Перед тем как пойти на какое-то мероприятие, будь то семинар, или презентация, или тренинг, или даже корпоратив в родной компании, мы ведем внутренний диалог на тему: «Почему я должен туда пойти, кто все эти люди, зачем они мне и зачем им я?»
Между тем без нетворкинга невозможен не только карьерный рост, но и просто эффективная работа и полноценная жизнь среди людей.
Эта статья будет полезна тем, кто задумывается о стратегическом подходе к собственной карьере и профессиональной самореализации.
Умение обзаводиться нужными связями и использовать их во благо себе и окружающим не такое тонкое искусство, как это может показаться на первый взгляд. И оно вовсе не требует от вас умения быть лицемерным и угодливым подхалимом, как многие думают.
Быть человеком
Мы привыкли думать, что бизнес и личная жизнь — это разные вещи, что не стоит смешивать личные и рабочие отношения, что дружба и работа не очень совместимы и т. п.
Однако реальность показывает, что такое отношение к вещам, к сожалению или, наоборот, к счастью, больше не работает. По крайней мере, если речь идет о правилах успешного нетворкинга.
Опрос, проведенный сотрудниками Northwestern University, показал, что те участники исследования, которым предложили подумать о том, как они должны себя вести, выстраивая исключительно профессиональные отношения, оценивали нетворкинг как что-то неприятное или даже грязное.
Другой части опрашиваемых предложили подумать о том, как они должны вести себя, выстраивая личные отношения с другими людьми, и по большей части люди не имели ничего против нетворкинга.
Специалист по нетворкингу Марша Шандур и вовсе прямолинейно предлагает относиться к нетворкингу как к «созданию индустрии друзей».
Нет ничего зазорного в том, чтобы разрешить людям просто нравится вам. Без всякой задней мысли. Потому что быть человеком и при этом быть самим собой гораздо проще, чем стараться быть структурной единицей чего-то большего, чем ты сам.
Стать надежным источником
Когда вы выстраиваете отношения лицом к лицу или через социальные сети, вы хотите, чтобы люди видели в вас надежный источник.
Поэтому убедитесь, что как минимум 70% ваших взаимодействий с другими людьми направлены на то, чтобы закрепить за собой имидж надежного источника, — считает Джейсон Кейси
Следите за своим профилем в соцсетях. Люди обращают внимание на то, как вы презентуете себя.
Поэтому контролируйте то, что вы постите в сети: аккуратнее с селфи-палкой, сомнительными перепостами того, что в пьяном угаре показалось вам остроумным, дозируйте котиков и ненормативную лексику, меньше губок уточкой и осторожнее с политикой.
Возможно, вы крутой специалист и отличный парень, но если ваша страница в Фейсбуке рассказывает исключительно о жизни вашего лексуса, байка или четырехглавой мышцы бедра, люди никогда не заметят на ней крутого специалиста и отличного парня, способного изменить мир к лучшему.
Не надо стесняться
Но самый верный способ, с помощью которого можно стать надежным источником, — это понимание того, что на самом деле представляют из себя ваши контакты.
Кто эти люди? Что им нравится? Что им не нравится? Что их мотивирует?
Не стесняйтесь задавать людям вопросы о том, что им действительно интересно. Это как раз тот случай, когда любопытство играет вам на руку.
Когда вы начнете понимать, что за люди вас окружают и что им нужно, тогда вы можете предпринять попытку дать им то, что они хотят. Чем чаще вам будет это удаваться, тем более надежным источником вы будете становиться.
Чем более надежным источником вы будете казаться, тем сильнее люди будут вам доверять.
И совершенно неважно, будет ли это доверие связано с бизнесом или нет. Но там, где нет доверия, не может быть отношений.
Взаимный интерес
Когда вам, наконец, удастся зарекомендовать себя в качестве контакта, заслуживающего доверия, люди, как правило, начнут сами проявлять к вам взаимный интерес.
Джейсон Кейси рекомендует уделить удовлетворению этого интереса 20% вашего времени.
Позвольте людям узнать вас получше: поделитесь с ними тем, что вам действительно важно, вовлекайте их в разговор — нет ничего зазорного в том, чтобы поговорить о детях, или о футболе, или о фильме, который вас вдохновил.
Забудьте на время о бизнесе и просто получайте удовольствие от общения друг с другом. Люди предпочитают работать с теми, кому они доверяют и кто им нравится.
Это важный момент, который нельзя прозевать. Даже если у вас все получается, не стоит недооценивать того, как именно вы раскрываете себя своим собеседникам.
«Я тот, кого полезно знать»
«Я тот, кого полезно знать» — по мнению эксперта по нетворкингу Синтии Гринэволт, эта фраза должна стать вашей мантрой.
«Почувствуйте, в чем ваша ценность, и имейте это в виду, — рекомендует она, — иначе вы так и зависните в состоянии „ну я надеюсь вам понравиться“ по отношению к своим собеседникам».
Если же вам удастся продемонстрировать собственную ценность, вы сможете выстроить взаимовыгодные отношения с большей степенью вероятности, чем если вы просто будете казаться милым, приятным в общении, но непонятно зачем нужным парнем.
В первую очередь определите для себя самого, в чем эта ваша «ценность» заключается, и продемонстрируйте именно ту ее часть, которая уместна при каждом конкретном взаимодействии, — уверенное знание клингонского (условно) вряд ли сделает вас ценным и интересным контактом в глазах фаната «Звездных войн» (тоже условно).
Гринэволт также советует «определить, что за „фрукты“ могли бы появиться на культивируемом вами „дереве“, потому что нет особого смысла упражняться в нетворкинге вслепую».
Следующий шаг
Когда вы заинтересовали людей и они знают, что на вас можно положиться, люди гораздо охотнее тратят свое время на то, чтобы поддержать ваши идеи, цели и/или бизнес.
Если вы продемонстрировали, что искренне заинтересованы в ком-то и готовы потратить на это свое время и энергию, люди в ответ, как правило, готовы сделать то же самое.
«Говорите о себе и о том, чего вы стараетесь достичь не более 10% времени, — советует Джейсон Кейси. — И не сомневайтесь: здесь есть только один способ добиться успеха — люди должны понимать, что и зачем вы делаете. Так что расскажите им об этом!»
Но будьте осторожны: не стоит все время декларировать заранее заготовленную «речь для лифта» (короткое и агрессивное коммерческое предложение. — Прим. БП), как советуют некоторые эксперты по личной эффективности.
Здесь мы говорим о стратегическом, долгосрочном подходе к нетворкингу, когда целью любой активности являются долговременные и взаимовыгодные отношения, а не просто попытка остаться ярким пятном в чьей-то краткосрочной памяти.
Если вы напористо говорите только о себе и о том, что вы делаете или хотите сделать, в лучшем случае вас запомнят как парня (или девушку), который говорит только о себе.
Ваша потенциальная ценность тут же снизится, равно как и доверие к вам. Ведь если вы контактируете с людьми только тогда, когда вам от них что-нибудь нужно, люди будут стараться держаться от вас подальше.
Выше мы затронули, так сказать, содержательную часть основ стратегического нетворкинга — мы говорили о том, КАК нужно общаться с людьми.
Теперь поговорим о не менее важной части любой коммуникации — о том, с КЕМ нужно общаться.
Карьерная близорукость
Большинство из нас выстраивают отношения с себе подобными — нынешними или бывшими коллегами, бывшими однокурсниками.
Как правило, у вас может быть несколько ценных контактов снаружи вашей индустрии. Если только вы не законченный экстраверт или сильно преуспели в нетворкинге, большая часть людей, с которыми вы так или иначе контактируете, работают примерно в том же поле, что и вы сами.
Это кажется нормальным и естественными, но, по мнению Дори Кларк, такая «близорукость» и замкнутость несет серьезный риск для развития вашей карьеры.
Во-первых, если круг ваших знакомств слишком узок, вы ограничиваете свои возможности в случае любых карьерных потрясений, что очень актуально для всех работающих по найму специалистов в нашей стране.
Допустим, вас сократили или ваша компания пошла ко дну, а единственные ваши контакты — это ваши же несчастные коллеги, которые находятся ровно в том же подвешенном состоянии.
И у вас нет никого «полезного» снаружи сложившейся ситуации, кто бы мог вам помочь.
Согласитесь: так себе перспектива.
Или наоборот: ваши дела идут в гору, отдел расширяется, а компания только выигрывает от затянувшегося кризиса, и вам нужна свежая кровь.
Это только кажется, что на рынке полно отличных специалистов по сходной цене. Все мы понимаем, что на серьезные позиции мы ищем людей в первую очередь через свой круг общения, и если он слишком узок, это непросто.
Кроме того, узость круга профессионального общения сильно искажает нашу картину мира и способствует профессиональной деформации. А это очень сомнительные инвестиции в будущее за пределами отдельно взятого уютного офиса.
Так что если вы озабочены собственным профессиональным и карьерным ростом, выходите из комфортной зоны и открывайте людей за пределами своей индустрии.
Разрывая круг
Во-первых, проанализируйте свои текущие контакты. Кто те 5–10 человек, с которыми вы проводите больше времени?
Во-вторых, составьте список своего «внешнего круга» — 50 или около того человек, которые могут оказать или оказывают влияние на вашу профессиональную жизнь. Кто эти люди? Находятся ли они снаружи или внутри вашей компании, являются ли они вашими коллегами?
Если более чем 70% людей, попавших во второй список, являются вашими коллегами, настало время задуматься о диверсификации круга общения.
Что делать
1. Вспомните, с кем из бывших коллег или друзей, кто занят в отличных от вашей отраслях (пусть даже смежных), вам нравилось общаться. Возможно, эти люди испытывают к вам такие же чувства, а значит, они наиболее близкая и доступная цель для расширения сети контактов.
2. Уделите нетворкингу почетное место в своем расписании. Как только вы поняли, что круг вашего общения слишком узок и вы начинаете в нем «киснуть», проводите больше времени в корпоративной столовой, знакомьтесь с новичками, не отвергайте предложения сходить на тренинг или конференцию.
«Нетворкинг никогда не бывает срочным», — говорит Дори Кларк, — он «не горит» и поэтому первым становится жертвой нашей вечной занятости. Потому так важно уделить общению с новыми людьми особое внимание.
3. Просите рекомендаций. Раз наш круг общения состоит из людей, так или иначе на нас похожих, пользуйтесь этим. Если вы ищите способы расширить свой круг контактов, поинтересуйтесь у существующих контактов, кого бы они могли вам порекомендовать.
«Ты ведь знаешь толковых разработчиков / того, кто ищет толковых разработчиков? Можешь мне посоветовать кого-нибудь из них? Да, я напишу ему в личку. Но могу ли я сослаться на тебя?»
4. Не ждите мгновенного результата. Это длинная и непредсказуемая игра. Люди, включая вас, меняются. Те, на кого, вы думали, можно сделать ставку, меняют работу, цели, теряют интерес. А те, о ком вы прежде даже не задумывались как о ценном ресурсе, внезапно оказываются таковым. Так что будьте пластичны и открыты в своих ожиданиях.
Текст: Ольга Летова, Иллюстрации: Константин Амелин
Послесловие:
Сергей Козлов, Генеральный директор МегапланаНа втором по счету моем рабочем месте мне довелось работать с одним человеком. Тогда не было еще понятия «нетворкинг», да и с английским у него было неважно. К тому, что дело было в Сибири.
Я тогда себя отождествлял с героем голливудского боевика. Ну те, которые голые по пояс и один в поле воин.
А мой коллега проповедовал нетворкинг. Самое главное — это связи с людьми, говорил мне он. Надо со всеми дружить. Отношения — самое важное. Я его не слушал, а зря. Не могу сказать, что он добился каких-то сногсшибательных успехов в карьере. Но мне следовало бы к нему прислушаться побольше.
Подписывайтесь на наш чат в Телеграме
Слушайте статью в iTunes
Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>