Гэри Чэпмэн в 1992 году опубликовал книгу «Пять языков
любви: как выразить свои чувства к партнеру». Автор — семейный психолог — рассказывает, почему любящие супруги
разводятся и как это предотвратить.
В выпуске о внутреннем увольнении я советовала
дополнительно посмотреть выступление предпринимателя Сергея Котырева
об ошибках менеджмента. В этом
выступлении Сергей упоминает о книге Чэпмэна. Он рассказывает, как советы семейного психолога помогают руководить
компанией. Сегодня я хочу подробнее остановиться на этой теме.
Книга издательства «Брайт стар паблишинг»
ЯЗЫКИ ЛЮБВИ
Чэпмэн описывает пять языков любви:
слова одобрения;
акты служения;
подарки;
качественное время;
физическое взаимодействие.
Каждый человек говорит на всех языках любви: любит получать подарки и радуется похвале.
Но один язык — основной. Если человек говорит с партнером на этом языке, он чувствует любовь и отвечает
взаимностью.
Например, для мужа главный язык любви — служение. Это значит, он любит помогать другим и когда помогают ему. Жена это знает, поэтому каждый вечер радует вкусными блюдами, регулярно убирает квартиру, иногда моет машину мужа. Эти поступки дают мужу уверенность, что жена любит его и готова вкладываться в отношения. Когда языки любви совпадают, супруги счастливы и имеют все шансы отметить золотую свадьбу. Но если они говорят на разных языках, могут быть проблемы.
Допустим, основной язык любви супруги — слова одобрения. Вы можете каждую неделю дарить ей золотые украшения, но если не будете благодарить за чистоту в доме и вкусный ужин, она усомнится в вашей любви. Вы говорите на разных языках.
То же с сотрудниками. В благодарность за хорошую работу Вы каждый месяц выдаете премию подчиненному, а его язык любви — слова одобрения. Со временем мотивация такого сотрудника упадет, производительность снизится, премии закончатся. Сотрудник уволится и будет рассказывать гадости про начальство.
Пять языков любви помогут поддерживать мотивацию сотрудников. Сегодня в рассылке расскажем, как выявить основной язык
любви подчиненного и как правильно на нем говорить.
Слова одобрения
Я знаю руководителей, которые любят критиковать и не умеют хвалить. Будто хороший результат — само собой
разумеющееся. Если ваш язык любви — одобрение, вам не понравится работать с таким руководителем.
В выходной звонит телефон. Вы видите, что это клиент, с которым заключили сделку на этой неделе. Ваша работа с ним окончена, в выходной думать о делах не хочется. Вы смотрите на телефон, на остывающий завтрак, снова на телефон. Вздыхаете и берете трубку. Оказалось, проблема с доставкой товара. Вы за это не отвечаете, но клиенту больше не к кому обратиться. откладываете семейные дела и за пару часов решаете проблему.
В понедельник приходите на работу, начальник точно в курсе ситуации, но не подает виду. В конце месяца вам выдают премию. Вы идете к начальнику, спрашиваете, за что, а он отвечает: «Ну ты ж тогда вроде помог клиенту в выходной, вот и премия». При этом начальник смотрит в компьютер и даже не поднимает на вас глаз.
Как вы почувствуете себя в этой ситуации? Если вас охватывает скорбь и уныние, вам важны слова одобрения.
Когда сотруднику важно одобрение, он сам даст это понять: будет подхваливать коллег, писать хорошие отзывы
о работе, делать комплименты. Люди склонны проявлять то отношение, что хотели бы получить сами.
Мать подпитывает мотивацию Марфушеньки-душеньки
Внимательный начальник заметит и другие признаки: сотрудник задерживается на работе и обязательно попадается
на глаза руководителю, часто показывает результаты и приносит идеи.
Работайте с этим. Если человек любит слова одобрения, не жадничайте. Это пойдет на пользу бизнесу.
Похвала. Не скупитесь на комплименты для сотрудника, но и не переборщите. Подпитывайте
мотивацию незамысловатыми фразами между делом:
— Уже 8 вечера, а ты еще на работе? Вот это ответственность!
— Я слышал, ты вчера отлично справился на переговорах с клиентом. Поздравляю!
— За этот месяц ты лучший по продажам. Я впечатлен.
Иногда сотрудники жаждут публичного одобрения. Благодарите сотрудника за хорошую работу на собраниях или
корпоративах.
Критика. Мы уже несколько раз писали, как правильно критиковать:
Говорите о поступке, а не о человеке: вместо «ты безответственный» скажите «к этому проекту ты отнесся легкомысленно».
Оценивайте усилия, даже если результат не тот: «Я вижу, что ты старался. Спасибо, что вложил в это дело столько труда. Но это не совсем то, что нам нужно. Давай улучшим?»
Выражайте чувства: «меня беспокоит, что ты не уложился в срок»; «я разочарован в результате»; «я огорчен, потому что ожидал от тебя большего». Так вы покажете, что вам не плевать на результат, а само замечание перестанет выглядеть обвинением.
Просьбы. Это один из диалектов языка одобрения. Не просто поручайте сотруднику новые
задачи, а подталкивайте на подвиги:
— Вика, в прошлом месяце ты обучила нового сотрудника. Я поинтересовался у него, как прошло обучение, и он был в восторге. Я и сам вижу, что ты старательный сотрудник. Твой опыт пригодился бы многим новичкам. Как ты смотришь на то, чтобы заниматься обучением постоянно?
Травите леску, будьте готовы к отказу. Пусть сотрудник сам захочет взять на себя задачу. Ваше дело — показать
важность этой работы для компании.
Качественное время
Многие руководители соблюдают дистанцию с подчиненными. Считается, что личные отношения вредят работе. Но если
сотрудник говорит на языке качественного времени, придется поступиться этими принципами во имя мотивации.
Сергей Котырев рассказывает случай: в его компании работает программист. Он всегда показывал отличные результаты и хорошо ладил с коллективом. Но прошло время, и он скис, производительность упала.
На этот период выпал корпоратив. Утром после него Сергей и программист не могли сесть за руль, поэтому приходили в форму в кафе. Прообщались три часа. Рабочие вопросы не обсуждали.
После этого случая программист снова стал показывать отличные результаты и работать с удовольствием. Его язык общения — качественное время.
Качественное время — это время, безраздельно посвященное собеседнику. Такого времени может быть не так много,
но оно целиком должно принадлежать вам и собеседнику. Если в процессе разговора вы играете в икс-бокс или читаете
отчет, это не качественное время.
Это ресурсоемкий язык общения: его трудно вычислить и применять.
Когда сотрудник говорит на языке качественного времени, в деловой беседе он обычно не ограничивается рабочими вопросами. Если заглянул по делу, заодно спросит о прошедшей на днях конференции или планах на отпуск.
Иногда это может быть банальной вежливостью. Поэтому более надежный способ выявить язык общения — попробовать его.
Невзначай выловите сотрудника на корпоративе или в коридоре. Заведите разговор на общие темы, не касайтесь работы.
Постарайтесь, чтобы беседа не была натянутой, поделитесь фактами из жизни:
— Я слышал, ты вчера участвовал в благотворительном забеге? Как впечатления?
— Тяжеловато было, хотя я три месяца готовился. Раньше не бегал на такие дистанции.
— Понятно. Ну да, наверное, тяжело так. А как тренировался?
— В парке бегал каждый день, два раза в неделю силовые нагрузки.
— Ну у тебя и сила воли. Здорово. А я вот купил беговые кроссовки месяц назад, но так и не вышел на пробежку. А ты как заставляешь себя заниматься?
— Сначала с трудом, очень лень было. Недели через две втянулся. Фитнес-браслет даже купил, чтобы отслеживать нагрузки.
— Серьезно? Какой выбрал?
Внимательно слушайте собеседника, цепляйтесь за его слова, задавайте вопросы. Покажите, что вы цените его
знания. Десяти минут непринужденной беседы хватит, чтобы замотивировать сотрудника, если его основной язык общения —
качественное время.
После разговора понаблюдайте в течение дня за сотрудником. Если он работает на подъеме, качественное время — его язык
общения. Теперь ваша задача — проводить такие беседы регулярно.
Акты служения
Когда основной язык любви — акты служения, человек сам бросается помогать тому, кто им симпатичен. Так он подсознательно проявляет свое расположение.
Не все руководители готовы разговаривать на языке служения с сотрудниками. Мы привыкли, что подчиненные служат
руководителям. Но если в вашей команде есть ценный кадр, для которого это важно, преодолейте этот
стереотип:
Если у сотрудника трудности с задачей, помогите ему. Выясните проблему, исправьте ошибку и расскажите, как правильно. Так вы повысите мотивацию и заодно обучите сотрудника.
Сотрудник задержался на работе — подбросьте до дома или вызовите такси.
Заметили сонный вид — принесите кофе.
Сотрудник спорит с коллегами — разрулите. Не принимайте ничью сторону. Просто покажите, что вы не остаетесь в стороне и не хотите конфликтов в команде.
Сотрудник меняет рабочее место — помогите перенести вещи.
Не бойтесь, что вас перестанут уважать за такие поступки. Наоборот, сотрудники оценят вашу готовность прийти
на помощь и станут больше доверять.
Подарки
Подарки — еще один язык любви. Людям, которые говорят на этом языке, важно получать подарки. Стоимость, полезность и размер подарка неважен. Ценность несет сам факт дарения.
Если сотрудник угощает коллег пирогами и домашним вареньем и первым сдает деньги на дни рождения — вы знаете его язык любви.
Чтобы говорить с подчиненным на языке подарков и при этом не привлекать лишнее внимание других сотрудников,
попробуйте вот что:
Поручаете сотруднику задание — вручите новый блокнот.
Заказываете канцтовары — спросите сотрудника лично, что ему нужно для работы, и включите это в список покупок.
Привозите магниты или открытки из поездок — раздавайте сотрудникам. Только не пускайте по кругу и не оставляйте на общем столе: вручите лично.
Будете оформлять заказ в интернет-магазине — включите в него несколько мелочей на раздачу:
салфетки для монитора, держатель для книг, наклейки на ноутбук. Когда придет посылка, откройте ее при всех и как бы
невзначай раздайте мелочи сотрудникам, которых мотивируют подарки.
Физическое взаимодействие
Людей, который познают мир через физические прикосновения, называют кинестетиками. Обычно они довольно молчаливы, любят все пробовать на ощупь и выражают симпатию через объятия и прикосновения. С такими людьми необязательно разговаривать, чтобы они почувствовали ваше расположение.
Обычно их язык любви — физическое взаимодействие. Они любят обниматься и держать собеседника за руку.
В профессиональной сфере не так много вариантов проявления этого языка общения:
Здоровайтесь с таким сотрудником за руку. Пусть рукопожатие будет продолжительным и крепким.
Похлопайте сотрудника по спине, когда хвалите его работу
Если у сотрудника возникли сложности в работе, поддержите, скажите, что верите в него и положите руку на плечо. Так он почувствует вашу поддержку.
Подытожим
Гарри Чэпмэн создал удобную модель благополучных отношений: выясните язык любви партнера и говорите на нем. Партнер выяснит ваш язык и будет его использовать. Тогда семья будет крепкой, а супруги будут чувствовать любовь и поддержку друг друга.
Кажется, все просто. Но сам Чэпмэн предостерегает читателя использовать упрощенный подход к 5 языкам любви. Каждому человеку важно слышать благодарность, получать заботу и подарки, проводить время с партнером и быть с ним рядом. Но один-два языка стоят на первом месте. Сосредоточиться нужно на них, но не упускать остальные.
Выявить язык любви тоже не всегда просто. Люди склонны перенимать модели своей семьи: отец одаривал всю семью подарками, сын тоже будет так делать. Но, скорей всего, это не его язык любви, а просто привычка. Определить язык любви в деловой сфере еще сложнее.
Мотивация — сложная и неоднозначная область психологии. Подход Чэпмэна — лишь один из многих. Но все подходы основаны
на чуткости и умении прислушиваться к собеседнику. Если вы научитесь это делать по отношению к сотрудникам, они
будут любить свою работу и стремиться к лучшим результатам.
Статья Людмилы Сарычевой
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>