычку.

Шаг четвёртый: вознаграждение, которое мы можем получить. Желание — стремление его получить. Реакция — это действие для его получения. Вознаграждения удовлетворяют наши потребности, поэтому мы так стремимся их получить. Наш мозг анализирует внешние и внутренние свойства на наличие стимулов, которые дадут потом вознаграждение. А с помощью конечного чувства удовлетворения или разочарования мы определяем полезные и бесполезные действия.


Есть четыре простых шага: стимул, желание, реакция и вознаграждение

Если в конце мы получили подкрепление, то замкнули петлю и завершили цикл образования привычки. Если на одном из этапов что-то пошло не так, то привычка не завершилась. Сила привычки заключена в страстном желании вознаграждения, в предвкушении. Тяга к награде укрепляет привычку. Сигнал должен запускать не только привычное действие, но и страстное желание награды.

***

Если вы привыкли вознаграждать себя куском торта за тяжёлый рабочий день, то ваш мозг будет предвкушать награду ещё до того, как увидит сам объект. Возможно, мысль о торте будет согревать вас на пути домой. Но если вы решаете похудеть и отказаться от сладкого, то это означает также, что вы лишите себя награды, которую считаете заслуженной. Поэтому с привычками так тяжело бороться, ведь нам приходится лишать себя приятного.


Редакция Мегаплана. Иллюстратор: Лидия Пожидаева

Вам понравилась статья?

0