Просмотрено 9866 Комментарии 13 минут

Классовые противоречия

Классовые противоречия

Поиск новых работников — одна из самых мучительных, нудных и энергоeмких обязанностей, с которой время от времени сталкивается любой работодатель. Помимо времени и сил, поиск работников часто забирает еще и веру в людей, по крайней мере в их профессиональные качества.

Поиск работы — одна из самых неприятных, стрессогенных и изматывающих ситуаций, с которой рано или поздно сталкивается почти каждый из нас.

Воодушевившись вашей, дорогие читатели, бурной реакцией на откровения замученного безуспешными поисками специалистов топ-менеджмента Мегаплана, мы опросили своих знакомых и знакомых знакомых.

И да, мы снова составили список.

На этот раз список работодателей и ситуаций, которые раздражают нас при приеме на работу настолько, что работать с такими компаниями мы станем только тогда, когда деваться будет уж совсем некуда.

Неуважение к соискателю

Почему-то считается, что уважение — это такая награда за многочисленные достижения, которую еще нужно заслужить.

Культура российского рекрутинга в большинстве случаев, похоже, строится именно на этом принципе. Особенно сейчас, когда работодатель уверен, что он на рынке главный. Поэтому соискатель может бесконечно тратить свое время, заполняя идиотские бумаги или ожидая, когда его наконец примут.

Алина, помощник руководителя:

«Бесит, когда приходишь на собеседование с распечатанным резюме, а тебе подсовывают анкету из 5 листов, где нужно указать всю ту же информацию, что есть в резюме. Иногда просят данные о месте работы родителей и их телефоны. Всегда интересовал вопрос: зачем?»

Классовые противоречия 1

Это на «вечно загнивающем» Западе при приеме на работу незаконно спрашивать про возраст и семейное положение. А для наших работодателей не существует понятия приватности и неприличных вопросов.

«На одном из собеседований тетя-начальница задавала исключительно личные вопросы из серии „замужем / не замужем?“, „дети есть/нет?“, „кого вообще предпочитаю?“ (это убило)…
А еще однажды на собеседовании спросили, не смущает ли меня слово „презерватив“…»

Классовые противоречия 2

Лидеры рынка

Если вам кажется, что снисходительное отношение, неуважение к соискателю и синдром «тупого эйчара» — проблема мелких и средних компаний, мы вас разочаруем.

Крупные и успешные российские предприятия при поиске сотрудников ведут себя ничуть не лучше. Но эти ребята не утруждают себя хорошими манерами почти сознательно: они же уверены, что любой кандидат готов вытерпеть любые страдания за право быть принятым к ним на работу. Проблема в том, что по большому счету они правы.

Валентина, главный бухгалтер:

«Проходила собеседование в одной очень крупной группе компаний. Сначала беседа с HR — заполнила анкету по бухучету и налогам на 10 листах. Потом час ждала и прошла еще одно собеседование с HR в другом кабинете (я думаю под запись) на час с вопросами про декреты, детей и т. д.

Классовые противоречия 3

Затем еще час ожиданий и двухчасовой перекрестный «допрос» с двумя работающими там главбухами, которые в конце сказали, что меня еще должны проверить в СБ на предмет других работ и подработок. При этом мобильники на работе у них запрещены, Интернет только на одном компе, с которого отправляют эл. отчетность. Зашла я в здание в 10:00, вышла в 17:00 с твердой уверенностью, что работать у них не буду. Через день они позвонили с приглашением выйти к ним на работу, я их культурно «отправила в лес»».

Возможно, все эти мытарства имеют смысл и в будущем они окупятся с финансовой и карьерной точек зрения. Кроме того, существуют позиции, требующие серьезного и изматывающего кандидата отбора.

Подумайте о том, что работодатель вовсе не хочет вас унизить, а лишь проверяет вашу устойчивость к работе в жестких условиях. И тогда это всего лишь правила игры, которые вы можете принимать или нет.

Правда, нужно понимать, что лояльности со стороны работников такие правила точно не добавят. Особенно если речь идет о молодых квалифицированных специалистах.

Жуликоватость

Крайне неприятной особенностью многих российских компаний является неистребимая тяга их руководства нажиться на всех подряд, в том числе и на соискателях.

Пытаясь «отжать» на ровном месте хоть что-нибудь, потенциальный работодатель, совершенно не стесняясь, обманывает соискателя, заставляя его работать бесплатно.

Анна, руководитель отдела тестирования:

«В качестве тестового задания мне как-то предложили доделать „горящий“ проект бесплатно. А в моем родном городе есть компания, которая вечно ищет тестировщиков. На собеседовании их ждет предложение: „А протестируйте наш сайт“. На самом деле никого на работу руководство брать и не собирается. Зачем? Всегда найдется кто-то, кто сделает эту работу бесплатно».

С «тестовыми заданиями», которые, по сути, являются полноценными проектами и за которые в приличных местах полагается платить, сталкивались почти все специалисты в области IT, дизайна и медиабизнеса, когда-либо искавшие работу.

Классовые противоречия 4

Ирина, редактор онлайн-издания:

«У нас в компании есть практика бесплатного использования стажеров. Стажеру так и говорят: ну походи, попиши нам чего-нибудь, мы посмотрим. Человек пишет, заметки выходят, всех все устраивает. Но на работу его брать не спешат и тянут до последнего».

Самое раздражающее в ситуации с «тестовым заданием» то, что не так-то легко понять, обманывает тебя потенциальный работодатель или нет.

Размер и известность компании ничего не гарантируют: соискателей водят за нос в том числе крупные и очень известные проекты. Зачем они это делают? Экономия от такой кадровой политики крайне сомнительна, а репутационный риск совершенно очевиден.

Юлия, маркетолог:

«Раздражает, когда работодатель предлагает сделать сложное и специфическое тестовое задание, перед тем как он посмотрит мое резюме. Хотя бы обозначил конкретные условия работы, например уровень зарплаты.

Начинает казаться, что на низком рынке эйчары настолько зажрались, что серьезно считают, что ты должен потратить вслепую три дня своей жизни на разработку концепции, сделать еще кучу сложной и требующей глубокого погружения в специфику конкретного ресурса работы, чтобы потом выяснить (через автоответчик Хэдхантера), что на самом деле вакансия давно в архиве и ленивый эйчар просто забыл убрать ее с рекрутингового сайта».

Классовые противоречия 5

С другой стороны, все вышеперечисленные отрасли народного хозяйства имеют очень выраженную специфику, и никакое резюме и даже личная встреча не гарантируют работодателю, что соискатель способен справиться с работой. И тут тестовое задание становится необходимым этапом для принятия решения обеими сторонами.

В этом случае оптимально, когда серьезное тестовое задание, которое требует глубокого погружения и отнимает у соискателя массу времени и сил, является одним из финальных этапов процесса приема на работу. При этом тест должен быть одинаковым для всех соискателей, его должны разрабатывать профильные специалисты компании.

Мания величия

Каждый человек считает себя центром мироздания. И каждый разумный человек понимает, что это смешно и наивно, хотя бы потому, что рядом с ним ходят миллионы таких же «пупов земли». Но такими нас создала эволюция. Вера в собственную исключительность и осмысленность существования помогает нам выжить, заставляет вставать по утрам, чистить зубы, заправлять постель и бежать на работу.

То же самое и с компаниями. Но если разумный человек стесняется выглядеть идиотом, громко заявляя о своем ключевом месте в этой Вселенной, то компании стесняться особенно нечего, даже если про нее известно исключительно паре сотен клиентов и налоговой инспекции.

Почему-то, стараясь копировать успешные, богатые и знаменитые западные компании при выстраивании корпоративной культуры, российские предприятия не спешат обустраивать рабочие места в соответствии со всеми правилами эргономики.

Они не спешат повышать лояльность сотрудников полисами ДМС, корпоративным фитнесом или хотя бы бесплатными завтраками.

Российский работодатель часто компенсирует отсутствие дополнительных материальных благ за счет показной веры в исключительность и мнимое величие родной конторы.

И это очень раздражает. А при приеме на работу это раздражает особенно.

Классовые противоречия 6

z-o-s-c-h (автор комментария к статье «Осенний призыв»)

«Русский околоайтишный соискатель редко ищет работу в „Этой И Только Этой Компании“. Главное для него — чтобы была возможность делать „крутотень“ и чтобы платили достойно. А где именно — в Мегаплане, Яндексе, МейлРу там, — пофиг, если честно. Без обид. На мой взгляд, в России нет бренда типа Эпла, которому хотелось бы просто отдаться за идею.

Я не сомневаюсь, что аппетит приходит во время еды. Поработав несколько месяцев, влившись в команду, заразившись энтузиазмом, можно стать евангелистом ценностей и продуктов компании, в которой работаешь. Но чтобы прямо в нулевой точке „гореть“ конкретной компанией, это исключительная для России ситуация. На мой взгляд».

Компания не может быть успешной при полном отсутствии мотивирующей идеологии и веры в свою исключительность.

Может быть, со стороны это выглядит наивно, но ни одна великая компания, равно как и великая личность, не добилась бы ничего без одержимости собственными идеями и самоотдачи.

То, что соискатель не имеет достаточного представления о компании, в которую он намерен трудоустроиться, — проблема соискателя.

Но то, что компания считает, что каждый соискатель должен проникнуться к ней сильными чувствами с первого взгляда, — безусловно, очень большая проблема компании.

Классовые противоречия 7

Паранойя и странные вопросы

Еще одно удивительное свойство отечественного работодателя, которое иногда перекрывает все его потенциальные достоинства.

Людмила, экономист:

«У меня мужа на полиграфе проверяли (он устраивался на работу к одному олигарху на должность управляющего по недвижимости). Собеседование проводил „бывший“ сотрудник органов. После полиграфа мужу вынесли вердикт, что он алкоголик и наркоман . И потом сразу дали анкету на 500 „вопросов“» Один вопрос помню до сих пор))) Какого цвета по утрам ваш кал? Самое интересное, что его взяли ».

С некоторой натяжкой можно допустить, что вне государственных силовых структур и органов внешней разведки существуют позиции, требующие использования детектора лжи.

Классовые противоречия 8

Можно даже представить, что компания ищет супергероев для спецопераций в параллельном мире, поэтому задает им откровенно нелогичные или провокационные вопросы, проверяя их психологическую устойчивость.

Михаил, системный администратор:

«Мне тоже на собеседовании задавали вопрос о цвете кала плюс „Испытываете ли вы удовольствие от дефекации?“ и сразу за этим: „Вы наступаете на трещинки на асфальте или стараетесь их перешагивать?“».

Вспомнил, как я еще в одном месте рисовал человечка и домик из геометрических фигур. В зависимости от этого они собирались строить мой психотип:)

Но в большинстве случаев речь идет о «мирных» позициях, не предполагающих невыносимых испытаний и непосредственной ответственности за судьбы мира или бюджет отдельно взятого государства.

Поэтому полиграф и список вопросов для шокового собеседования, применяемые к менеджерам среднего звена, дизайнерам, программистам и журналистам, выглядят, мягко говоря, странно, не говоря уже о том, что они нарушают все приличия.

Это все равно что сразу признаться потенциальному работнику: «Да, мы никому не доверяем. Это жестокий мир, все пытаются нас обворовать. А как мы узнаем, что, может быть, ты тоже вор? А то и маньяк?»

Ну и напоследок самое «вкусное».

Неприличные предложения

Конечно, встреча работодателя с соискателем — стресс для обеих сторон. Для некоторых этот стресс настолько сильный, что мы не беремся даже классифицировать их реакцию.

Но с удовольствием поделимся увлекательными и поучительными историями из опыта наших сотрудников и читателей.

Марина, начальник отдела по работе с клиентами:

«Несколько лет назад при устройстве на работу в одну из крупных телекоммуникационных компаний руководство живо интересовалось, под каким знаком гороскопа я родилась. Им это было очень важно для принятия решения».

Полина, копирайтер:

«У меня был случай, когда после продолжительной сугубо деловой беседы меня спросили, верю ли я в Бога… А в Сатану?»

Александр, менеджер по продажам:

«Однажды в конце собеседования работодатель предложил „слить“ всю клиентскую базу, иначе на работу не возьмут. В другой раз в ходе собеседования, директор компании просветил, что у них есть график, по которому сотрудники по очереди стирают шторы, которые висят в офисе. Хорошо, что эти вопросы всплыли на собеседовании».

Александра, редактор:

«Пришла я устраиваться литературным редактором в пермское книжное издательство.

Само собеседование проходило достаточно мило и на удивление быстро, пока будущий начальник не предложил „замахнуть“ коньяку.

Мне бы насторожиться, но нет, уж больно название „литературный редактор“ привлекло. В общем, меня взяли сразу после собеседования, велели приходить завтра к 9 утра. Я просидела весь день откровенно без дела, выяснив, что выходить из офиса нельзя, курить нельзя, кофе нельзя — только чай, обедать обязательно всем вместе.

Одурев от безделья, пошла к боссу спрашивать, а что, собственно, делать. „Ну вот хоть стихи почитай, может, ошибку найдешь. А вообще давай выпьем, сейчас или вечером?“ В общем, я сбежала оттуда, не дожидаясь окончания рабочего дня».

А что в итоге

Невозможно полностью сгладить противоречия между работником и работодателем, но и той, и другой стороне хотя бы в уме стоит иногда меняться местами.

Работодатель, чтобы он там про себя не думал, должен понимать, что крепостное право отменили еще в позапрошлом веке и сам факт наличия вакансии не делает из него царя-батюшку.

А наем нового работника — это не покупка новой машины. Люди, которые работают на вас, не являются вашей собственностью. Их личная жизнь, предпочтения, внешний вид и привычки, если они не имеют отношения к работе, — их персональное дело.

Работнику стоит принять как факт то обстоятельство, что продвижение по карьерной лестнице — это состязание, в котором недостаточно простого участия.

Да, писать сопроводительное письмо каждый раз — это утомительно и неприятно, но в большинстве случаев совершенно необходимо. Потенциальный работодатель не виноват в том, что это уже десятое сопроводительное письмо, которое Вы составляете за последний месяц.

Просто подумайте о том, что он вообще не знает о вашем существовании. И это вы хотите быть замеченным среди десятков других кандидатов с одинаковыми резюме.

Да, работодатель может задавать разные, иногда странные вопросы. Он знает свою компанию и команду лучше, чем вы, и ему важно понимать, вписываетесь вы туда или нет. Но решать, подходит ли вам компания, интересующаяся вашим семейным положением, знаком зодиака и ночными кошмарами, все равно вам и никому другому.

Текст: Ольга Летова, Иллюстрации: Константин Амелин

Послесловие:

Сергей Козлов, Генеральный директор Мегаплана

У меня было собеседование в печально известном «Оборонсервисе» . А тогда еще он не был на слуху. На собеседовании было две анкеты: на логическое мышление и на психологический портрет. Прошел до второго тура, выполнил задание домашнее на анализ финансово-хозяйственной деятельности. Мне рассказала их эйчар, какая передовая компания у них и какая толковая барышня во главе холдинга стоит (Васильева, соответственно). А потом они не перезвонили, а потом в новостях я прочитал о первом деле «Оборонсервиса» в Самаре — продали недвижимость.

Подписывайтесь на наш чат в Телеграме

Слушайте статью в iTunes

Для Android: попробуйте такой вариант и обязательно напишите, как вам.

Вам понравилась статья?

0