«Управляй мечтой» или «Стремиться к лучшему» — думаем, практически каждый из вас знает эти слоганы компании «Тойота». Сейчас это не просто японский автопроизводитель, а масштабная корпорация и ключевая фигура на рынке разработки транспортных средств — от внедорожников до пикапов и минивэнов, беспилотных авто, военной техники и даже планетоходов, с помощью которых астронавты смогут находиться на Луне без скафандров.
В 2020 году «Тойота» стала крупнейшим и самым прибыльным автопроизводителем, а в 2022-м заняла десятое место в списке крупнейших публичных компаний мира, по версии Forbes Global 2000, а в списке Fortune Global 500 стала 13-й. О том, как эта компания устроена, расскажем в статье, которую можно не только прочитать, но и послушать.
Система управления «Тойоты»
«Тойота» позиционирует себя как компания, которая постоянно улучшает процессы и продукт и в целом постоянно стремится к совершенству. О чём нам и говорит её слоган. Но такой девиз отражается не только в маркетинговых кампаниям и рекламных билбордах — при управлении командой и производстве лидеры японского бренда также придерживаются этой философии. Для многих японские машины наряду с немецкими всегда были синонимом качества, достаточно только сказать, что авто из Японии, чтобы производитель вызывал доверие.
Аббревиатура TPS, которая расшифровывается как Toyota Production System, — это система управления «Тойоты», основанная на принципах бережливого производства и входящая в обязательную программу многих бизнес-школ.
Лидерам «Тойоты» удалось не просто построить хорошее производство, а поставить его на конвейер, не жертвуя качеством. Нельзя оценивать «Тойоту» как просто производителя ещё и потому, что благодаря её лидерам мы получили такую методологию, как Lean, или бережливое производство, а впоследствии — инструмент Lean Canvas, который многие стартапы используют для детальной проработки проектов.
Историческая справка
В начале XX века Япония начала развиваться семимильными шагами — государство активно вкладывалось в развитие банковской сферы, промышленности и железных дорог. Казалось, что за подобной транспортной доступностью будущее, поэтому это было фокусным направлением госсубсидирования. А потом случилось великое землетрясение 1923 года, в котором погибло до 160 тысяч японцев, что сравнимо с потерями от бомбардировки Хиросимы.
Тогда японское государство оказалось беспомощным при столкновении с природным катаклизмом — неспособным эвакуировать пострадавших и восстанавливать повреждённые города. Особенно сильным финансовым ударом стали уничтоженные землетрясением те самые железные дороги, на которые японское государство возлагало большие надежды.
Так, политика разительно поменялась, и вместо вливания бюджета в железные дороги фокус сместился на легковые и грузовые автомобили. Сначала в Японию начали завозить иностранные авто, но затем японская компания «Тойота», которая владела текстильными фабриками по всей стране и производила для них станки, решила сменить направление развития — и в 1937 году стала автопроизводителем.
Основные идеи TPS
Что же по сей день помогает «Тойоте» оставаться впереди? Как-то один из ключевых сотрудников компании и основателей бережливого подхода сказал: «Всё, что мы делаем, — это следим за отрезком между размещением заказа и получением денег за выполненную работу. Мы избавляемся от потерь времени и устраняем все операции, не ведущие к росту добавленной ценности товара».
Важнейшая философия «Тойоты» — работа по принципу самообучающейся организации, где сотрудники проявляют инициативу, экспериментируют, рискуют и обучаются на собственном опыте. Важно понимать, что «Тойота» — это история не про конвейер, а про креативный подход в работе и улучшении производства — оптимизации как материальных, так и временных ресурсов, чтобы оправдать слоган компании «стремиться к лучшему».
Что отличает «Тойоту» и её подход от обычных фабрик и промышленных производств:
- Нет конвейерности. Часто конвейерное производство приводит к производству избыточному, которое является основным видом потерь в других компаниях, по мнению лидеров «Тойоты». Как результат — излишки товаров, дополнительные расходы на логистику, сотрудников и склады.
- Отсутствие нездоровой погони за продуктивностью. Нельзя забывать, что вечная погоня за ускорением работы приводит к перепроизводству и росту издержек. Скорость должна зависеть от спроса рынка.
- Поддержка сотрудников, которые проявляют вовлечённость в работу и особое внимание уделяют заботе за расходами. Не просто тратят «бюджетные деньги», а думают так, словно это их деньги, которые следует экономить.
Для TPS-подхода крайне важно сокращать бессмысленные действия. Он и называется бережливым, потому что помогает осознанно подходить к тем или иным расходам. Эффективное производство является таковым только тогда, когда каждое действие продумано и оправданно, не совершается лишних и бесполезных шагов. При опоре на концепцию бережливости производство фокусируется на том, чтобы оставаться эффективным, исключая неразумные и нецелесообразные расходы или неэкологичные траты, которых можно было избежать.
Борьба с ошибками
Приведём примеры самых популярных ошибок в работе, которые бережливое производство помогает замечать и которых помогает избегать:
Избыток производственного сырья. Если не контролировать уровень спроса, это приводит к тому, что сырьё отправляется «на полку» и просто залёживается без дела. Впоследствии такое решение приводит к снижению качества готовой продукции и дополнительным затратам на хранение излишних запасов.
Лишние действия — перемещения на производстве рабочих или, например, лишняя транспортировка продукции. Как результат, рабочие менее эффективны, так как сильнее устают от бессмысленных действий, а бесполезное движение товаров влечёт за собой дополнительные расходы и риски повреждения продукции.
Концептуально подход «Тойоты» к производству делится на 4 принципа:
- Философия долгосрочной перспективы.
- Правильный процесс даёт правильные результаты.
- Добавочная ценность организации через сотрудников.
- Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение.
Разберём каждый подробнее.
Философия долгосрочной перспективы
Всегда проще принимать решения в угоду быстрому заработку — например, запустить быструю акцию, чтобы в этом месяце выполнить план. Но выполнить план в этом месяце не значит выполнить в следующем — тогда приходится продлевать акцию, сталкиваться со снижением прибыли из-за скидок, а также снижением долгосрочного интереса потребителей из-за вечного «впаривания» своего продукта.
Принимая управленческие решения «Тойота» советует основываться на долгосрочной перспективе, пусть и в ущерб краткосрочным финансовым целям.
Правильный процесс даёт правильные результаты
Эффективное производство отличается от конвейера тем, что второе просто непрерывно создает товары без оценки качества и пользы, фокусируясь лишь на скорости и денежных приобретениях. Правильный процесс — это непрерывное добавление ценности, где любое движение товаров или процессов происходит прозрачно, процессы постоянно улучшаются, а проблемы не прячутся под ковёр.
Устраняйте потери
Это один из важных тезисов бережливого подхода. Минимизируйте перегрузку оборудования или сотрудников. Работайте над равномерным распределением нагрузки во всех процессах, чтобы избегать авралов и простоев — контролируйте колебания спроса рынка, чтобы избежать избытка товаров и бессмысленных действий. Сведите к минимуму незавершённое производство и складирование запасов. Держите в запасе небольшое число изделий и пополняйте их по мере уменьшения их количества.
Иногда, когда вы понимаете, что рабочий процесс идёт не по плану, самым правильным решением будет остановка производства: ваша главная цель уже не финансовые показатели, а качество, доверие и лояльность потребителей. Уделяйте время решению таких проблем, оценивайте проблемы на производстве и контролируйте возможные риски и ненужные издержки. Забота о потребителе начинается уже в процессе производства товара — в компании «Тойота» это понимают, как никто другой.
Добавляйте ценность организации
В выпуске про «Амазон» мы говорили, что компания предпочитает растить лидеров внутри организации, чем переманивать их извне. В «Тойоте» поддерживают такое правило: они верят, что компанией должны управлять те, кто досконально знает все процессы изнутри.
Постоянное решение проблем стимулирует обучение
Высший менеджмент «Тойоты» заинтересован в решении проблем, которые возникают у сотрудников или клиентов, и придерживаются японской философии «генти генбуцу»: нельзя решить проблему на расстоянии, когда ты не до конца погружён в контекст. При возникновении проблем, ответственный за данный участок работ управленец отправляется непосредственно на производство, чтобы на месте понять, что, собственно, произошло и что с этим делать.
На самом деле, мы лишь слегка коснулись основополагающей японской философии бизнеса — кайдзен. Если вам было бы интересно узнать о ней больше, напишите об этом в комментариях. А пока надеемся, что пример «Тойоты» поможет вам эффективнее управлять своей мечтой.
Редакция Мегаплана. Иллюстрации: Лидия Пожидаева.
Подпишитесь
на рассылку Мегаплана
Или следите за нашими обновлениями в Telegram>
