Представьте себе команду, состоящую из талантливых, позитивных и сдержанных профессионалов, готовых принять любой вызов. Разве она не похожа на команду мечты, о которой грезят все руководители?
К сожалению, мы не всегда выбираем, с кем работать. А большинство из нас не умеют оставлять эмоции за дверью офиса. Даже если вы само дружелюбие, на вашем пути непременно встретятся неадекватные или агрессивно настроенные сотрудники. А если личную неприязнь ощущаете вы сами?
Статья будет полезна тем, кто не может, но хочет найти общий язык с сослуживцами. А также тем, кто желает улучшить атмосферу в коллективе: понять причины конфликта и зарыть топор войны. Неважно, кто вас раздражает — босс или сосед по столу,— есть несколько действенных способов разрядить обстановку и наладить отношения.
Для начала задайте себе вопрос
«Причина в вас или в коллеге?» Скорее всего, вы сразу ответите, что виноват он. Однако правильный ответ почти всегда такой: виноваты оба. Будем честны, мы все иногда ленимся, ворчим и осуждаем.
Каким бы неприятным ни казался ваш коллега, это не значит, что в плохих отношениях виноват он один. Оглянитесь назад и спросите себя, а не стало ли причиной конфликта ваше поведение. Может быть, вы сказали ему что-то обидное или чего-то не сделали, поэтому он вас невзлюбил?
На работе не должно быть места личным обидам, здесь вы профессионалы, выполняющие работу. Поэтому в поисках причин неприязни тоже постарайтесь исходить из рабочих мотивов. Если ваш коллега просит поторопиться с отчетом, попробуйте допустить, что это не потому, что он раздражен или нетерпелив. Вспомните, может быть, в последнее время вы сами задерживали отчеты или сдавали их в последний момент? Тогда замечание коллеги обоснованно.
Будьте осторожны в своих оценках и помните о фундаментальной ошибке атрибуции — склонности связывать промахи другого человека с его характером и личными причинами. Например, если человек часто опаздывает на работу, окружающие могут начать считать его ленивым, не принимая во внимание реальные причины опозданий.
Работая с людьми, которые вам не нравятся, вы неосознанно можете относиться к ним предвзято. Поэтому, когда человек не вызывает симпатии, вас раздражает все, что он делает. Постарайтесь избавиться от этого ощущения, потому что оно все время будет отравлять ваши рабочие отношения.
Узнайте больше и дайте шанс
Попробуйте хоть раз поставить себя на место того человека, с которым у вас натянутые отношения.
У сослуживца может быть плохое настроение из-за неприятностей дома или потому, что он больше не в состоянии выкладываться на полную, потому что устал или перегорел. Причин может быть много. Но вы никогда о них не узнаете, если не приложите усилий, чтобы заглянуть вглубь ситуации и понять истинную причину, стоящую за происходящим. Вряд ли вы сможете изменить обстоятельства, но зато это точно позволит вам пересмотреть ваши отношения.
Вам не повредит чуть больше вникнуть в жизненные ситуации коллег и проявить сочувствие. В конце концов, если бы вы были на их месте, вам бы хотелось узнать, что вы кому-то не нравитесь без явной на то причины?
Будьте профессионалом
Вам не нужно заставлять себя дружить с людьми, которые вам не нравятся, ради хорошей психологической обстановки в офисе. Вам просто нужно проявлять уважение к окружающим и выполнять свою работу. Старайтесь пропускать мимо ушей мелкие придирки и не реагировать на колкие замечания, если они появляются, — держите себя в руках на рабочем месте.
Отличная цитата в тему
В нашей личной и профессиональной жизни мы постоянно сталкиваемся с одной неприятностью за другой, большинство из которых мы не можем контролировать. Но есть четыре вещи, которые мы все-таки контролировать можем: как мы реагируем, как адаптируемся, как дышим и как мы действуем.
Даймонд Даллас Пейдж, известный американский рестлер и фитнес-тренер
Всегда старайтесь реагировать на вызовы жизни профессионально.
И никаких сплетен
Не обсуждать коллег за их спинами — тоже часть профессионализма. Перспектива поговорить о ком-то, кого вы терпеть не можете, с коллегами, которые разделяют ваши чувства, может быть очень заманчивой. Но прежде чем выплеснуть раздражение или обиды за ланчем с единомышленниками, подумайте, что это даст. Улучшит ли это ваши отношения, сделает ли команду более продуктивной? Сплетни продолжат разрушать и без того хрупкий фундамент и будут настраивать против вас еще больше.
Если вам хочется обсудить рабочий конфликт, обратитесь за объективным мнением к третьей стороне. Можно найти доверенное лицо, которое не имеет уже сложившегося мнения по этому вопросу и не относится к членам вашей команды. При разговоре не превращайте свой монолог в череду обвинений, изложите факты и попросите совета.
Обсудите проблему с коллегой
Узнав немного больше о своем оппоненте и получив непредвзятые напутствия третьей стороны, пришло время поговорить лично и расставить все точки над «и». Легче сказать, чем сделать: придется набраться смелости и пригласить сослуживца на откровенный разговор.
Разговаривать лучше в неформальной обстановке за чашкой кофе или во время ланча.
1. Начните с признания того факта, что вы оба находитесь не в самых лучших отношениях. Но так как вам нужно как-то работать вместе, вы оба должны определить, что вам мешает, и отыскать компромисс.
2. Теперь ваша задача — найти причины или факторы, которые провоцируют вас обоих на конфликты. Выясните, что в вашей общей работе вам не нравится. Скорее всего, вам обоим придется над этим поработать.Разговор может выйти довольно неловким или даже закончиться ссорой. Чтобы этого не произошло, важно держать в голове установку, что ваша цель — не обвинить друг друга, а вместе найти решение проблемы. Стройте фразы, чтобы они не звучали как обвинение, а описывали факты.
Неправильно:
«Вы заставляете меня делать вашу работу».
«Вы постоянно меня перебиваете».
«Вам нужно подумать над своим поведением».
Правильно:
«Я устаю, когда мне приходится доделывать за кем-то работу».
«Если меня перебивают, я не могу сосредоточиться».
«Будет здорово, если мы сможем найти решение, которое устроит нас обоих».
Если вы исчерпали аргументы, а коллега не желает идти на компромисс, вашей вины в этом нет. По крайней мере, вы сделали все, что возможно, чтобы наладить нормальные рабочие отношения.
Поставьте в известность руководителя
Если разговор по душам не решил проблемы, а только усугубил, следующим шагом может быть обращение к вышестоящим лицам. Если коллега недопустимо себя повел или проявил халатность в работе, сообщите об этом непосредственному руководителю или даже в отдел кадров. Важно объективно сообщить о ситуации, избегая оценочных суждений (помните, что вы профессионал).
Попросите своего руководителя и специалиста отдела кадров помочь в разрешении конфликта. Дайте понять, что токсичный сотрудник разрушает здоровую рабочую среду. Если из-за личной неприязни в опасности находится проект, постарайтесь убедить руководство доверить его другому человеку, более подходящему для этой роли.
Не бойтесь обращаться за помощью, так как вам действительно могут быстро помочь.
Если лучше не стало, сведите общение к минимуму
Когда все попытки разрешить ситуацию терпят неудачу, у вас не остается другого выбора, кроме как смириться и продолжать работать с человеком, который вам не нравится. Уволиться вы всегда сможете, но есть менее радикальный способ избежать общения с неприятными личностями. Достаточно максимально сократить с ними контакты.
Общайтесь исключительно по работе, воздерживайтесь от комментариев, избегайте дебатов, которые только добавят напряженности между вами. Если вулканы извергаются каждый раз, когда вы встречаетесь в офисе, возможно, лучшим решением будет общаться дистанционно — через CRM и планировщик задач.
Увы, есть категория сотрудников, договариваться с которым бессмысленно. Это благое намерение с самого начала обречено на провал. Речь о токсичных людях, которые не делают ничего, чтобы изменить ситуацию, ведь причина проблем, по их мнению, во всех остальных, а не в них. Вот пять портретов типичных токсичных сотрудников:
Нытики. Их никогда ничего не устраивает: зарплата маленькая, задачи скучные, погода дрянь. Таким людям не угодить, поэтому и пытаться не стоит.
Критики. Раздают неуместные замечания и стремятся принизить заслуги коллег. Заставить их умолкнуть может лишь предложение дать свои варианты решения проблемы.
Сплетники. Стравливают сотрудников и наслаждаются ссорами. Горючее этим токсичным людям дают сами сотрудники, чересчур откровенничая в разговорах и соцсетях.
Молчуны. Классические интроверты, которые не стремятся налаживать близкие отношения на работе. Им не нужно общение, так что пытаться их расшевелить — значит идти против природы и будить лихо.
Шутники. На вид дружелюбные и открытые люди. Они травят анекдоты в курилке и разнообразят серьезные совещания. На самом же деле это лентяи, которые без ума от себя и любят переложить свою работу на других.
Воспринимайте сложные отношения как уроки
Работа с людьми, с которыми вы не сошлись характерами, может сильно напрягать и подавлять вас. С другой стороны, общение с кем-то, кого вы не любите и наоборот, может способствовать личному и профессиональному развитию. Сложные отношения могут помочь вам стать терпимее, мягче и ответственнее.
В любой ситуации на работе и в жизни старайтесь видеть вещи в позитивном свете и искать возможности даже в самые трудные времена. Рабочее пространство всегда будет полно разных личностей, в том числе неприятных и даже отвратительных. Однако знания и опыт профессионального общения с такими людьми, как они, обязательно вам помогут и будут способствовать вашей карьере.
1. Начинайте с себя: поищите причины в своей работе и избегайте предвзятого отношения.
2. Сторонитесь сплетен и любых обсуждений коллеги в его отсутствие.
3. Не стесняйтесь просить поддержки руководителей и кадровиков.
4. Не тратьте время на токсичных людей.
Почти у каждого человека, каким бы неадекватным он ни казался, есть положительные качества, и если вы сможете их разглядеть и оценить, вы уже выиграли половину битвы. В ответ люди также начнут ценить вас.
Текст: Любовь Шарова. Иллюстрации: Константин Амелин. Источник: CloudEmployee,
Мнение экспертов
Токсичные люди нет-нет да и появлялись у нас в компании. Умеют они ловко притворяться на собеседовании, но с такими мы быстро прощались. Всю работу ведем в своей же CRM, а там видно, кто как и с кем общается (читай ‒ переписывается). А значит, любой комментарий, даже колкий и ядовитый, остается в истории. То же касается общения техподдержки с клиентами. За счет заведения схемы бизнес-процесса внутри системы все тикеты остаются. Все свидетельства непрофессионального общения как на ладони, и доказывать в общем-то ничего никому не нужно.
Токсичность в общественном рабочем пространстве собственно Мегаплана недопустима. За это неминуемо наказание рублем. Радует, что происходит нечасто, раз в пару лет.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>