Подчиненные старше меня. Да они и всерьез-то меня не воспринимают. Что я тут делаю?» — рассуждают многие молодые руководители, тем самым вредя себе же. В подобной ситуации с каждым годом оказывается все больше управленцев, хотя этого можно избежать.
Сегодня к числу трудоспособных граждан многих стран относятся представители разных поколений, и нередко эти люди работают в одной команде. В последнее время на руководящие должности все чаще назначают молодых специалистов. Так, в США 69 процентов сотрудников различных компаний в возрасте 55 лет и старше вынуждены отчитываться перед начальниками, которые моложе их.
Как в такой ситуации действовать руководителям-новичкам, выяснила, обратившись к работам экспертов в сфере управления и деловой психологии, писатель и журналист Рейнсфорд Штауффер. Оказывается, есть четыре стратегии, позволяющие наладить правильные отношения с более опытными и старшими подчиненными.
Избегайте самоуничижения
Скромность — одна из составляющих эффективного лидерства, но вы должны чувствовать разницу между скромностью и подрывом собственного авторитета. Никогда не извиняйтесь за свой возраст и за то, что работаете в компании не так давно, как ваши подчиненные.
Рассуждения о том, что у вас не хватает опыта и знаний, чтобы занимать руководящую должность, вовлекают вас в порочный круг. Сдерживая себя из-за опасений не быть воспринятым всерьез, молодой руководитель работает не так хорошо, как мог бы, что сказывается на общем результате и возвращает его к мыслям о собственной некомпетентности. Правильнее всего выяснить у команды, чего она ждет от вас как от руководителя, и принять во внимание полученный ответ.
Управляйте, несмотря на незнание
У молодого руководителя, как правило, действительно меньше опыта, чем у его более старших подчиненных, но, как показывает практика, это нередко и становится преимуществом. Во-первых, хорошие лидеры способны грамотно использовать опыт подчиненных, а во-вторых, управленцы-новички часто превосходят матерых за счет открытости и жажды успеха.
Не стоит притворяться, что вы знаете ответы на все вопросы. Гораздо важнее умение выслушать подчиненных и при необходимости задать им правильные вопросы, это поможет выстроить доверительные отношения с командой и сделает совместную работу наиболее продуктивной. Помните: больше всего людям нужен лидер, который в них нуждается.
Формируйте собственный стиль
Некоторые молодые руководители решают, что проще всего бороться с синдромом самозванца, если подражать другому, более опытному управленцу. И попадают в ловушку. С одной стороны, подражать стилю, вызывающему отторжение, трудно, с другой — собственного еще нет. Иногда это приводит к тому, что новичок начинает отстаивать свое, даже нестандартное, видение себя как управленца любой ценой.
Избежать такой ошибки можно, если поговорить с некоторым количеством успешных руководителей и, проанализировав их опыт, выработать свой взгляд на управление. Главное — не бояться совершать ошибки и делать из них правильные выводы. Формирование собственного стиля в управлении — это о постоянной работе над собой, а не про стремление все выучить, чтобы «получить пятерку».
Объясняйте все
Стремясь к тому, чтобы к ним относились серьезно, молодые руководители могут совершать нелогичные, с точки зрения команды, поступки. Скажем, потребовав в офис стол для пинг-понга или заявив, что будете выполнять работу удаленно, без каких-либо объяснений, вы явно не станете популярнее у команды. Решая кардинально изменить что бы то ни было, подробно объясните подчиненным, зачем и почему вы так поступаете. А главное — убедитесь, что причины, по которым вы взялись ломать устоявшийся порядок, достаточно веские.
***
Те, у кого никак не получается избавиться от неуверенности в себе, могут прибегнуть к простому приему. Вспомните, как в прошлом вы добились успеха в новой для себя деятельности и что вам тогда помогло. Возможно, лет через 10 вы поможете руководителю-новичку, который придет к вам за советом.
Фото: Photo by
Источник:
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>